Общий надзор прокуратуры за деятельностью аппарата государственного управления. Формы и методы общенадзорной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – систематизировать правовые формы осуществления деятельности прокуратуры в её многообразных проявлениях, определить тактику и методику работы прокуратуры на основе Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1.НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 6
1.1Понятие и задачи общенадзорной деятельности 6
1.2 Предмет и пределы надзора за исполнением законодательства 8
1.3 Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов и защиты прав и свобод граждан. 10
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ 13
2.1Формы общенадзорной деятельности 13
2.2 Методы работы прокуратуры. 18
Заключение. 25
Список использованных источников. 28

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Прокурор или его заместитель, реализуя полномочия по надзору за исполнения законов с целью пресечения нарушений закона и привлечения виновных к ответственности, наделены правом принесения протеста внесения представления об устранении нарушений закона, вынесение постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении и внесения предупреждения.

В отличие от  других средств прокурорского реагирования (доклад прокурора, информация, разъяснения порядка восстановления нарушенных прав и т.д.) указанные средства функциональной и процессуальной деятельности прокурора обеспечивают выполнение двух основных задач:

1)     восстановление законности (или иначе – пресечения и устранения нарушений закона, причин и условий, их порождающих);

2)     обеспечение частной правовой превенции, т.е. привлечение к ответственности виновных лиц с целью недопущения ими нарушений закона.

Протест, представление, постановление и предупреждение прокурора являются правовыми актами, так как выносятся на основании закона (УПК, КоАП, Закона о прокуратуре), имеют обозначенные в законе официальные формы изложения и влекут за собой определенные правовые последствия для субъектов правоотношений (обязательность рассмотрения, ответственность за невыполнение законных требований прокурора и т.д.).

В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя все виды пропускных режимов, входить на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подведомственности, а также иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений, других актов, необходимых документов и материалов, статистики. Он может назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам, донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором. В процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных лиц и граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации об источниках доходов. В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка законности административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

Итак, в целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы: проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами; участие прокуратуры в заседании органов государственной власти и управления; изучение и обобщение писаем, заявлений и публикаций о нарушении законности и принятие мер по ним; проверка действий должностных лиц.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общий надзор прокуратуры можно определить как государственную властно-распорядительную деятельность прокуроров, осуществляемую от имени государства и регламентированную законодательством Республики Беларусь по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами и принятию мер по устранению выявленных нарушений, задачами которого является обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Центральной задачей общего надзора является обязанность следить за установлением действительного единообразного понимания законности по всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям.

Общенадзорная  деятельность направлена на: акты, издаваемые органами государственного управления и самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами; действия должностных лиц. Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Общий надзор прокуратуры распространяется на определённый круг законов. Осуществляя надзор за соблюдением законности, органы прокуратуры не подменяют другие государственные органы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия, не должны подменять контролирующие органы и должностных лиц органов государственного управлении. Следует исходить из правил: «Там, где действует закон, должен срабатывать общий надзор». Говоря о пределах общенадзорной деятельности, следует отметить, что они не носят исчерпывающего характера. В отдельные периоды развития и деятельности государства возникают новые проблемы правового и социального характер, которые требуют внимания прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законодательства.

Значение общего надзора с каждым годом возрастает в связи со сложностью задач экономического и социального строительства в государстве. Осуществляя свои полномочия в сфере надзора за исполнением законодательства, прокуроры оказывают значительное влияние на решение вопросов государственного, экономического и культурного строительства. Согласно приказу Генерального прокурора «Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов» направлениями общего надзора являются:

1)     обеспечение соблюдения прав и свобод граждан;

2)     обеспечение законности правовых актов;

3)     обеспечение законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере;

4)     предупреждение правонарушений.

В приказе отмечено, что надзор за соблюдением прав и свобод граждан следует считать приоритетным направлением в работе. Рассматривая пути дальнейшего совершенствования деятельности прокуратуры, нельзя допустить, чтобы субъективные представления, оторванные от реальной деятельности, лоббистские возможности некоторых политических групп, свели сложную и многогранную деятельность прокуратуры только к уголовному преследованию. Ибо в таком случае будет сведена к нулю важнейшая конституционная функция, которая оправдана жизнью, функция высшего надзора за исполнением законов.

Наиболее распространёнными и активными формами общенадзорной деятельности выступают:

1)     координационные советы руководителей правоохранительных органов.

2)     межведомственные совещания и семинары работников правоохранительных органов.

3)     совместный анализ состояния, структуры, динамики преступности и результативности мер по борьбе с ней.

4)     совместная разработка мер предупреждения преступлений и иных правонарушений и мероприятий по комплексному планированию укрепления законности и ликвидации антиобщественных явлений.

5)     согласованные действия по оказанию помощи нижестоящим правоохранительным органам, а также по изучению и распространению положительного опыта этой работы;

6)     созыв Научно-консультативного совета при Генеральном прокуроре Республики Беларусь.

