Организация государственного управления в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:04, реферат

Описание работы

Государственная медицина в России существует уже более 400 лет. Ее основополагающим принципом еще в 16 веке была признана «необходимость государственной заботы о больных и немощных».1 В отличие от стран Западной Европы с сильными общественными институтами и традициями, становление отечественного здравоохранения в основном проходило в недрах российской государственности: от первых государственных учреждений – Аптекарского приказа (1581г), Медицинской канцелярии (1721-1762гг), Медицинской коллегии (1763-1803гг), до создания приказной медицины, уездных врачей, позднее – врачебных управ с определенным уровнем децентрализации и элементами хозяйственной самостоятельности. Во второй половине 19 века в стране появилась земская медицина, затем фабрично-заводская и городская (муниципальная),

Содержание

Введение 3

Правовые основы государственного управления в сфере здравоохранения 4
Понятие и принципы здравоохранения и системы здравоохранения 4

Нормативно-правовые основы системы здравоохранения 9

Система органов государственного управления здравоохранением и их компетенция 11

Министерство здравоохранения и социального развития 12

Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 18


Федеральное Агентство в сфере здравоохранения и социального развития 22

Управляемые объекты здравоохранения 27

Проблемы системы здравоохранения РФ и пути ее совершенствования 30

Заключение 36

Используемая литература 37

Работа содержит 1 файл

АП.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

 

На мой взгляд, все  вышеперечисленные проблемы можно разделить на две большие группы:

  1. Проблемы, связанные с управлением системой здравоохранения;
  2. Проблемы, связанные с источниками финансирования системы здравоохранения.

Соответственно, для эффективного решения поставленных задач, можно  действовать в двух основных направлениях:

  • исправлять недостатки современной системы управления здравоохранением и самой системы здравоохранения;
  • принимать четкие решения относительно оказания платных и бесплатных медицинских услуг населению.

Мое внимание привлекла  концепция Акопяна А.С. по возможной реструктуризации системы здравоохранения в РФ.36 Хотя исследователь предлагает довольно интересный метод ее совершенствования, при более пристальном изучении  данный метод вызывает сомнения в своей эффективности и применимости.

Акопян А.С. считает, что  необходимо юридическое разукрупнение  части существующих юридических  лиц и их структурных подразделений. Такое разукрупнение должно накладываться  на технологическое разделение функций, реально существующее между различными подразделениями одного и того же крупного комплекса. Например: отделения больницы; разнообразные функциональные и диагностические службы и лаборатории, призванные предоставить услуги пациентам различных отделений. Тогда, как пишет              Акопян А.С., и руководители, и работники этих подразделений, обладающие определенными производственными ресурсами, обретут всю полноту прав по их рациональному использованию и будут нести всю полноту ответственности за эффективность своей работы в рамках ГК РФ и договорного права. Место административной подчиненности должна занять находящаяся сейчас в тени профессиональная и технологическая взаимозависимость подразделений. Последняя предопределена местом работы, традициями, займами, маркетингом, отношениями, связями, сопровождающими деятельность каждого врача.

Опасения вызываются возможными последствиями предложенного  способа реструктуризации. Юридическое  разукрупнение может привести к  потере управляемости различных  учреждений здравоохранения и организационному «развалу» самой системы здравоохранения. Подобные предположения высказывают многие руководители как отрасли, так и медицинских учреждений.

Однако Акопян А.С. видит  лишь положительную сторону такого разукрупнения. Он считает, что данная схема приведет к передаче прав самофинансирующимся производственным единицам, а следовательно и к сокращению функций аппарата и его штатного состава.

 

Следующий вариант «усовершенствования» системы здравоохранения РФ предусматривает  расширение платности медицинских  услуг без структурных перемен. На мой взгляд, это означает бесконтрольный и стремительный переход к рыночным отношениям, что неизбежно вызовет распад системы медицинского обслуживания на две практически не связанные между собой части:

  • использующую современные медицинские технологии, платную элитарную медицинскую помощь для очень незначительной части населения;
  • безусловно и навсегда отстающую медицину для остальных граждан, которым станут недоступны многие современные виды медицинской помощи, в том числе необходимые по жизненным показаниям.

Очевидно, что данный способ совершенно неприемлем в качестве пути совершенствования системы  здравоохранения РФ по причине неизбежности столь негативных последствий.

 

Наиболее подходящим выглядит третий вариант решения  поставленных проблем. А именно, четкое нормативно-правовое разграничение сферы платных и бесплатных медицинских услуг. Каждый гражданин должен знать свои права: какие услуги ему обязаны предоставить бесплатно; за что доплачивать и какую часть доплата составляет от реальной стоимости его лечения. В данном случае можно частично применить и концепцию юридического разукрупнения учреждений. Если части структурных подразделений предоставить права юридических лиц, четко оговорить их функции и ответственность, то можно будет разграничить и источники их финансирования.

В рамках государственной  и муниципальной систем здравоохранения  это позволит:

  1. Выделить сегменты, призванные оказывать бесплатную медицинскую помощь. Только они получат право на бюджетное финансирование.
  2. Выделить службы, за работу которых должен будет заплатить пациент. Причем, это может быть доплата как по линии ОМС, так и из иных страховых фондов, либо плата самого пациента. Данные подразделения могут работать и на государственных площадях и оборудовании, но тогда они должны зафиксировать арендные отношения, отношения владения и пользования имуществом и оборудованием с государством и, соответственно, осуществлять налоговые и арендные платежи, участвовать в текущем содержании больниц.
  3. Передать избыточный коечный фонд и медицинское оборудование частному сектору здравоохранения, который сможет, наконец, обрести устойчивую базу для своего развития и создать новые рабочие места.

