Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематизировать правовые формы осуществления деятельности прокуратуры в её многообразных проявлениях, определить тактику и методику работы прокуратуры на основе Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь».
ВВЕДЕНИЕ. 5
1.НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 6
1.1Понятие и задачи общенадзорной деятельности 6
1.2 Предмет и пределы надзора за исполнением законодательства 8
1.3 Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов и защиты прав и свобод граждан. 10
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ 13
2.1Формы общенадзорной деятельности 13
2.2 Методы работы прокуратуры. 18
Заключение. 25
Список использованных источников. 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и истории права
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Общий надзор прокуратуры за деятельностью аппарата государственного управления. Формы и методы общенадзорной деятельности»
Студент
ФП, 2 курс, ДПХ-2
10.12.2008
Руководитель
Канд. юр.
Наук, доцент
Минск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1.НАДЗОРЗА ИСПОЛНЕНИЕМЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 6
1.1Понятие и задачи общенадзорной деятельности 6
1.2 Предмет и пределы надзора за исполнением законодательства
1.3 Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов и защиты прав и свобод граждан.
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
2.1Формы общенадзорной деятельности
2.2 Методы работы прокуратуры.
Заключение.
Список использованных источников.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: с., источников.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПРОКУРАТУРА, ОБЩЕНАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Объектом изучения является специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверки точности исполнения законов, действующих на его территории.
Предметом курсовой работы является основное содержание общенадзорной деятельности.
Цель курсовой работы – систематизировать правовые формы осуществления деятельности прокуратуры в её многообразных проявлениях, определить тактику и методику работы прокуратуры на основе Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь».
При написании курсовой работы использовались следующие методы:
- исторический метод, элементным составом которого является метод сбора и изучения единичных фактов, восхождение от конкретного к абстрактному, восхождение от абстрактного к конкретному;
- описательный - при определении общенадзорной деятельности в концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь;
- компонентный анализ терминологических выражений;
- системный метод - при рассмотрении надзора за исполнением законодательства как сложного, многогранного явления, состоящего из элементов, образующих его целостность;
- логический метод исследования— при выделении характерных методов и форм прокурорского надзора;
- диалектический метод - при определении содержания и формы основных направлений надзора за исполнением законодательства.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: показаны важность взаимодействия различных направлений прокурорской деятельности и роль прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства.
Научная новизна исследования заключается в том, что разрабатываемая проблема общенадзорной деятельности рассматривается, как в теоретическом, так и в аналитическом плане. Совмещение обоих подходов позволило, с одной стороны, описать надзор прокуратуры за исполнением законодательства (в контексте нового Закона от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь») на современном теоретическом уровне, а с другой стороны, используя результаты этого описания, выделить некоторые практические и теоретические вопросы, касающиеся форм и методов общенадзорной деятельности, в частности, возможности изменения некоторых механизмов регулирования под влиянием правовых отношений, характерных для современного общества, уровня его правовой компетенции и законодательной базы.
Практическая значимость работы заключается в том, что получены комплексные знания о содержании прокурорской деятельности, роли и месте прокуратуры в системе государственных органов. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований в области административного права и прокурорского надзора как науки и учебной дисциплины, в практике преподавания правовых дисциплин, на практических занятиях по уголовно-процессуальному праву. Материалы и выводы исследования могут быть так же использованы при создании методических разработок по анализу общенадзорной деятельности, её форм и методов, для лекционных и практических занятий по курсу "Административное право" (разделы "Прокурорский надзор", "Законность в сфере государственного управления", и т.д.), соответствующих спецкурсов.
В ходе выполнения курсовой работы прошли апробацию такие предложения, как замена термина «общий надзор» на надзор за исполнением законодательства.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней научно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на авторов.
____________________
ВВЕДЕНИЕ
Научная актуальность работы связана с необходимостью научной разработки форм и методов общенадзорной деятельности, в связи с принятием нового Закона от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь». Тенденция к моделированию правового общества в Беларуси не может не найти отражения в деятельности аппарата государственного управления и соответственно, в способах контроля над ней. Как основа нормальной жизни общества и его членов законность, т. е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний элементом правового государства является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания.
Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.
Цель курсовой работы – систематизировать правовые формы осуществления деятельности прокуратуры в её многообразных проявлениях, определить тактику и методику работы прокуратуры на основе Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь».
Задачи исследования:
1) дать понятие «общему надзору», сформулировать задачи;
2) определить предмет и установить пределы надзора за исполнением законодательства;
3) выявить основные направления надзора прокуратуры за деятельностью аппарата государственного управления;
4) охарактеризовать формы общенадзорной деятельности;
5)определить особенности методов прокурорского надзора.
При написании курсовой работы использовались следующие методы:
- исторический метод, элементным составом которого является метод сбора и изучения единичных фактов, восхождение от конкретного к абстрактному, восхождение от абстрактного к конкретному;
- описательный - при определении общенадзорной деятельности в концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь;
- компонентный анализ терминологических выражений;
- системный метод - при рассмотрении надзора за исполнением законодательства как сложного, многогранного явления, состоящего из элементов, образующих его целостность;
-логический метод исследования— при выделении характерных методов и форм прокурорского надзора;
- диалектический метод - при определении содержания и формы основных направлений надзора за исполнением законодательства.
1. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие и задачи общенадзорной деятельности
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями?) (далее – Конституция РБ) и Законом от 08.05.2007 № 220-3 « О прокуратуре Республики Беларусь»(далее – Закон о прокуратуре) прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями подчинёнными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями ( далее - надзор за исполнением законодательства) представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности.(конститушэн, зак) Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в государстве определяется совокупностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и процессуальные акты, исходящие от прокуроров как блюстителей законности.
Надзор, как способ обеспечения законности в сфере государственного управления заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными органами (в данном случае органами прокуратуры) за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, её осуществляющих, делится на два вида: общий надзор и административный. Общий надзор прокуратуры – это отрасль прокурорского надзора за исполнением законов. Наименование «общий надзор» для этой отрасли прокурорского надзора сложилось в период образования органов прокуратуры и закрепилось в ходе развития прокурорского надзора (петрухин). Это наименование закрепилось и в главе 1 раздела Республики Беларусь от ?? 1993 года (старая редакция). Следует отметить, что законодатель Российской Федерации отказался от этого термина и в главе 1 раздела III Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. Эта отрасль прокурорского надзора названа надзором за исполнением законов.
1 июня 2007 года вступил в силу Закон Республики Беларусь "О прокуратуре Республики Беларусь". Новая редакция Закона разработана в целях приведения ранее действовавшего с 1993 года Закона Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь" (далее – Закон от 1993 года) в соответствие с Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь. Редакция Закона от 1993 года неоднократно дополнялась и изменялась после принятия Конституции Республики Беларусь, но этот пробел не восполнила.
Нормы Закона от 1993 года актуализированы с учетом норм вступивших в силу процессуальных нормативных правовых актов, и в первую очередь – с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также Законом Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь". Концепция Закона сформулирована в статье 4 "Задачи и направления деятельности прокуратуры" и вносит определенность в статус и функции прокуратуры. Согласно этой статье задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В соответствии с вышеперечисленными задачами на прокуратуру возлагается осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. По действовавшему ранее Закону от 1993 года данный участок прокурорской деятельности назывался "Общий надзор". Таким образом, наш законодатель так же отказался от данного термина.