Организация государственного управления в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:04, реферат

Описание работы

Государственная медицина в России существует уже более 400 лет. Ее основополагающим принципом еще в 16 веке была признана «необходимость государственной заботы о больных и немощных».1 В отличие от стран Западной Европы с сильными общественными институтами и традициями, становление отечественного здравоохранения в основном проходило в недрах российской государственности: от первых государственных учреждений – Аптекарского приказа (1581г), Медицинской канцелярии (1721-1762гг), Медицинской коллегии (1763-1803гг), до создания приказной медицины, уездных врачей, позднее – врачебных управ с определенным уровнем децентрализации и элементами хозяйственной самостоятельности. Во второй половине 19 века в стране появилась земская медицина, затем фабрично-заводская и городская (муниципальная),

Содержание

Введение 3

Правовые основы государственного управления в сфере здравоохранения 4
Понятие и принципы здравоохранения и системы здравоохранения 4

Нормативно-правовые основы системы здравоохранения 9

Система органов государственного управления здравоохранением и их компетенция 11

Министерство здравоохранения и социального развития 12

Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 18


Федеральное Агентство в сфере здравоохранения и социального развития 22

Управляемые объекты здравоохранения 27

Проблемы системы здравоохранения РФ и пути ее совершенствования 30

Заключение 36

Используемая литература 37

Работа содержит 1 файл

АП.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

 



Северо-Западный институт Государственной  Службы

 

Кафедра административного и уголовного

Права

 

 

 

Реферат.
Организация государственного управления в сфере  здравоохранения

 

 

 

 

 

 

                                                                       Студент потока 200

Тимашев Руслан

 

Преподаватель

Лопатина С.Н.                                       

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

 

Содержание  работы

 

Введение          3

 

  1. Правовые  основы государственного управления                            в сфере здравоохранения      4 
    1. Понятие и принципы здравоохранения и                                системы здравоохранения     4

 

    1. Нормативно-правовые основы системы здравоохранения                                                          9

 

  1. Система органов государственного управления здравоохранением и их компетенция   11

 

    1. Министерство здравоохранения и социального развития           12

 

    1. Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития  18

 

 

    1. Федеральное Агентство в сфере здравоохранения и социального развития      22

 

    1. Управляемые объекты здравоохранения  27

 

  1. Проблемы системы здравоохранения РФ и пути ее совершенствования       30

 

Заключение         36

 

Используемая литература       37  

 

 

Введение

 

Для изучения современной  системы здравоохранения и системы управления здравоохранением необходимо упомянуть некоторые факты из истории развития данных систем.

Государственная медицина в России существует уже более 400 лет. Ее основополагающим принципом  еще в 16 веке была признана «необходимость государственной заботы о больных и немощных».1 В отличие от стран Западной Европы с сильными общественными институтами и традициями, становление отечественного здравоохранения в основном проходило в недрах российской государственности: от первых государственных учреждений – Аптекарского приказа (1581г), Медицинской канцелярии (1721-1762гг), Медицинской коллегии (1763-1803гг), до создания приказной медицины, уездных врачей, позднее – врачебных управ с определенным уровнем децентрализации и элементами хозяйственной самостоятельности. Во второй половине 19 века в стране появилась земская медицина, затем фабрично-заводская и городская (муниципальная), сформировались ведомственные службы (путей сообщения, пограничной охраны и др.). В 1918 году было создано единое государственное здравоохранение, объединившее все ранее существовавшие системы и формы российской медицины и основывающееся на таких принципах, как бесплатность и доступность, профилактика, единство науки и практики, участие населения в мероприятиях по охране здоровья. Именно эти принципы в свое время сделали отечественную медицину ценнейшим достоянием нашего государства.

В настоящее время  структура здравоохранения стремительно меняется в связи с принятием  множества новых законодательных  актов и общим изменением социально-экономических условий в РФ,  особенно в последние 2 года. Основная цель моей работы заключается в том, чтобы определить направления идущих изменений, систематизировать данные последних лет, выявить проблемы здравоохранения РФ и разработать различные способы их решения. 

1.1. Понятие и принципы здравоохранения  и системы здравоохранения

Деятельность по охране здоровья населения является конституционной  обязанностью, важнейшей функцией государства  и одним из приоритетных направлений  социальной политики. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.2  В стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.3 признается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и говорится, что охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Таким образом, под охраной  здоровья населения страны понимается деятельность, которая включает здравоохранение  в широком социально-организационном  смысле и здравоохранение в узком, отраслевом смысле.

