Организация государственного управления в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:04, реферат

Описание работы

Государственная медицина в России существует уже более 400 лет. Ее основополагающим принципом еще в 16 веке была признана «необходимость государственной заботы о больных и немощных».1 В отличие от стран Западной Европы с сильными общественными институтами и традициями, становление отечественного здравоохранения в основном проходило в недрах российской государственности: от первых государственных учреждений – Аптекарского приказа (1581г), Медицинской канцелярии (1721-1762гг), Медицинской коллегии (1763-1803гг), до создания приказной медицины, уездных врачей, позднее – врачебных управ с определенным уровнем децентрализации и элементами хозяйственной самостоятельности. Во второй половине 19 века в стране появилась земская медицина, затем фабрично-заводская и городская (муниципальная),

Содержание

Введение 3

Правовые основы государственного управления в сфере здравоохранения 4
Понятие и принципы здравоохранения и системы здравоохранения 4

Нормативно-правовые основы системы здравоохранения 9

Система органов государственного управления здравоохранением и их компетенция 11

Министерство здравоохранения и социального развития 12

Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 18


Федеральное Агентство в сфере здравоохранения и социального развития 22

Управляемые объекты здравоохранения 27

Проблемы системы здравоохранения РФ и пути ее совершенствования 30

Заключение 36

Используемая литература 37

Работа содержит 1 файл

АП.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

2) правовое регулирование  в области охраны здоровья  граждан, деятельности предприятий,  учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение  прав граждан, отдельных групп  населения в области охраны  здоровья и установление гарантий  их соблюдения;

4) определение  профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.

Итак, общей  задачей Основ и иных актов, образующих законодательство об охране здоровья граждан, является определение содержания и установление правовых статусов (т.е. совокупности прав, свобод и обязанностей) различных субъектов отношений по охране здоровья граждан.

 

2. Система органов  государственного управления здравоохранением  и их компетенция

Для организации управления здравоохранением характерно отсутствие единой системы органов управления. Управление в этой области осуществляют:

  • Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
  • Федеральная Служба (ФС) по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ;
  • Федеральное Агентство (ФА) по здравоохранению и социальному развитию РФ;

а также другие федеральные  органы исполнительной власти                    ( министерства обороны, внутренних дел, транспорта и др.).

Участие в управлении здравоохранением принимают также  общественные организации: профсоюзы, общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.17

В субъектах Федерации  управление осуществляют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и т.д.

В соответствии с Конституцией РФ здравоохранение является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов18, поэтому управление отраслью здравоохранения осуществляют государственные органы исполнительной власти РФ и субъектов Федерации, а также и муниципальные органы местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности.

Президент РФ определяет стратегию разработки и руководит  реализацией федеральной государственной  политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных  посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности правительства и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения, принимает необходимые меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; определяет порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг19; организует, направляет, координирует и контролирует деятельность всех центральных федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к здравоохранению, и определяет их правовой статус; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные и региональные программы развития здравоохранения.

 

2.1. Министерство  здравоохранения и социального  развития 

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Финансирование расходов на содержание Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба  Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерство здравоохранения  и социального развития находится  в ведении Правительства Российской Федерации.

В ведении Министерства здравоохранения и социального  развития РФ находятся:

  • ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,
  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию,
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также другие федеральные службы и агентства.

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование  в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

  • здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность;
  • качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
  • курортное дело;
  • санитарно-эпидемиологическое благополучие;
  • условия и охрана труда;
  • демографическая политика;
  • физическая культура и спорт и т.д.20

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство  здравоохранения и социального развития Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет  заместителей, назначаемых на должность  и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6.05.2004 № 153 «Вопросы министерства здравоохранения и социального развития РФ» Министерство может иметь 2 заместителей Министра, а также до 10 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства. Департаменты являются структурными подразделениями Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Финансирование  расходов на содержание Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

 

 

 

 

Полномочия  Министерства здравоохранения и  социального развития РФ

 

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

 На основании  и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской  Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

  1. положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству;
  2. квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства;
  3. методические рекомендации по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности;
  4. порядок медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача;
  5. порядок выдачи разрешений для применения средств и методов диагностики наркомании и лечения больных наркоманией;
  6. перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;
  7. порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест;
  8. перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности; для медицинской стерилизации;
  9. акты об оказании первичной медико-санитарной помощи;
  10. порядок оказания скорой медицинской помощи;
  11. виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения;
  12. порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;
  13. номенклатура организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;
  14. акты по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств;
  15. порядок фармацевтической деятельности;
  16. перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам;
  17. порядок применения лекарственных средств, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, в том числе используемых за рубежом, не разрешенных к применению, но находящихся на рассмотрении в установленном порядке;
  18. порядок отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики;
  19. национальный календарь профилактических прививок;
  20. типовые нормы труда;
  21. нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;
  22. методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;
  23. типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда;
  24. форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы и другие нормативно-правовые акты;  и т.д.

Министерство  проводит в установленном порядке  конкурсы и заключает государственные  контракты на размещение заказов  на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Министерство  обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной  политики в установленной сфере  деятельности; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

В установленном  порядке Министерство здравоохранения  и социального развития РФ взаимодействует  с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной  сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной организации здравоохранения, в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, других международных организациях.

Министерство  здравоохранения и социального развития Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
  2. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  3. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
  4. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных агентств и т.д.

При осуществлении правового  регулирования в установленной  сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций. Исключением являются случаи, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.21

Информация о работе Организация государственного управления в сфере здравоохранения