Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:04, реферат
Государственная медицина в России существует уже более 400 лет. Ее основополагающим принципом еще в 16 веке была признана «необходимость государственной заботы о больных и немощных».1 В отличие от стран Западной Европы с сильными общественными институтами и традициями, становление отечественного здравоохранения в основном проходило в недрах российской государственности: от первых государственных учреждений – Аптекарского приказа (1581г), Медицинской канцелярии (1721-1762гг), Медицинской коллегии (1763-1803гг), до создания приказной медицины, уездных врачей, позднее – врачебных управ с определенным уровнем децентрализации и элементами хозяйственной самостоятельности. Во второй половине 19 века в стране появилась земская медицина, затем фабрично-заводская и городская (муниципальная),
Введение 3
Правовые основы государственного управления в сфере здравоохранения 4
Понятие и принципы здравоохранения и системы здравоохранения 4
Нормативно-правовые основы системы здравоохранения 9
Система органов государственного управления здравоохранением и их компетенция 11
Министерство здравоохранения и социального развития 12
Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 18
Федеральное Агентство в сфере здравоохранения и социального развития 22
Управляемые объекты здравоохранения 27
Проблемы системы здравоохранения РФ и пути ее совершенствования 30
Заключение 36
Используемая литература 37
На мой взгляд, все вышеперечисленные проблемы можно разделить на две большие группы:
Соответственно, для эффективного решения поставленных задач, можно действовать в двух основных направлениях:
Мое внимание привлекла концепция Акопяна А.С. по возможной реструктуризации системы здравоохранения в РФ.36 Хотя исследователь предлагает довольно интересный метод ее совершенствования, при более пристальном изучении данный метод вызывает сомнения в своей эффективности и применимости.
Акопян А.С. считает, что необходимо юридическое разукрупнение части существующих юридических лиц и их структурных подразделений. Такое разукрупнение должно накладываться на технологическое разделение функций, реально существующее между различными подразделениями одного и того же крупного комплекса. Например: отделения больницы; разнообразные функциональные и диагностические службы и лаборатории, призванные предоставить услуги пациентам различных отделений. Тогда, как пишет Акопян А.С., и руководители, и работники этих подразделений, обладающие определенными производственными ресурсами, обретут всю полноту прав по их рациональному использованию и будут нести всю полноту ответственности за эффективность своей работы в рамках ГК РФ и договорного права. Место административной подчиненности должна занять находящаяся сейчас в тени профессиональная и технологическая взаимозависимость подразделений. Последняя предопределена местом работы, традициями, займами, маркетингом, отношениями, связями, сопровождающими деятельность каждого врача.
Опасения вызываются
возможными последствиями предложенного
способа реструктуризации. Юридическое
разукрупнение может привести к
потере управляемости различных
учреждений здравоохранения и
Однако Акопян А.С. видит лишь положительную сторону такого разукрупнения. Он считает, что данная схема приведет к передаче прав самофинансирующимся производственным единицам, а следовательно и к сокращению функций аппарата и его штатного состава.
Следующий вариант «усовершенствования» системы здравоохранения РФ предусматривает расширение платности медицинских услуг без структурных перемен. На мой взгляд, это означает бесконтрольный и стремительный переход к рыночным отношениям, что неизбежно вызовет распад системы медицинского обслуживания на две практически не связанные между собой части:
Очевидно, что данный способ совершенно неприемлем в качестве пути совершенствования системы здравоохранения РФ по причине неизбежности столь негативных последствий.
Наиболее подходящим выглядит третий вариант решения поставленных проблем. А именно, четкое нормативно-правовое разграничение сферы платных и бесплатных медицинских услуг. Каждый гражданин должен знать свои права: какие услуги ему обязаны предоставить бесплатно; за что доплачивать и какую часть доплата составляет от реальной стоимости его лечения. В данном случае можно частично применить и концепцию юридического разукрупнения учреждений. Если части структурных подразделений предоставить права юридических лиц, четко оговорить их функции и ответственность, то можно будет разграничить и источники их финансирования.
В рамках государственной и муниципальной систем здравоохранения это позволит:
Итак, подводя итоги, необходимо структурировать возможные меры по совершенствованию современной системы здравоохранения РФ:
Модернизация отрасли в соответствии с изменениями в обществе, произошедшими в последние десятилетия, невозможна без внесения финансовой определенности и прозрачности в работу всех медицинских учреждений. Четкость разграничения платной и бесплатной медицины позволит снять многие проблемы, вызывающие сегодня особое недовольство как у подавляющей части населения, так и у медицинских работников. Только на такой основе станут возможны и дополнительное привлечение средств в отрасль, и рационализация расходования бюджетных средств, и снижение экономических, бюрократических и правовых издержек функционирования системы здравоохранения.
Заключение
Завершая работу, я хочу подвести некоторые итоги по уровню развития системы государственного управления здравоохранением РФ на сегодняшний день.
В настоящее время система здравоохранения РФ находится на этапе реформирования. За последний год был принят ряд законодательных актов, очень существенно изменивших структуру государственного управления данной системой. Наиболее показательная реформа была проведена летом 2004 года: реструктуризовано Министерство здравоохранения – в Министерство здравоохранения и социального развития. Новое Министерство наделено множеством важнейших функций, относящихся не только к системе здравоохранения, но и в первую очередь к социально-экономической сфере. Это может стать причиной усложнения процесса управления системой здравоохранения и затягивания дальнейших этапов реформы.
Одной из важнейших является проблема совершенствования системы медицинского страхования. На сегодняшний день не существует устойчивой нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу.
Также остаются нерешенными множество вопросов, касающихся финансирования медицинских учреждений различных уровней и форм собственности.
В целом, современную
систему органов
Необходимо четкое разграничение функций управления здравоохранением на всех уровнях (федеральный, субъекта РФ, региональный и т.д.), отказ от их дублирования; определенность пределов платной и бесплатной медицинской помощи; ясность в источниках финансирования учреждений здравоохранения.
Используемая литература
1 Акопян А.С. Здравоохранение в рыночной России // Общественные науки и современность, 2004, №6, с. 61.
2 Конституция РФ, ст.41
3 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 1.
4 Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи // СЗ РФ, 2002 №1 (ч2), ст.39.
5 Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи // СЗ РФ, 2002 №1 (ч2), ст. 39.
6 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 12-14.
7 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 13.
8 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 2.
9 РГ, № 144, 08.07.2004.
10 СЗ РФ, 12.04.2004, № 15, ст.1445.
11 РГ, № 144, 08.07.2004.
12 СЗ РФ, 12.04.2004, № 15, ст. 1457
13 РГ, № 144, 08.07.2004.
14 СЗ РФ, 12.04.2004, № 15, ст. 1447
15 РГ, №128, 03.07.2003
16 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 4.
17 Административное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. – м.: Юристъ, 2002. – с.608.
18 Конституция РФ, ст 72
19 Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Утв.постановленем Правительства РФ от 13 января1996 г.// СЗ РФ 1996 № 3. Ст. 194.
20 Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 153 «ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» // СЗ РФ, 12.04.04, №15, ст.1445
21 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 «Об утверждении положения о министерстве здравоохранения и социального развития РФ» // РГ, № 144, 08.07.04.
Информация о работе Организация государственного управления в сфере здравоохранения