Органы исполнительной власти Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения.

Работа содержит 1 файл

Органы исполнительной власти Российской Федерации.docx

— 58.04 Кб (Скачать)

определяет в  пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных  компонентов государственных образовательных  стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы  выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;

участвует в  разработке реализации государственной  финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в области  образования; осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных  нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных  учреждений.

В функции Министерства входит также присвоение ученого  звания профессора, доцента научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего дополнительного профессионального  образования и ученое звание профессора научным работникам научных учреждений и организаций. Оно создает действующие  на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), контролирует их деятельность, утверждает персональный состав советов и устанавливает  перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право  приема и защите диссертаций. Министерство присуждает в уставленном порядке  научным и научно-педагогическим работникам ученые степени, проверяет  выборочно аттестационные дела и  диссертации соискателей ученой степени кандидата наук. Оно может заслушивать отчеты руководителей диссертационных советов с целью изучения и обобщения опыта их работы.

В целях реализации своих функций Министерство образования  вправе издавать в пределах своей  компетенции, в том числе совместно  с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовое акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в  ведении которых находятся образовательные  учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним. Оно имеет  право инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные  учреждения, любой орган управления образованием в порядке надзора. Министерству предоставлено право  запрашивать в установленном  порядке у федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления образовательных  учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы  и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления  возложенных на Министерство задач. Для осуществления своих функций  оно может создавать в установленном  порядке при Министерстве научные, научно-технические и другие советы и комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие  группы для решения вопросов развития образования и научной деятельности.

Возглавляет Минобразование России министр, который осуществляет руководство министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнением  возложенных на министерство задач  и функций. Он является председателем  коллегии министерства, в которую  по должности входят заместители  министра, а также руководители структурных  подразделений центрального аппарата министерства, ведущие ученые, специалисты  и общественные деятели. Коллегия является совещательным органом, ее решения  оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами  министра. В составе министерства в целях обеспечения единой государственной  политики в области государственной  аттестации научных и научно-педагогических кадров образуется Высшая аттестационная комиссия Министерства образования  Российской Федерации.

Министр образования  как руководитель министерства представляет в Правительство проекты законодательных  и иных нормативно-правовых актов  по вопросам входящим в компетенцию  его ведомства; утверждает уставы, находящихся  в ведении министерства образовательные  учреждения и в установленном  порядке (утверждает и освобождает  от должности руководителей этих учреждений); издает приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками министерства и находящимися в его ведении образовательными учреждениями и организациями; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата министерства, утверждает положения о его структурных  подразделениях и т.д.

Министерство  насчитывает более тридцати структурных  подразделений, обеспечивающих осуществление  его основных задач и функций. Они включают управления (управления высшего профессионального образования, среднего специального профессионального  образования, управления развития образования, управление лицензирования, аккредитации и аттестации и др.), департаменты (образовательных программ и стандартов общего образования, государственной  аттестации научных и научно-педагогических работников и др.), отделы (нострификации, информатизации образовательных учреждений, специальный отдел и др.).

Свои задачи и функции Министерство образования  РФ осуществляет во взаимодействии с  ведомственными государственными органами управления образованием и органами управления образованием субъектов  Федерации.

4. Федеральные  ведомственные органы управления  образованием. К группе этих органов  относятся министерства и ведомства,  которые имеют в своем ведении  отраслевые образовательные учреждения  и для управления или создают  в своей структуре специализированные  подразделения (главные управления, управления, отделы). В отраслевых  образовательных учреждениях (военных,  медицинских, юридических, музыкальных,  сельскохозяйственных и т.д.) готовятся  специалисты в основном для  одной отрасли. Такие профильные  образовательные учреждения имеют  министерство обороны, внутренних  дел. ФСБ, иностранных дел, юстиции,  здравоохранения и др. В компетенцию  этих министерств и ведомств  входят вопросы планирования  подготовки специалистов, порядка  назначения или выборов руководителей  этих учреждений, порядка их финансирования  и иных видов обеспечения, порядка  приема и зачисления граждан  в эти учреждения и т.д. Вместе  с тем для всех этих ведомств  правовые акты управления министерства  образования РФ касающиеся содержательной  стороны образования, являются  обязательными для исполнения.

