Общественная палата РФ как новый субъект гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать участие гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти в российской Федерации.

При этом необходимо решить следующие задачи:

-определить механизмы взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества

-охарактеризовать формы участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти и практика их реализации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 6

1.1 Механизмы взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества 6

1.2 Формы участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти и практика их реализации 11

2 ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НОВЫЙ СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Работа содержит 1 файл

курс..doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     По  всем вопросам, касающимся изменения качества жизни граждан, - экология, охрана здоровья, социальная помощь и поддержка, личная безопасность и т.д. - проведение общественной экспертизы должно стать обязательным, что требует закрепления во всех правовых актах социального законодательства.

     Органы  исполнительной власти обязаны:

     - информировать граждан о подготовке  проектов решений такого рода;

     - создавать условия для проведения  профессиональной общественной  экспертизы;

     - доводить до граждан результаты  экспертизы и принятые с учетом  экспертных рекомендаций решения.

     Переговоры  и посредничество. В сфере ведения  исполнительной власти много таких "неприятных" вопросов, которые  требуют переговорно-посреднических форм: безработица, деградация целых регионов, обнищание населения, распространение социальных болезней - наркомания, СПИД (ВИЧ-инфекция) и т.д. Эти формы использовались, например, при решении разногласий между Минтруда, Минтопэнерго России и шахтерами, между промышленными и экологическими организациями и т.д. Переговоры и посредничество давно используются для решения споров между предпринимателями и наемными работниками. Но в последние годы используются и органами исполнительной власти в связи с "включением" граждан в решение "трудных" вопросов.

     Переговоры  практикуются даже на уровне Правительства, когда расхождение целей заинтересованных сторон очень велико, недоверие между  ними исключительно сильно, число  заинтересованных сторон весьма значительно. По этим причинам не могут принести результатов ни контакты с "ключевыми персонами", ни собрания (слушания), ни консультативные советы органов.

     В России действуют правовые акты о  переговорах по социальным и трудовым вопросам. Большую работу проводит Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая заключает генеральные соглашения, рассматривает отраслевые тарифные соглашения и другие вопросы. Паритетный состав гарантирует объективность оценки и решений.

     Решения можно достичь иногда только через посредничество некой третьей стороны, не являющейся союзником ни одной из конфликтующих сторон, но готовой вступить в дело и добиться урегулирования конфликта. В качестве посредника может выступать орган исполнительной власти, а в споре с ним, например с экологическими общественными объединениями, может выступить, скажем, научная организация, экспертный совет и т.п.

     Посредничество  следует отличать от содействия, которое  обязаны всегда оказывать гражданам  и их объединениям органы исполнительной власти в рамках предметов ведения и полномочий. Посредничество необходимо, когда конфликт заводит всех в тупик, в то время как содействие начинается на более раннем этапе. Посредничество применяется для разрешения конкретного конфликта, в то время как содействие всегда должно использоваться органами исполнительной власти как средство, облегчающее принятие решений по любым вопросам.

     Формы, предназначенные для получения  общественной поддержки и одобрения. Органы исполнительной власти рассматривают  заявления граждан, принимают решения и обеспечивают необходимые условия для проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и других массовых мероприятий. Публичные мероприятия могут проводиться как в поддержку действий и решений исполнительной власти, так и против них.

     Практика  государственных органов выработала набор юридических приемов и  средств, с одной стороны, обеспечивающих свободу проведения массовых мероприятий  как способа демонстрации своей  воли и мнений, а с другой - не допускающих  нарушения законов, общественного порядка и т.д.

     Таким образом, публичное изъявление требований, интересов, мыслей граждан всегда "в  интересах" органов исполнительной власти, независимо от того, каково их содержание: pro или contra.

     Публичные мероприятия граждан - конституционный  вопрос (ст. 31 Конституции РФ). Отношения, связанные с их проведением, должны регулироваться федеральным законом, а не указами Президента Российской Федерации.

     К числу форм, обеспечивающих поддержку  исполнительной власти, следует отнести  и съезды общественных объединений, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и др., которые аккумулируют общественное мнение, в том числе о решениях и действиях органов исполнительной власти, формулируют отдельные положения и рекомендации для исполнительной власти.

     Нынешняя "драматическая" роль граждан в государственном управлении должна быть изменена. Насущная задача науки административного права - "формирование" знаний и методов развития постоянного сотрудничества между организациями граждан и органами исполнительной власти.

     Участие граждан призвано придать гуманистическую направленность "технической" деятельности органов исполнительной власти. Очень важно, чтобы после десятилетия пустой риторики в центре внимания "главной" власти действительно оказался гражданин, чтобы деятельность органов исполнительной власти определялась потребностями, целями и интересами живущих в стране людей, а не спрятанными за отвлеченные утопии властными интересами господствующей олигархии.  
 
