Организация государственного управления в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:04, реферат

Описание работы

Государственная медицина в России существует уже более 400 лет. Ее основополагающим принципом еще в 16 веке была признана «необходимость государственной заботы о больных и немощных».1 В отличие от стран Западной Европы с сильными общественными институтами и традициями, становление отечественного здравоохранения в основном проходило в недрах российской государственности: от первых государственных учреждений – Аптекарского приказа (1581г), Медицинской канцелярии (1721-1762гг), Медицинской коллегии (1763-1803гг), до создания приказной медицины, уездных врачей, позднее – врачебных управ с определенным уровнем децентрализации и элементами хозяйственной самостоятельности. Во второй половине 19 века в стране появилась земская медицина, затем фабрично-заводская и городская (муниципальная),

Содержание

Введение 3

Правовые основы государственного управления в сфере здравоохранения 4
Понятие и принципы здравоохранения и системы здравоохранения 4

Нормативно-правовые основы системы здравоохранения 9

Система органов государственного управления здравоохранением и их компетенция 11

Министерство здравоохранения и социального развития 12

Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 18


Федеральное Агентство в сфере здравоохранения и социального развития 22

Управляемые объекты здравоохранения 27

Проблемы системы здравоохранения РФ и пути ее совершенствования 30

Заключение 36

Используемая литература 37

Работа содержит 1 файл

АП.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Руководитель  Федерального агентства по здравоохранению  и социальному развитию имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Агентства. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию имеет право на 4 заместителей руководителя, а также до 9 управлений по основным направлениям деятельности Агентства.27

Полномочия  руководителя ФА по здравоохранению  и социальному развитию:28

1. распределяет  обязанности между своими заместителями;

2. представляет Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

  • проект положения об Агентстве;
  • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Агентства и его территориальных органов;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Агентства;
  • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Агентства, а также отчет об их исполнении;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Агентства;
  • проекты положений о территориальных органах Агентства;
  • предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Агентства и его территориальных органов;

3. утверждает  положения о структурных подразделениях Агентства;

4. на основании и  во исполнение Конституции Российской  Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  актов Президента Российской  Федерации, Правительства Российской  Федерации и Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства, а также по вопросам организации внутренней работы Агентства; и т.д.

Полномочия  Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию.29

Федеральное агентство  по здравоохранению и социальному  развитию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. проводит в  установленном порядке конкурсы  и заключает государственные  контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;

2. осуществляет  в порядке и пределах, определенных  федеральными законами, актами Президента  Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации, полномочия  собственника в отношении федерального  имущества, необходимого для обеспечения  исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

3. организует  направление граждан Российской  Федерации в установленном порядке  на лечение за границей;

4. организует  деятельность государственной службы  медико-социальной экспертизы, государственной  службы реабилитации инвалидов  и государственной службы реабилитационной индустрии;

5.  организует  деятельность Всероссийского центра  медицины катастроф;

6. организует  деятельность по профессиональной  переподготовке, повышению квалификации  медицинских, санитарно-эпидемиологических  и фармацевтических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников по вопросам охраны труда;

7. осуществляет  экономический анализ деятельности  подведомственных федеральных государственных  унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

12. осуществляет  функции государственного заказчика  федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

13. взаимодействует  в установленном порядке с  органами государственной власти  иностранных государств и международными  организациями в установленной  сфере деятельности;

14. обеспечивает формирование мобилизационных запасов и резервов в установленном порядке, а также мобилизационную подготовку центрального аппарата Агентства, контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;

15. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

16. осуществляет  иные функции по управлению  государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; и т.д.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. давать юридическим  и физическим лицам разъяснения  по вопросам, отнесенным к установленной  сфере деятельности Агентства;

2. привлекать для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

3. создавать  совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в  установленной сфере деятельности;

4. осуществлять  контроль за деятельностью территориальных  органов Агентства и подведомственных  организаций;

5. запрашивать  в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений  по вопросам, входящим в компетенцию  Агентства.

 

 

2.4. Управляемые объекты здравоохранения

Управляемыми объектами  в системе здравоохранения являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные  дома, аптеки, консультации, центры санитарно-эпидемиологического  надзора, станции скорой медицинской  помощи, судебно-медицинские и другие учреждения. Они подразделяются на государственные, муниципальные и частные. В свою очередь, государственные учреждения могут быть федеральными или субъектов Федерации.

Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3.06.2003 №22930, предусматривает четыре типа учреждений здравоохранения: лечебно-профилактические учреждения; учреждения здравоохранения особого типа; учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы; аптечные учреждения. Каждый из этих типов включает в себя несколько видов учреждений здравоохранения.

1. Лечебно-профилактические  учреждения (ЛПУ)

ЛПУ, (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью  преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями.

1.1. Больничные  учреждения

1.1.1. Больницы, в  том числе:

- участковая;

- районная 

 При наличии  в сельском административном  районе двух и более районных больниц каждой из них, кроме центральной районной, присваивается порядковый номер.

- городская 

 При наличии  в одном административно-территориальном  образовании двух и более учреждений  одного наименования каждому  из них присваивается порядковый номер.

- детская городская 

 При наличии  в одном административно-территориальном  образовании двух и более учреждений  одного наименования каждому  из них присваивается порядковый  номер.

- Российская  детская клиническая (Минздрава  России); и т.д.

1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:

- восстановительного  лечения;

- гинекологическая;

- детская инфекционная;

- детская восстановительного  лечения;

- инфекционная;

- наркологическая;

- онкологическая;

- туберкулезная;  и т.д.

1.1.3. Госпиталь  всех наименований;

1.1.4. Медико-санитарная  часть, в том числе центральная;

1.1.5. Дом сестринского  ухода;

1.1.6. Хоспис;

1.1.7. Лепрозорий.

 

1.2. Клиники

1.3. Диспансеры

- врачебно-физкультурный;

- кардиологический;

- кожно-венерологический;

- маммологический;  и т.д.

 

1.4. Амбулаторно-поликлинические  учреждения

1.4.1. Амбулатория;

1.4.2. Поликлиники,  в том числе:

- городская;

- детская городская;

- стоматологическая;

- детская стоматологическая;  и т.д.

 

1.5. Центры

- восстановительной  терапии для воинов-интернационалистов;

- восстановительной  медицины и реабилитации;

- гериатрический;

- диабетологический;

- наркологический  реабилитационный; и т.д.

 

1.6. Учреждения  скорой медицинской помощи и  учреждения переливания крови

1.6.1. Станция  скорой медицинской помощи;

1.6.2. Станции скорой и неотложной медицинской помощи;

1.6.3. Станция  переливания крови;

1.6.4. Центр крови.

 

1.7. Учреждения  охраны материнства и детства

1.7.1. Перинатальный  центр;

1.7.2. Родильный  дом;

1.7.3. Женская  консультация;

1.7.4. Центр планирования  семьи и репродукции;

1.7.5. Центр охраны  материнства и детства; и т.д.

 

 

1.8. Санаторно-курортные  учреждения

1.8.1. Бальнеологическая  лечебница;

1.8.2. Грязелечебница;

1.8.3. Курортная  поликлиника;

1.8.4. Санаторий;

1.8.5. Курорт; и  т.д.

 

2. Учреждения  здравоохранения особого типа

 

2.1. Центры:

- медицинской  профилактики;

- медицины катастроф  (Всероссийский, региональный, территориальный);

- медицинский  мобилизационных резервов "Резерв" (республиканский, краевой, областной,  городской); и т.д.

2.2. Бюро:

- медицинской статистики;

- патолого-анатомическое  (институт);

- судебно-медицинской  экспертизы;

2.3. Контрольно-аналитическая  лаборатория;

2.4. Военно-врачебная  комиссия, в том числе центральная;

2.5. Бактериологическая  лаборатория по диагностике туберкулеза  (центральная, межрегиональная, региональная).

3. Учреждения  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора и гигиенического образования  населения государственной санитарно-эпидемиологической  службы

3.1. Центры государственного  санитарно-эпидемиологического надзора:

- федеральный  Минздрава России;

- в субъектах  Российской Федерации;

- в городах,  районах, межрайонные, в районах  (округах) городов;

- на водном  и воздушном транспорте в регионах, зонах и в субъектах Российской  Федерации;

- Федерального  управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России;

- Министерства  путей сообщения Российской Федерации;  и т.д.

3.2. Противочумный  центр (станция);

3.3. Дезинфекционная  станция;

3.4. Центр гигиенического  образования населения.

4. Аптечные учреждения

4.1. Аптека.

