Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:04, реферат
Государственная медицина в России существует уже более 400 лет. Ее основополагающим принципом еще в 16 веке была признана «необходимость государственной заботы о больных и немощных».1 В отличие от стран Западной Европы с сильными общественными институтами и традициями, становление отечественного здравоохранения в основном проходило в недрах российской государственности: от первых государственных учреждений – Аптекарского приказа (1581г), Медицинской канцелярии (1721-1762гг), Медицинской коллегии (1763-1803гг), до создания приказной медицины, уездных врачей, позднее – врачебных управ с определенным уровнем децентрализации и элементами хозяйственной самостоятельности. Во второй половине 19 века в стране появилась земская медицина, затем фабрично-заводская и городская (муниципальная),
Введение 3
Правовые основы государственного управления в сфере здравоохранения 4
Понятие и принципы здравоохранения и системы здравоохранения 4
Нормативно-правовые основы системы здравоохранения 9
Система органов государственного управления здравоохранением и их компетенция 11
Министерство здравоохранения и социального развития 12
Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 18
Федеральное Агентство в сфере здравоохранения и социального развития 22
Управляемые объекты здравоохранения 27
Проблемы системы здравоохранения РФ и пути ее совершенствования 30
Заключение 36
Используемая литература 37
Тимашев Руслан
Преподаватель
Лопатина С.Н.
Содержание работы
Введение 3
Заключение 36
Используемая литература 37
Введение
Для изучения современной системы здравоохранения и системы управления здравоохранением необходимо упомянуть некоторые факты из истории развития данных систем.
Государственная медицина в России существует уже более 400 лет. Ее основополагающим принципом еще в 16 веке была признана «необходимость государственной заботы о больных и немощных».1 В отличие от стран Западной Европы с сильными общественными институтами и традициями, становление отечественного здравоохранения в основном проходило в недрах российской государственности: от первых государственных учреждений – Аптекарского приказа (1581г), Медицинской канцелярии (1721-1762гг), Медицинской коллегии (1763-1803гг), до создания приказной медицины, уездных врачей, позднее – врачебных управ с определенным уровнем децентрализации и элементами хозяйственной самостоятельности. Во второй половине 19 века в стране появилась земская медицина, затем фабрично-заводская и городская (муниципальная), сформировались ведомственные службы (путей сообщения, пограничной охраны и др.). В 1918 году было создано единое государственное здравоохранение, объединившее все ранее существовавшие системы и формы российской медицины и основывающееся на таких принципах, как бесплатность и доступность, профилактика, единство науки и практики, участие населения в мероприятиях по охране здоровья. Именно эти принципы в свое время сделали отечественную медицину ценнейшим достоянием нашего государства.
В настоящее время
структура здравоохранения
1.1.
Понятие и принципы
Деятельность по охране здоровья населения является конституционной обязанностью, важнейшей функцией государства и одним из приоритетных направлений социальной политики. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.2 В стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.3 признается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и говорится, что охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Таким образом, под охраной
здоровья населения страны понимается
деятельность, которая включает здравоохранение
в широком социально-
Здравоохранение в широком смысле – это деятельность государства, направленная на обеспечение высокого уровня здоровья граждан. Она характеризуется социально-политическими, экономическими, медико-демографическими показателями здоровья (уровень политической активности, социально-экономической дифференциации различных групп населения, уровни рождаемости, смертности, особенно преждевременной смертности и др.), которые отслеживаются и оцениваются в процессе социально-гигиенического мониторинга. Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Данный мониторинг является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения и социального развития РФ.4 Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъекта Федерации и муниципальном уровне на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов и методических материалов.5 Анализ данных и показателей мониторинга используется Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Российской академией медицинских наук при подготовке ежегодного Государственного доклада Правительству РФ о происходящих изменениях в состоянии здоровья населения страны и здравоохранения.
Здравоохранение в узком смысле представляет собой систему медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения в целях снижения заболеваемости и смертности населения, сохранения хорошего здоровья и гармонического развития человека. К медико-санитарным мерам относятся:
Вся эта работа проводится
многочисленными и
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г, организация охраны здоровья граждан в РФ обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.6
К государственной системе здравоохранения относятся:
1) государственные органы управления здравоохранением:
которые в пределах своей
компетенции планируют и
2) находящиеся в государственной
собственности и подчиненные
органам управления
Государственная система здравоохранения подразделяется на федеральную и субъектов РФ.
К муниципальной системе здравоохранения относятся:
Финансирование деятельности
предприятий, учреждений и организаций
муниципальной системы здравоох
К частной системе
здравоохранения относятся
Итак, деление системы здравоохранения на 3 уровня: государственный, муниципальный и частный – производится в соответствии с видом собственности и ведомственной подчиненностью соответствующих органов.
Принципы здравоохранения в РФ. Основными принципами охраны здоровья граждан являются:8
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет
профилактических мер в
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная
защищенность граждан в случае
5) ответственность
органов государственной
Основные нормативно-правовые документы регулирующие отношения в сфере здравоохранения РФ:
В соответствии с Основами законодательства РФ по охране здоровья граждан, задачами данного законодательства являются:16
1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;
Информация о работе Организация государственного управления в сфере здравоохранения