 
 

     2 ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     КАК НОВЫЙ СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 

     Проблема  создания эффективно действующего механизма  взаимодействия граждан, общественных объединений, объединений некоммерческих организаций с органами государственной  власти и местного самоуправления, подготовки решений по важнейшим социальным, экономическим и иным вопросам с учетом общественного мнения является в современной России актуальным вопросом, настоятельно требующим решения.

     Становление и развитие гражданского общества, неразрывно связанное с новыми политическими  и экономическими условиями жизни страны, остается одной из основных задач на протяжении всего постсоветского периода истории России. Очевидно, что отсутствие стабильно функционирующей системы взаимодействия власти и общественных структур, неразвитость институтов гражданского общества, существующая в настоящий момент, способны негативно отразиться на процессе построения демократического правового государства.

     Одним из направлений развития гражданского общества, позволяющим вовлечь его  представителей в процесс принятия властных решений, является законодательное оформление его отношений с органами власти, обеспечивающее поддержание с ними постоянных контактов.

     Не  случайно, что на данном этапе возникла идея о формировании института, представляющего  интересы широких кругов российской общественности, способного повысить роль объединений граждан в процессе выработки решений органами государственной власти и местного самоуправления.

     Таким институтом, призванным выполнять роль посредника между властью и представителями  различных социальных групп, является Общественная палата Российской Федерации. Созданная как площадка для широкого диалога, обсуждения гражданских инициатив, Общественная палата должна стать местом проведения экспертизы ключевых государственных решений, имеющих общенациональное значение, осуществления гражданского контроля государственного аппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы.

     Правовой  статус Общественной палаты, основные принципы ее формирования и деятельности определяются Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации. 6

     Согласно  Закону Общественная палата является организационной формой взаимодействия граждан России с федеральными и  региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов населения, защиты прав граждан и их объединений при проведении государственной политики, осуществления общественного контроля деятельности органов публичной власти.

     Общественная  палата наделена консультативно-совещательными полномочиями, а ее решения имеют рекомендательный характер.

     На  Общественную палату возлагаются задачи согласования интересов граждан, общественных объединений, органов государственной  власти и местного самоуправления для  решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов организации гражданского общества.

     Указанные задачи будут решаться Общественной палатой путем:

     проведения  общественной экспертизы проектов федеральных  законов и законов субъектов  Российской Федерации, проектов нормативных  правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

     осуществления общественного контроля деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления;

     обобщения опыта существующих общественных инициатив, выдвижения гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и  направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, проведения гражданских форумов и слушаний по актуальным вопросам общественной жизни;

     выработки рекомендаций при определении приоритетов  в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества, публикации ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России, оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ.

     Общественная  палата формируется сроком на два  года из граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед  государством и обществом, представителей общероссийских, региональных и межрегиональных  общественных объединений. Формирование Общественной палаты происходит в три этапа.

     На  первом этапе Президент Российской Федерации по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук, творческими  союзами определяет кандидатуры 42 граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, и предлагает им войти в состав Общественной палаты.

     На  втором этапе происходит включение  в состав Общественной палаты 42 представителей общероссийских общественных объединений - по одному от каждого объединения (политические партии не вправе делегировать своих членов для участия в работе палаты). Решение об их приеме принимают члены палаты, утвержденные Президентом РФ, на основании установленной ими процедуры конкурсного отбора.

     На  последнем этапе члены Общественной палаты, утвержденные Президентом России, совместно с представителями  общероссийских общественных объединений  принимают в состав палаты 42 представителя  региональных и межрегиональных общественных объединений - по одному от каждого. Выбор таких представителей осуществляется путем голосования из числа кандидатур, определенных на конференциях, проведенных в федеральных округах (из расчета по шесть представителей от одного федерального округа).

     Закон устанавливает ограничения, связанные  с членством в Общественной палате, являющиеся результатом стремления создать ее как аполитичное негосударственное  формирование. Так, в работе палаты помимо представителей политических партий не могут принимать участие лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, занимающие выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления. Не допускается объединение членов Общественной палаты по принципу национальной, религиозной, региональной или партийной принадлежности.

     Представляется, что в целом инициатива по созданию Общественной палаты имеет конструктивный характер. Нельзя не согласиться с  тем, что деятельность органов государственной  власти становится намного эффективнее, когда в государственном управлении задействованы институты гражданского общества, в числе которых значимое место принадлежит общественным и некоммерческим объединениям.

     Вместе  с тем остаются неразрешенными ряд  вопросов, касающихся правового статуса  Общественной палаты, ее места и роли в системе власти, способа обеспечения ее независимости от властных структур и взаимодействия с ними, механизма формирования, прав и полномочий палаты.

     Необходимо  отметить, что в настоящее время  все общественные объединения, за исключением политических партий, устранены от участия в формировании государственной политики путем выдвижения кандидатов (списков кандидатов) на выборах в Государственную Думу, что негативно сказывается на их возможности принимать участие в решениях, подготавливаемых федеральными органами власти.

Информация о работе Общественная палата РФ как новый субъект гражданского общества