Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать участие гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти в российской Федерации.
При этом необходимо решить следующие задачи:
-определить механизмы взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества
-охарактеризовать формы участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти и практика их реализации
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1 Механизмы взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества 6
1.2 Формы участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти и практика их реализации 11
2 ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НОВЫЙ СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
По всем вопросам, касающимся изменения качества жизни граждан, - экология, охрана здоровья, социальная помощь и поддержка, личная безопасность и т.д. - проведение общественной экспертизы должно стать обязательным, что требует закрепления во всех правовых актах социального законодательства.
Органы исполнительной власти обязаны:
-
информировать граждан о
-
создавать условия для
-
доводить до граждан
Переговоры
и посредничество. В сфере ведения
исполнительной власти много таких
"неприятных" вопросов, которые
требуют переговорно-
Переговоры
практикуются даже на уровне Правительства,
когда расхождение целей
В России действуют правовые акты о переговорах по социальным и трудовым вопросам. Большую работу проводит Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая заключает генеральные соглашения, рассматривает отраслевые тарифные соглашения и другие вопросы. Паритетный состав гарантирует объективность оценки и решений.
Решения можно достичь иногда только через посредничество некой третьей стороны, не являющейся союзником ни одной из конфликтующих сторон, но готовой вступить в дело и добиться урегулирования конфликта. В качестве посредника может выступать орган исполнительной власти, а в споре с ним, например с экологическими общественными объединениями, может выступить, скажем, научная организация, экспертный совет и т.п.
Посредничество следует отличать от содействия, которое обязаны всегда оказывать гражданам и их объединениям органы исполнительной власти в рамках предметов ведения и полномочий. Посредничество необходимо, когда конфликт заводит всех в тупик, в то время как содействие начинается на более раннем этапе. Посредничество применяется для разрешения конкретного конфликта, в то время как содействие всегда должно использоваться органами исполнительной власти как средство, облегчающее принятие решений по любым вопросам.
Формы, предназначенные для получения общественной поддержки и одобрения. Органы исполнительной власти рассматривают заявления граждан, принимают решения и обеспечивают необходимые условия для проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и других массовых мероприятий. Публичные мероприятия могут проводиться как в поддержку действий и решений исполнительной власти, так и против них.
Практика
государственных органов
Таким образом, публичное изъявление требований, интересов, мыслей граждан всегда "в интересах" органов исполнительной власти, независимо от того, каково их содержание: pro или contra.
Публичные мероприятия граждан - конституционный вопрос (ст. 31 Конституции РФ). Отношения, связанные с их проведением, должны регулироваться федеральным законом, а не указами Президента Российской Федерации.
К числу форм, обеспечивающих поддержку исполнительной власти, следует отнести и съезды общественных объединений, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и др., которые аккумулируют общественное мнение, в том числе о решениях и действиях органов исполнительной власти, формулируют отдельные положения и рекомендации для исполнительной власти.
Нынешняя "драматическая" роль граждан в государственном управлении должна быть изменена. Насущная задача науки административного права - "формирование" знаний и методов развития постоянного сотрудничества между организациями граждан и органами исполнительной власти.
Участие
граждан призвано придать гуманистическую
направленность "технической" деятельности
органов исполнительной власти. Очень
важно, чтобы после десятилетия пустой
риторики в центре внимания "главной"
власти действительно оказался гражданин,
чтобы деятельность органов исполнительной
власти определялась потребностями, целями
и интересами живущих в стране людей, а
не спрятанными за отвлеченные утопии
властными интересами господствующей
олигархии.
2 ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАК
НОВЫЙ СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Проблема создания эффективно действующего механизма взаимодействия граждан, общественных объединений, объединений некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления, подготовки решений по важнейшим социальным, экономическим и иным вопросам с учетом общественного мнения является в современной России актуальным вопросом, настоятельно требующим решения.
Становление и развитие гражданского общества, неразрывно связанное с новыми политическими и экономическими условиями жизни страны, остается одной из основных задач на протяжении всего постсоветского периода истории России. Очевидно, что отсутствие стабильно функционирующей системы взаимодействия власти и общественных структур, неразвитость институтов гражданского общества, существующая в настоящий момент, способны негативно отразиться на процессе построения демократического правового государства.
Одним из направлений развития гражданского общества, позволяющим вовлечь его представителей в процесс принятия властных решений, является законодательное оформление его отношений с органами власти, обеспечивающее поддержание с ними постоянных контактов.
Не случайно, что на данном этапе возникла идея о формировании института, представляющего интересы широких кругов российской общественности, способного повысить роль объединений граждан в процессе выработки решений органами государственной власти и местного самоуправления.
Таким
институтом, призванным выполнять роль
посредника между властью и
Правовой статус Общественной палаты, основные принципы ее формирования и деятельности определяются Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации. 6
Согласно Закону Общественная палата является организационной формой взаимодействия граждан России с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов населения, защиты прав граждан и их объединений при проведении государственной политики, осуществления общественного контроля деятельности органов публичной власти.
Общественная палата наделена консультативно-совещательными полномочиями, а ее решения имеют рекомендательный характер.
На Общественную палату возлагаются задачи согласования интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов организации гражданского общества.
Указанные задачи будут решаться Общественной палатой путем:
проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
осуществления общественного контроля деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления;
обобщения опыта существующих общественных инициатив, выдвижения гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, проведения гражданских форумов и слушаний по актуальным вопросам общественной жизни;
выработки рекомендаций при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества, публикации ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России, оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ.
Общественная палата формируется сроком на два года из граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений. Формирование Общественной палаты происходит в три этапа.
На первом этапе Президент Российской Федерации по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук, творческими союзами определяет кандидатуры 42 граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, и предлагает им войти в состав Общественной палаты.
На втором этапе происходит включение в состав Общественной палаты 42 представителей общероссийских общественных объединений - по одному от каждого объединения (политические партии не вправе делегировать своих членов для участия в работе палаты). Решение об их приеме принимают члены палаты, утвержденные Президентом РФ, на основании установленной ими процедуры конкурсного отбора.
На
последнем этапе члены
Закон
устанавливает ограничения, связанные
с членством в Общественной палате,
являющиеся результатом стремления
создать ее как аполитичное
Представляется, что в целом инициатива по созданию Общественной палаты имеет конструктивный характер. Нельзя не согласиться с тем, что деятельность органов государственной власти становится намного эффективнее, когда в государственном управлении задействованы институты гражданского общества, в числе которых значимое место принадлежит общественным и некоммерческим объединениям.
Вместе с тем остаются неразрешенными ряд вопросов, касающихся правового статуса Общественной палаты, ее места и роли в системе власти, способа обеспечения ее независимости от властных структур и взаимодействия с ними, механизма формирования, прав и полномочий палаты.
Необходимо отметить, что в настоящее время все общественные объединения, за исключением политических партий, устранены от участия в формировании государственной политики путем выдвижения кандидатов (списков кандидатов) на выборах в Государственную Думу, что негативно сказывается на их возможности принимать участие в решениях, подготавливаемых федеральными органами власти.
Информация о работе Общественная палата РФ как новый субъект гражданского общества