Здравоохранение в широком  смысле – это деятельность государства, направленная на обеспечение высокого уровня здоровья граждан.  Она характеризуется социально-политическими, экономическими, медико-демографическими показателями здоровья (уровень политической активности, социально-экономической дифференциации различных групп населения, уровни рождаемости, смертности, особенно преждевременной смертности и др.), которые отслеживаются и оцениваются в процессе социально-гигиенического мониторинга. Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Данный мониторинг является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения и социального развития РФ.4 Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъекта Федерации и муниципальном уровне на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов и методических материалов.5 Анализ данных и показателей мониторинга используется Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Российской академией медицинских наук при подготовке ежегодного Государственного доклада Правительству РФ о происходящих изменениях в состоянии здоровья населения страны и здравоохранения.

Здравоохранение в узком  смысле представляет собой систему  медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения  в целях снижения заболеваемости и смертности населения, сохранения хорошего здоровья и гармонического развития человека. К медико-санитарным мерам относятся:

  • врачебно-медицинские мероприятия по лечению и предупреждению болезней;
  • медицинские мероприятия по борьбе с массовыми инфекционными болезнями и их профилактике;
  • удовлетворение граждан всеми видами медицинской помощи;
  • медицинские мероприятия по диспансерному наблюдению и т.д.

Вся эта работа проводится многочисленными и разнообразными медицинскими учреждениями системы  Министерства здравоохранения и  социального развития  РФ.

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г, организация охраны здоровья граждан в РФ обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.6

К государственной системе  здравоохранения относятся:

1) государственные органы управления здравоохранением:

  • Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
  • Федеральное Агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ;
  • Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ;
  • Министерства здравоохранения субъектов РФ;
  • Государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора;
  • Российская академия медицинских наук

которые в пределах своей  компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной  политики, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.

2) находящиеся в государственной  собственности и подчиненные  органам управления государственной  системы здравоохранения:

  • лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения,
  • образовательные учреждения,
  • фармацевтические предприятия и организации,
  • аптечные учреждения,
  • образовательные учреждения,
  • учреждения судебно-медицинской экспертизы,
  • службы материально-технического обеспечения,
  • предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники,
  • иные предприятия, учреждения и организации, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Государственная система  здравоохранения подразделяется на федеральную и субъектов РФ.

К муниципальной системе  здравоохранения относятся:

  1. муниципальные органы управления здравоохранением. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
  2. находящиеся в муниципальной собственности:
  • лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения,
  • фармацевтические предприятия и организации,
  • аптечные учреждения,
  • учреждения судебно-медицинской экспертизы,
  • образовательные учреждения.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций  муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных не запрещенных законодательством источников.7

К частной системе  здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Итак, деление системы  здравоохранения на 3 уровня: государственный, муниципальный и частный – производится в соответствии с видом собственности и ведомственной подчиненностью соответствующих органов.

Принципы здравоохранения  в РФ. Основными принципами охраны здоровья граждан являются:8

1) соблюдение  прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет  профилактических мер в области  охраны здоровья граждан;

3) доступность  медико-социальной помощи;

4) социальная  защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность  органов государственной власти  и управления, предприятий, учреждений  и организаций независимо от  формы собственности, должностных  лиц за обеспечение прав граждан  в области охраны здоровья.

 

1.2 Нормативно-правовые  основы системы здравоохранения

Основные нормативно-правовые документы регулирующие отношения  в сфере здравоохранения РФ:

  1. Конституция РФ, в частности ст. 41-42, 72.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) Ред. от 29.06.2004 – в данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Ведомости СНД и ВСРФ» 19.08.1993, №33, ст.1318
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 «Об утверждении положения о министерстве здравоохранения и социального развития РФ».9
  4. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 153 «Вопросы министерства здравоохранения и социального развития РФ».10
  5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 325 «Об утверждении положения о Федеральном Агентстве по здравоохранению и социальному развитию РФ».11
  6. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 165 (ред. от 27.05.2004) «Вопросы Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ».12
  7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении положения о Федеральной Службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ».13
  8. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 155 «Вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ».14
  9. Приказ министерства здравоохранения РФ от 03.06.2003 №229 О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.15

 

В соответствии с Основами законодательства РФ по охране здоровья граждан, задачами данного  законодательства являются:16

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

Информация о работе Организация государственного управления в сфере здравоохранения