 

Итак, подводя итоги, необходимо структурировать возможные меры по совершенствованию современной  системы здравоохранения РФ:

  1. Разграничение функций органов государственного управления системой здравоохранения во избежание их дублирования.
  2. Четкое нормативно-правовое разграничение сферы платных  и бесплатных медицинских услуг, т.е. определенность ценообразования во всем его многообразии.
  3. Юридическое разукрупнение существующих юридических лиц и их структурных подразделений на основе технологического разделения функций. (С учетом вышеназванных условий).
  4. Определение источников финансирования медицинский учреждений и организаций.
  5. Создание механизмов «защиты» от распыления бюджетных средств.
  6. Стимулирование частного сектора здравоохранения.
  7. Создание четкой и прозрачной структуры медицинских организаций и определение их правомочий по использованию имущества.

 

Модернизация отрасли в соответствии с изменениями в обществе, произошедшими в последние десятилетия, невозможна без внесения финансовой определенности и прозрачности в работу всех медицинских учреждений. Четкость разграничения платной и бесплатной медицины позволит снять многие проблемы, вызывающие сегодня особое недовольство как у подавляющей части населения, так и у медицинских работников. Только на такой основе станут возможны и дополнительное привлечение средств в отрасль, и рационализация расходования бюджетных средств, и снижение экономических, бюрократических и правовых издержек функционирования системы здравоохранения.

 

 

Заключение

 

Завершая работу, я  хочу подвести некоторые итоги по уровню развития системы государственного управления здравоохранением РФ на сегодняшний  день.

В настоящее время  система здравоохранения РФ находится  на этапе реформирования. За последний  год был принят ряд законодательных актов, очень существенно изменивших структуру государственного управления данной системой. Наиболее показательная реформа была проведена летом 2004 года: реструктуризовано Министерство здравоохранения – в Министерство здравоохранения и социального развития. Новое Министерство наделено множеством важнейших функций, относящихся не только к системе здравоохранения, но и в первую очередь к социально-экономической сфере. Это может стать причиной усложнения процесса управления системой здравоохранения и затягивания дальнейших этапов реформы.

Одной из важнейших является проблема совершенствования системы  медицинского страхования. На сегодняшний  день не существует устойчивой нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу.

Также остаются нерешенными множество вопросов, касающихся финансирования медицинских учреждений различных уровней и форм собственности.

В целом, современную  систему органов государственного управления здравоохранением можно  охарактеризовать как сложную и  громоздкую. Это, в свою очередь, порождает множество новых проблем.

Необходимо четкое разграничение  функций управления здравоохранением на всех уровнях (федеральный, субъекта РФ, региональный и т.д.), отказ от их дублирования; определенность пределов платной и бесплатной медицинской помощи; ясность в источниках финансирования учреждений здравоохранения.

 

Используемая литература

  1. Конституция РФ;
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) Ред. от 29.06.2004 – в данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Ведомости СНД и ВСРФ» 19.08.1993, №33, ст. 1318;
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 «Об утверждении положения о министерстве здравоохранения и социального развития РФ»// РГ, № 144, 08.07.2004;
  4. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 153 «Вопросы министерства здравоохранения и социального развития РФ» // СЗ РФ, 12.04.2004, № 15, ст. 1445;
  5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 325 «Об утверждении положения о Федеральном Агентстве по здравоохранению и социальному развитию РФ»// РГ, № 144, 08.07.2004;
  6. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 165 (ред. от 27.05.2004) «Вопросы Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ»// СЗ РФ, 12.04.2004, № 15, ст. 1457;
  7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении положения о Федеральной Службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ»// РГ, № 144, 08.07.2004;
  8. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 155 «Вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ»// СЗ РФ, 12.04.2004, №15, ст. 1447;
  9. Акопян А.С. Здравоохранение в рыночной России // Общественные науки и современность, 2004, №6;
  10. Квернадзе Р.А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения // Государство и право, 2001, № 8;
  11. Филд М. Дж. Неолиберальная экономическая политика и кризис здравоохранения в России // Проблемы теории и практики управления, 1998, №4;
  12. Административное право: учебник /Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.;
  13. Приказ министерства здравоохранения РФ от 03.06.2003 № 229 О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения // РГ, №128, 03.07.2003

1 Акопян А.С. Здравоохранение в рыночной России // Общественные науки и современность, 2004, №6, с. 61.

2 Конституция РФ, ст.41

3 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 1.

4 Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи // СЗ РФ, 2002 №1 (ч2), ст.39.

5 Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи // СЗ РФ, 2002 №1 (ч2), ст. 39.

6 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 12-14.

7 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 13.

8 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 2.

9 РГ, № 144, 08.07.2004.

10 СЗ РФ, 12.04.2004, № 15, ст.1445.

11 РГ, № 144, 08.07.2004.

12 СЗ РФ, 12.04.2004, № 15, ст. 1457

13 РГ, № 144, 08.07.2004.

14 СЗ РФ, 12.04.2004, № 15, ст. 1447

15 РГ, №128, 03.07.2003

16 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288), ст. 4.

17 Административное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. – м.: Юристъ, 2002. – с.608.

18 Конституция РФ, ст 72

19 Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Утв.постановленем Правительства РФ от 13 января1996 г.// СЗ РФ 1996 № 3. Ст. 194.

20 Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 153   «ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» // СЗ РФ, 12.04.04, №15, ст.1445

21 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 «Об утверждении положения о министерстве здравоохранения и социального развития РФ» // РГ, № 144, 08.07.04.

Информация о работе Организация государственного управления в сфере здравоохранения