Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематизировать правовые формы осуществления деятельности прокуратуры в её многообразных проявлениях, определить тактику и методику работы прокуратуры на основе Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь».
ВВЕДЕНИЕ. 5
1.НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 6
1.1Понятие и задачи общенадзорной деятельности 6
1.2 Предмет и пределы надзора за исполнением законодательства 8
1.3 Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов и защиты прав и свобод граждан. 10
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ 13
2.1Формы общенадзорной деятельности 13
2.2 Методы работы прокуратуры. 18
Заключение. 25
Список использованных источников. 28
Сказанное не означает, что в поле зрения прокурора должны находиться только названные направления прокурорского надзора за исполнением законов. При получении информации о нарушении любого другого закона прокурор принимает меры к установлению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств, проводя прокурорские проверки и совершая другие надзорные действия, внося акты прокурорского надзора.
Говоря об основных направлениях общенадзорной деятельности, можно выделить новые тенденции и актуальные проблемы развития надзора за исполнением законодательства. Актуальным также является надзор за исполнением закон об административных правонарушениях, поскольку органы, наделенные правом применения административных санкций, нередко допускают нарушения или бездействуют. (Демин В. Г. О концепции прокурорского надзора. Проблемы повышения эффективности прокурорского надзора за законностью расследования преступлений. М., 1992. С. 15.)
Пристальное внимание должно уделяться прокурорскому надзору за законностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) органами представительной и исполнительной власти областного уровня, а также органами местного самоуправления. Это связано с тем, что названными органами нередко издаются акты в нарушение законов, в результате чего нарушаются права многих граждан, проживающих в соответствующих регионах, ущемляются законные интересы предприятий, учреждений, организаций. (Кеник236)
В то же время в связи с демократическими преобразованиями в нашем обществе подлежит самостоятельному обсуждению вопрос о том, должны ли граждане быть объектом общего надзора прокуратуры?
Прокуратура должна стать высокоэффективным государственным, профессиональным, доступным органом по защите граждан от своеволия, прежде всего, чиновников. И для этого у прокуратуры есть все основания и полномочия.
Значение общего надзора с каждым годом возрастает в связи со сложностью задач экономического и социального строительства в государстве. Осуществляя свои полномочия в сфере надзора за исполнением законодательства, прокуроры оказывают значительное влияние на решение вопросов государственного, экономического и культурного строительства. (Шостак). Согласно приказу Генерального прокурора «Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов» направлениями общего надзора являются:
1) обеспечение соблюдения прав и свобод граждан;
2) обеспечение законности правовых актов;
3) обеспечение законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере;
4) предупреждение правонарушений.
В приказе отмечено, что надзор за соблюдением прав и свобод граждан следует считать приоритетным направлением в работе. Рассматривая пути дальнейшего совершенствования деятельности прокуратуры, нельзя допустить, чтобы субъективные представления, оторванные от реальной деятельности, лоббистские возможности некоторых политических групп, свели сложную и многогранную деятельность прокуратуры только к уголовному преследованию. Ибо в таком случае будет сведена к нулю важнейшая конституционная функция, которая оправдана жизнью, функция высшего надзора за исполнением законов.
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
2.1Формы общенадзорной деятельности
К правовым актам, регламентирующим деятельность надзора за исполнением законодательства, а в частности за его формами, относятся:
1) Конституция Республики Беларусь
2) Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 "О прокуратуре Республики Беларусь"
3) Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-З "О борьбе с коррупцией"
4) Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-XIII "Об обращениях граждан"
5) Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 "О совершенствовании работы с населением"
6) Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2001 года № 372 "Об утверждении Положения о коллегии Прокуратуры Республики Беларусь"
7) Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 года № 552 "О совершенствовании системы органов Прокуратуры Республики Беларусь"
8) Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 года № 181 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь"
9) Указ Президента Республики Беларусь от 17 мая 1999 года № 281 "Об определении Прокуратуры Республики Беларусь компетентным органом по реализации Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания" http://www.prokuratura.gov.by/
Сегодня, когда мы осознали, что строительство подлинного правового демократического государства не имеет ничего общего со вседозволенностью и правовым беспределом, а, напротив, требует высочайшей организованности, правовой культуры и законопослушания, что всякая свобода и демократия - это прежде всего ответственность за свои поступки и подчинение закону, усиление государственной власти и всех её органов как гаранта законности и правопорядка, мы так остро и масштабно ставим вопрос о необходимости принятия дополнительных мер по наведению порядка в этом деле, повышения эффективности прокурорского надзора и придания большей слаженности и согласованности в работе всех звеньев правоохранительной системы государства.
Работа по борьбе с преступностью должна строиться на основе совместных, согласованных и взаимосвязанных планов, осуществляться систематически и с обязательным соблюдением таких требований, как: целеустремленность, комплексность, единство действий при строжайшем соблюдении законности, компетентности и самостоятельности каждого из правоохранительных органов. Практика наработала в этом деле немалый опыт. Наиболее распространёнными и активными формами этой деятельности выступают:
1) координационные советы руководителей правоохранительных органов.
2) межведомственные совещания и семинары работников правоохранительных органов.
3) совместный анализ состояния, структуры, динамики преступности и результативности мер по борьбе с ней.
4) совместная разработка мер предупреждения преступлений и иных правонарушений и мероприятий по комплексному планированию укрепления законности и ликвидации антиобщественных явлений.
5) согласованные действия по оказанию помощи нижестоящим правоохранительным органам, а также по изучению и распространению положительного опыта этой работы. (Глюков)
В этой связи в обязанность руководителей органов прокуратуры входит: созыв координационных советов, межведомственных совещаний, конференций, семинаров, разработка согласованной программы анализа состояния, структуры, динамики преступности и результативности борьбы с ней, разработка совместных с руководителями правоохранительных органов мер предупреждения правонарушений и комплексных планов профилактики, а также других мероприятий, направленных на повышение эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности.
Координация предлагает также постоянный обмен информацией между указанными органами, разработку и проведение общих организационных мероприятий по укреплению законности и правопорядка, совместное обсуждении итогов работы и согласованную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации прокуроров, судей, следователей, работников системы министерства юстиции и внутренних дел, хозяйственных и иных судов, КГБ и др.
Руководители других правоохранительных органов обязаны своевременно представлять прокурору информацию, необходимую для правильной организации координации, вносить для обсуждения предложения и активно участвовать в их работе.
В конечном счете, успех в этой работе во многом зависит от инициативы и творческого подхода к делу руководителей правоохранительных органов. Кроме этого, в новом Законе о прокуратуре предусматривается образование Научно-консультативного совета при Генеральном прокуроре Республики Беларусь, для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.
Общенадзорная деятельность может привести к положительным результатам только тогда, когда прокуроры четко усвоят все составляющие ее необходимые элементы. Чтобы ни предпринимал прокурор (конечно, в пределах своей компетенции), он должен исходить из того, что существует определенный комплекс обязательных действий.
Общенадзорная деятельность прокуроров состоит из последовательно сменяющих друг друга следующих четырех стадий:
1) выявление нарушений законов и обстоятельств, им способствующих;
2) анализ полученных сведений;
3) реагирование на выявление нарушения законов и обстоятельства, им способствующие;
4) проверки результативности актов прокурорского реагирования.
Правда, такое рассмотрение содержания общенадзорной деятельности
схематично и, следовательно, упрощено. Например, третья стадия – реагирование на выявление нарушения законов и обстоятельства, им способствующих, может наступить, и нередко наступает, сразу же по выявлению нарушений законов. Но, тем не менее, предлагаемая схема детально и полно раскрывает содержание общего надзора, позволяет выработать своего рода его модель, которая сможет быть использована при осуществлении надзора за исполнением самых разнообразных законов. (Басков)
Из всего вышесказанного следует, что наиболее распространёнными и активными формами общенадзорной деятельности выступают:
1) координационные советы руководителей правоохранительных органов.
2) межведомственные совещания и семинары работников правоохранительных органов.
3) совместный анализ состояния, структуры, динамики преступности и результативности мер по борьбе с ней.
4) совместная разработка мер предупреждения преступлений и иных правонарушений и мероприятий по комплексному планированию укрепления законности и ликвидации антиобщественных явлений.
5) согласованные действия по оказанию помощи нижестоящим правоохранительным органам, а также по изучению и распространению положительного опыта этой работы;
6) созыв Научно-консультативного совета при Генеральном прокуроре Республики Беларусь.
Согласно Конституции, единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором. Подробности организации системы прокурорских органов закреплены в Законе о прокуратуре в Главе 2.
2.2 Методы работы прокуратуры
В целях обеспечения законности в сфере управления, органы прокуратуры используют определенные правовые средства устранения выявленных нарушений закона. Правовые методы – это предусмотренные законодательством и совершаемые прокурором в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
1) опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, распорядительных и исполнительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;
2) освобождает своим постановлением лиц незаконно подвергнутых административному задержанию;
3) дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;
4) в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
5) вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложения о роспуске местного представительного органа в случае систематического грубого нарушения им требования законодательства;
6) обращаются в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, организаций, общественных и государственных интересов;
7) составляет протоколы об административных правонарушениях, выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
8) выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;
9) выносит постановления о возбуждении уголовного дела.