Государственные управления на уровне субъектов федерации  осуществляется их органами исполнительной власти общей и отраслевой компетенции. К органам отраслевой компетенции  относятся: в республиках - министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, отделы образования. Эти органы непосредственно  не входят в систему органов Министерства образования, однако назначение их руководителей  осуществляется по согласованию с министром  образования. К компетенции органов  управления образованием субъектов  федерации относятся:

осуществление федеральной государственной политики в сфере образования;

разработка и  реализация региональных программ развития образования с учетом национальных, региональных особенностей, разработка и утверждение национально-региональных компонентов государственных образовательных  стандартов;

создание, реорганизация  и ликвидация подведомственных им образовательных  учреждений;

лицензирование  образовательных учреждений (за исключением  вузов);

организация издания  учебной литературы, разработка примерных  учебных планов и программ курсов, дисциплин;

обеспечение соблюдения законодательства РФ в области образования  и контроль за исполнением государственных  образовательных стандартов;

издание нормативных  документов в пределах своей компетенции  и др.

В целях конкретизации  основных задач Федеральной программы  развития образования, введенного в  действие Федеральным законом от 10 апреля 2000 г., органы субъектов Федерации  приняли соответствующие региональные программы, учитывающие социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности конкретного региона. В рамках реализации этих программ и государственной политики в сфере образования органы исполнительной власти в субъектах федерации тесно взаимодействуют с Министерством образования РФ. Это взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, путем  предусмотренного Федеральной программой, формирования координационных планов ежегодных совместных действий Минобразования и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Во-вторых, посредством  оказания министерством образования  РФ методической помощи в нормативной  работе. Так, в целях повышения  эффективности контроля за соблюдением  органами управления образованием и  образовательными учреждениями законодательства, министерством образования были разработаны Примерное положение  об инспекционной деятельности управления образованием субъекта РФ, Примерная  инструкция о порядке инспектирования  и др. В-третьих, важной формой взаимодействия является деятельность при Министерстве Совета руководителей органов управления образованием, субъектов РФ выполняющего консультативные и координационные  функции.

4. Органы исполнительной  власти Субъектов  Российской Федерации

Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации 

Конституция РФ, исходя из принципа федерального устройства России, определила основные подходы  к организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции субъекты Федерации самостоятельно устанавливают  систему органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя и общими началами, закрепленными в Федеральном  законе "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов субъектов  Российской Федерации" от 6 октября 1999г. К числу общих принципов, сформулированных в этом законе относятся:

государственная и территориальная целостность  РФ;

верховенство  Конституции РФ и федеральных  законов на всей ее территории;

единство системы  государственной власти;

разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или  большей их части в ведении  одного органа государственной власти либо должностного лица;

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и ее субъектов;

самостоятельное осуществление органами государственной  власти субъектов РФ принадлежащих  им полномочий;

самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Конституция РФ и Закон "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ" закрепляют основополагающие начала построения систем государственной власти субъектов  Федерации, гарантируя их определенное единообразие. Однако они позволяют  учитывать специфику субъектов  Федерации и тем самым сочетать единство и разнообразие в организации  их законодательных и исполнительных органов.

Полномочия субъектов  Федерации по организации собственной  системы органов исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Содержание этих полномочий составляют:

право разрабатывать  и принимать соответствующие  акты, являющиеся правовой основой  системы органов исполнительной власти субъектов Федерации;

право самостоятельно избирать организационно-правовые формы  органов исполнительной власти, устанавливать  их структуру, распределять функцию  и компетенцию между различными видами органов;

право проводить  мероприятия по образованию органов  исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);

право осуществлять политико-правовое, организационное  и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.

Системы органов  исполнительной власти субъектов Федерации  в пределах ведения РФ и совместное ведения РФ и ее субъектов входят в единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принцип  единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в  субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными  традициями, но и, прежде всего, конституционно-правовыми  различиями в положении таких  субъектов.

В организации  исполнительной власти республик - субъектов  Федерации отражаются специфические  черты их конституционного положения  и особенностей развития. Основными  элементами их системы на уровне органов  общей компетенции являются, чаще всего, единоличный орган - глава  исполнительной власти (Президент, Председатель правительства, глава республики) и  коллегиальный орган - Правительство. На уровне органов государственной  администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми  формами являются министерство, государственные  комитеты, комитеты, главные управления.

Наиболее типичными  моделями, характеризующими организацию  исполнительной власти в республиках - субъектах Федерации являются:

Система органов  исполнительной власти возглавляется  Президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем Правительства (Республика Бурятия и Республика Тыва). Правительство  формируется Президентом, который  руководит его деятельностью.

Система органов  исполнительной власти, в которой  Президент является по конституционному акту главой государства, высшим должностным  лицом и главой исполнительной власти. Создание высшего органа исполнительной власти общей компетенции не предусмотрено. Президент наделен полномочиями для организации и осуществления централизованного оперативного руководства отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти (Республика Калмыкия).

Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации