Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать участие гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти в российской Федерации.
При этом необходимо решить следующие задачи:
-определить механизмы взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества
-охарактеризовать формы участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти и практика их реализации
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1 Механизмы взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества 6
1.2 Формы участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти и практика их реализации 11
2 ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НОВЫЙ СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Кроме того, принципы формирования совещательных органов при Президенте РФ, образованных в 1990-е годы, предусматривали включение в их состав представителей политических партий, в то время как в настоящее время исключена возможность участия политических партий в работе Общественной палаты.
Необходимо отметить, что в 1990-е годы вслед за образованием на федеральном уровне Общественной палаты при Президенте РФ и Политического консультативного совета последовало создание аналогичных структур в регионах России.
В настоящее время на практике сложилось несколько вариантов создания в субъектах Российской Федерации совещательных органов, действующих в форме общественных палат, политических консультативных советов, основной целью которых является учет общественного мнения региональными органами государственной власти, создание механизма обратной связи между общественными объединениями и органами государственной власти субъектов РФ.
Так,
в ряде субъектов Российской Федерации
совещательно-консультативные
Другая схема взаимодействия представителей общественности с органами государственной власти действует во Владимирской области, Волгоградской области, Смоленской области . Здесь общественные палаты созданы при законодательных (представительных) органах соответствующих регионов.
Кроме того, общественные палаты созданы в ряде городов Российской Федерации (например, городская общественная палата г. Ижевска при главе городского самоуправления - мэре г. Ижевска, Политический консультативный совет при главе самоуправления г. Костромы).
Как правило, эти структуры не являются самостоятельными органами и образуются при губернаторах либо законодательных собраниях соответствующих российских регионов. Состав таких органов нередко утверждается главой региона (например, в Приморском крае, Еврейской автономной области), а в ряде случаев губернаторы лично возглавляют созданные при них общественные палаты (Красноярский край, Саратовская область). В состав некоторых общественных палат входят представители органов государственной власти (Еврейская автономная область, Ленинградская область), хотя это явно несовместимо с целями их формирования.
Таким образом, анализ отечественного опыта показывает, что попытки создания на федеральном и региональном уровне органов, представляющих позицию общественности, как правило, приводили к созданию таких структур при соответствующих органах государственной власти (Президенте Российской Федерации, руководителях регионов и т.д.).
В связи с этим целесообразно обратиться к опыту создания и функционирования аналогов Общественной палаты в иностранных государствах и на межгосударственном уровне. В частности, к таким органам могут быть отнесены Экономический и Социальный совет во Франции, Национальный совет экономики и труда в Италии, Общественная палата Союзного государства Беларуси и России.
Нет сомнений, что создание Общественной палаты как органа, позволяющего обеспечивать учет общественного мнения и связь между общественными объединениями граждан и органами власти, является необходимым. Как институт гражданского общества Палата должна объединить на демократических принципах граждан и представителей их объединений для достижения взаимопонимания с властными структурами всех уровней, выработки согласованной позиции по ключевым, жизненно важным вопросам, касающимся большей части населения. Очевидно, что при отсутствии общественного согласия при решении важнейших социальных и политических вопросов невозможна консолидация сил государства и гражданского общества и, следовательно, поступательное, динамичное развитие государства в целом.
Создание
механизма поддержания
В то же время реализация данной идеи имеет ряд недостатков. В частности, требует решения вопрос о правовом статусе Общественной палаты, в том числе о способах обеспечения ее независимости от органов власти, нуждается в уточнении порядок формирования палаты с целью расширения представительства общественных объединений и определения критериев, которым они должны соответствовать.
Представляется, что от решения данных вопросов зависит способность Общественной палаты через механизмы консультаций и проведения экспертиз нормативных правовых актов оказывать реальное воздействие на решения, принимаемые органами власти, добиться привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики и не превратиться в декоративный орган.
Одной
из гарантий решения указанных вопросов
может послужить использование накопившегося
опыта создания органов, подобных Общественной
палате, на федеральном и региональном
уровне в России, а также за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формулирование
принципов организации и
Для восстановления утраченного доверия и возрождения демократических основ управления необходимо изменение ориентиров в практической деятельности государственного аппарата, в качестве которых в настоящее время целесообразно, по нашему мнению, избрать следующие принципы:
-
глубокое понимание
-
во главе государственных
-
своевременное издание
-
содействие и поощрение
-
распространение информации об
учете в деятельности
-
привлечение на
-
ориентация на конкретные и
краткосрочные результаты при
оптимальном балансе выгоды и
затрат. Чтобы можно было сказать,
что на достижение этой
-
активное сотрудничество со
Российское
государство нуждается в
Это
сложный и трудный процесс. Основная
трудность заключается в том,
что восстановление доверия не может
происходить только благодаря усилиям
Правительства и
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I Нормативные акты Российской Федерации
II Специальная
литература
Информация о работе Общественная палата РФ как новый субъект гражданского общества