Согласно Конституции, единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором. Подробности организации системы прокурорских органов закреплены в Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь» в Главе 2.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:

1)  проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами;

2)  проверка исполнения законов поднадзорными органими;

3)  участие прокуратуры в заседании органов государственной власти и управления;

4)  изучение и обобщение писаем, заявлений и публикаций о нарушении законности и принятие мер по ним;

5)  проверка действий должностных лиц.

 

 

СПИСРК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

1.      Аниськов, И., Мальцев В. Язык закона/ Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрид. лит.- 1990. - 192с.

2.      Бачило, И.Л. О методологии и юридической технике законотворчества/ И.Л. Бачило// Государство и право. – 2006. -№6. –С.14-22.

3.      Вавилова, А.А. Некоторые теоретические аспекты соотношения права и языка/ А.А. Вавилова// Вестн.Моск.Ун-та. Сер11. ПРАВО. -2006. -№5. –С. 127-135.

4.      Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ Венгеров А.Б.. -3-е изд. –М.:Юриспруденция. -1999. -522с.

5.      Власенко, Н. А. Язык законодательной техники/Н. А. Власенко; Государственный институт регионального законодательства администрации Иркутской области. –Иркутск. -:Восточно-Сибирское книжное изд-во. -1995. -200с.

6.      Власенко, Н. А. Язык права /Н. А. Власенко; Государственный институт регионального законодательства администрации Иркутской области. –Иркутск. -:Восточно-Сибирское книжное изд-во. -1997. -176с.

7.      Воровченко, Л.В. ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ./ Л.В. Воровченко// Самарская государственная академия культуры и искусств. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.acis.vis.ru/9/1_7/vorovchenko.htm. -Дата доступа: 12.05.2008.

8.      Голев, Н.Д. ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЯЗЫКА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ/ Н.Д. Голев// Юрислингвистика-1. Проблемы и перспективы. – Барнаул. - 1999. - С. 11-58. Режим доступа: http://law.edu.ru/. – Дата доступа: 15.05.2008.

9.      Исаев, И.А. Непроявленный язык закона/ И.А. Исаев// LexRussica(Научные труды МГЮА). -2006. -№1. –С. 7-11.

10. Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Кашанина Т.В.. –Москва: Эксмо. -2007. -512с.

11. Керимов, Дж.А. Законодательная техника: Научно-методич. Пособие/Керимов Дж.А.; Акад. Соц. Наук, институт соц-полит. Исследований РАН. –М.: Норма-инфра-М. -200. -122с.

12. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. - 2-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс. -2000. - 207с. -Режим доступа http://lib.socio.msu.ru/l/library [электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова]. Дата доступа 12.04.2008.

13. .Морозова, Л.А. Юридическая техника (Обзор материла научно-методического семинара)/ Л.А. Морозова// Государство и право. – 2000. -№11. – С.108-121.

14. Морозова, Л.А. Юридическая техника (Обзор материла научно-методического семинара)/ Л.А. Морозова// Государство и право. – 2000. -№12. – С.85-99.

15. Савицкий, В.М. Язык процессуального закона. Вопросы терминологии./ Савицкий В.М. -М.: Наука, 1987. – 287с.

16. .Сырых, В.М. Логическте основание ОТП: В2Т. Т.2:Логика правового исследования: Как писать диссертацию/ В.М. Сырых. – М.: Юстицинформ. – 2000. – 527с.

17. Теория государства и права: Уч. Для вуз. по направлен. и спец. «Юриспруденция»/ Матузов Н.И., А.В. Малько; Сарат. Фил. инст. гос. и права РАН. –М.:Юристъ. -2001. -511с.

18. Тихомиров, Ю.А. Курс сравнительного правоведения: Учебное пособие/Тихомиров Ю.А. –М.:Норма. -1996. -427с.

19. Туранин, В.Ю. Страницы истории гражданско-правовой терминологии или, внимание, рецепция!/ В.Ю. Туранин// История гос. и права. – 2004. -№4. –С.. 57-60.

20. Туранин, В.Ю. Транстерминологизация – новая проблема современного юридического языка/ В.Ю. Туранин// Право и политика. – 2005. -№2. –С.135-140.

21. Черданцев, А.Ф. Толкование права и договора/ Черданцев А.Ф. –М.:Юнити-ДАНА. -2003. -381с.

22. Чухфичев, Л.В. Логика, стиль и язык закона/ Д.В. Чухвичев// Право и политика. – 2005. -№2. –С. 140-146.

23. Шугрина, Е.С. Техника юридического письма [уч.-практич. пособие]/ Шугрина Е.С. -3-е изд. –М.:Юриспруденция. -1999. -522с.

24. Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Н.Д. Голева.- Барнаул. - 2000. Режим доступа: http://law.edu.ru/. – Дата доступа: 15.05.2008.

25. Юрислингвистика-3: проблемы юрислингвистической экспертизы: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. Н.Д. Голева. – Барнаул. - 2002. Режим доступа: http://law.edu.ru/. – Дата доступа: 15.05.2008.

26. Губаева, Т.В. Словесность в юриспруденции/ Губаева Т.В. – Казань. -1995. -327с.

17

 



Информация о работе Общий надзор прокуратуры за деятельностью аппарата государственного управления. Формы и методы общенадзорной деятельности