 

 

3. Проблемы системы  здравоохранения РФ и пути  ее совершенствования

Существующая сегодня  в России система здравоохранения  часто характеризуется как сложная  и громоздкая. Можно выделить ряд  основных проблем, тесно взаимосвязанных друг с другом:

  1. Господство структуры над функцией, громоздкость системы управления здравоохранением. Долгие годы у руководителей отрасли действовал стереотип: возникла проблема – надо создать новую структуру для ее решения. В результате сегодня, согласно последнему варианту номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной в июне 2001 года, в стране насчитывается 135 типов учреждений здравоохранения, в т.ч. 47 больничных, 35 амбулаторно-поликлинических, 24  специальных больниц и больничных центров, 10 санаторно-курортных учреждений.31 Многие из них дублируют друг друга в своих функциях, кроме того, для каждого требуются ведомственные инструкции и специальные документы, особые формы отчетности, учета и т.д.
  2. Отсутствие четкости «вертикали» власти и определенности горизонтального распределения функций. Систем создано много, но они не ориентированы на гражданина и не способны оперативно реагировать на возникающие проблемы. Каждая из этих систем ориентируется на свою «вертикаль» в ущерб жизненно необходимым горизонтальным связям. При такой структуре трудно наладить плановое, рациональное управление здравоохранением.
  3. Огромное количество функций у реструктурированного Министерства здравоохранения РФ (теперь Министерство здравоохранения и социального развития РФ32). В сферу действия нового объединенного министерства вошло не только здравоохранение, но и социальное развитие, выплата зарплат, пособий, пенсий, трудовые отношения, споры и конфликты, предоставление льгот, физическая культура, спорт и туризм, защита прав потребителей, занятость, безработица, трудовая миграция, альтернативная гражданская служба, демографическая полтика и т.д. Весьма вероятно, что руководство Министерства будет вынуждено заниматься решением срочных и сиюминутных задач, снимая наиболее болезненные в тот или иной период проблемы, вызывающие раздражение населения, СМИ и верховной власти. На второй план отойдут стратегические проблемы отрасли – более инерционные, структурные; однако без их решения вновь и вновь будут воспроизводиться те самые кризисные ситуации, выход из которых отнимает у руководства все силы.
  4. Слабое бюджетное финансирование государственной системы здравоохранения. Об этом свидетельствует и скудное оснащение большинства медицинских учреждений (за исключением ряда ведомственных и специализированных, а также элитных, забиравших в советское время 10-15% бюджета всей отрасли)33, и традиционно низкая зарплата медицинских работников. В результате этого возникает проблема №5.
  5. Невозможность получения бесплатной квалифицированной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения. На сегодняшний день многие больницы и медицинские учреждения  уклоняются от выполнения своей основной функции – оказания бесплатных услуг населению – и стремятся работать на платной основе, как предприятия. Объем личных средств, затрачиваемых россиянами на медицинские нужды, составляет около 600 млн. долл. в год, что равно почти половине всех средств федерального бюджета, выделяемых на здравоохранение.34
  6. Возникновение теневого рынка платных медицинских услуг. Это является следствием предыдущей проблемы. Фактически, сейчас можно выделить три типа государственных медицинских учреждений. В первом из них официально не оказывают платной помощи, но существует уже названный теневой рынок медицинских услуг. Во втором бесплатно выполняют свою основную уставную функцию, но имеют также право  на оказание платных услуг, включенных в прейскурант. Наконец, есть организации, в которых удельный вес платной помощи практически сравнялся с бесплатной или значительно превышает ее.
  7. Многочисленные барьеры в развитии частной системы здравоохранения, существенное доминирование малоразвитой государственной системы.  Доля частных расходов в финансировании здравоохранения в России сегодня   составляет 24 %, как в Ирландии (24 %) или во Франции (22 %). Для сравнения: в Швеции – 17 %, Турции – 42 %, США – 56 %.35  Не желающая улучшать свою структуру (в частности, освобождаться от избыточной производственной базы) государственная система здравоохранения не передала свои излишки частной системе. В результате этого частное здравоохранение в основном заняло помещения, плохо приспособленные для медицинской деятельности, что не могло не сказаться на качестве предоставляемых услуг, специфике методик, уровне безопасности для пациентов. Другая сторона этой проблемы – бюджет продолжает нести все бремя расходов по содержанию избыточной производственной базы.
  8. Ненадежность и неразвитость системы медицинского страхования. Предполагавшиеся Минэкономразвития РФ в 2001-2004 гг. подходы к возможному пути реформирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС), новый законопроект об ОМС поддержки не нашли. Принято решение о разработке нового проекта Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Информация о работе Организация государственного управления в сфере здравоохранения