Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:56, курсовая работа
Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор), российское агентство - генеральный директор, федеральный надзор - начальник. Руководителей всех этих органов назначает и освобождает от должности Правительство РФ, за исключением руководителе органов, подведомственных Президенту РФ.
Территориальные
органы министерств и ведомств РФ.
Исполнительная власть РФ реализуется
не только через центральные органы
государственной администрации, но
и через их территориальные структуры
в тех случаях, когда эти органы
образуют такие структуры. Территориальные
ораны созданы госкомитетом, Минобороны,
Минюстиции, Министерством иностранных
дел, Госатомнадзором и многими
другими федеральными органами. Территориальные
структурные подразделения
Вместе с тем
территориальные органы создаются
в сфере исключительного
Органы исполнительной власти субъектов РФ
В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включает элементы организационной подчиненности. Они подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В соответствии
с Законом "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органах государственной
власти субъектов Российской Федерации"
1999 г. (в ред. 2000 г.) Президент РФ вправе
отрешать от должности высшее должностное
лицо (руководителя высшего исполнительного
органа) субъекта Федерации. Президент
и Правительство Федерации
Таким образом,
в субъектах РФ система органов
исполнительной власти как бы раздваивается.
Часть из них относится к общероссийской
вертикали и к системе органов
субъектов Федерации, другая часть
органов исполнительной власти субъектов
РФ структурно выводится за рамки
единой исключительной власти России,
возглавляемой коллегиальным
2. Правовой статус правительства Российской Федерации
1. Понятие и
состав Правительства РФ. Правительство
- это коллегиальный орган общей
компетенции, издающий от
Президент РФ не является главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает от должности министров - членов Правительства. Таким образом, в состав Правительства РФ не может быть определен без решающего участия Президента РФ.
В состав Правительства РФ входит: Председатель правительства, его заместители и федеральный министр.
Председатель
Правительства РФ возглавляет Правительство.
В соответствии с Конституцией РФ,
федеральными законами и указами
президента РФ он определяет основные
направления деятельности Правительства
и организует его работу. Определение
основных направлений правительственной
деятельности происходит путем выбора
Председателем Правительства
Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии распределениям обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.
Федеральные министры
как члены Правительства
Президиум. Для решений оперативных вопроса Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяются не законом и указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли. Заседание этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.
На членов Правительства в связи с их пребыванием в его составе распространяются ограничения, предусмотренные Законом "Об основах государственной службы российской Федерации" 1997 г.
2. Полномочия
Правительства РФ. Общие и основные
полномочия Правительства РФ
определены в статье 114 Конституции
РФ и в статье 13 Закона "О
Правительстве Российской
осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
осуществляет
регулирование в социально-
разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;
осуществляет управление федеральной собственностью;
обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные
целевые программы и
реализует предоставленное
ему право законодательной
Общие полномочия Правительства РФ применительно к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства и общества конкретизируются в восьми статьях (ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997г. Однако полномочия Правительства не ограничиваются их перечнем, приведенном в данных статьях. При определении компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его полномочий: Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.
Правовыми формами
реализации Правительством своих полномочий
являются постановления и распоряжения,
которые обязательны к
В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации