Местное управление и самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие органов местного управления;
- изложить порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций);
- охарактеризовать подотчетность и подчиненность органов местного управления;
- проанализировать основные функции органов местного управления;
- рассмотреть компетенцию местных исполнительных комитетов (местных администраций);
- описать формы и организация работы исполнительных комитетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, назначение и виды органов местного управления
1.2 Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций)
1.3 Подотчетность и подчиненность органов местного управления
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Основные функции органов местного управления
2.2 Компетенция местных исполнительных комитетов (местных администраций)
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Значительное  место в организаторской работе занимают проведение совещаний, семинаров, индивидуальных бесед, ознакомление с  деловыми бумагами, работа с письмами, прием посетителей. Важным участком деятельности является изучение, обобщение и распространение передового опыта работы нижестоящих звеньев, подчиненных предприятий, учреждений, организаций.

Отделы и управления выполняют различные задания, исходящие  от исполкомов. На них возлагается  подготовка к заседаниям исполнительных комитетов проектов решений по вопросам их ведения. Такая работа вызывает необходимость изучать практику, проводить соответствующие обследования, проверку с выездом на место.

Единоначалие  не означает, что вся работа осуществляется руководителем отдела, учреждения. На нем лежит ответственность за успешное осуществление задач, стоящих перед органом управления. В деятельности отделов и управлений единоначалие сочетается с коллегиальностью. Существуют разнообразные формы, обеспечивающие коллегиальное обсуждение наиболее важных вопросов. Одной из них являются постоянно действующие советы при отделах и управлениях. Они образуются при отделах образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры, спорта и туризма. Советы отделов и управлений -- это совещательные органы, в состав которых входят лица, обладающие специальными знаниями, работающие в различных учреждениях, расположенных на территории ведения отдела, управления. Они выступают в роли коллегий отделов и управлений. В отделах и управлениях облисполкомов и Минского горисполкома образуются коллегии. В их состав входит руководитель органа, его заместители, руководители наиболее значимых структурных подразделений, подчиненных предприятий, учреждений, организаций, специалисты. В этих же органах действуют и различные советы. Не нарушая принципа единоначалия, коллегии, советы как совещательные органы помогают руководителям отделов и управлений в решении важных вопросов их компетенции, в том числе вопросов по руководству нижестоящими отраслевыми (функциональными) органами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование на тему: «Органы местного управления и самоуправления в республики Беларусь», сделаем выводы.

В современных  странах централизованное управление делами государства сочетается с  местным управлением и самоуправлением. Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы. В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. В юридической литературе под местным управлением принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Согласно ст. 2 Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Таким образом, местное управление обычно реализуется через органы, которые назначаются вышестоящими властными структурами. В некоторых государствах назначение отдельных должностных лиц, осуществляющих местное управление, производится президентом или правительством. В отличие от местного управления местное самоуправление представляет собой деятельность населения местной административной единицы для самостоятельного решения как непосредственно, так и через избираемые им органы вопросов местного значения. Высказываются различные точки зрения относительно понятия местного самоуправления: одни авторы утверждают, что оно является частью деятельности государства, другие полагают, что это общественная деятельность граждан в рамках той или иной территории.

Считаю, что органы местного самоуправления часто сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государственного принуждения. Местное самоуправление является важнейшим элементом существования и развития государства, в котором обеспечивается реальное народовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы. В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ним задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением.

Единую систему  местных Советов депутатов в  Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, районные в городах (в  настоящее время упразднены), городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Классификация Советов по уровням позволяет в законодательстве более четко определять полномочия Советов, имеющие различное название. Неотъемлемым признаком местного самоуправления и управления является закрепление законодательством за органами местного самоуправления и управления самостоятельных полномочий. Основные правомочия органов местного самоуправления и управления закреплены в Конституции и Законе Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении. Они обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и др. Важнейшими полномочиями органов местного самоуправления (в данном случае местных Советов депутатов) является утверждение программы экономического и социального развития (ст. 121 Конституции). С учетом особенностей компетенции местных Советов, различных уровней (первичного, базового, областного) они также вправе утверждать программы жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы (ст. 161, 17, 18 Закона о местном управлении и самоуправлении). На них возлагается также организация, контроль и утверждение отчетов о выполнении этих программ. В области бюджета и финансов местные Советы депутатов утверждают и исполняют бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы. Местные Советы депутатов определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью. Они определяют правовой режим имущества, входящего в коммунальную собственность соответствующего административного территориального образования. К компетенции Советов депутатов базового уровня относится: дача согласия на размещение и развитие на территории Совета предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующего административно-территориального образования; рассматривают планы и программы размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и социально-культурных учреждений раз-личных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответствующие органы управления и др. В области земельных отношений, использования природных ресурсов местные Советы депутатов осуществляют распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении Советов. Право распоряжения землей и другими природными ресурсами местные Советы осуществляют путем предоставления их в установленном законом порядке во владение и пользование предприятиями и гражданами. Местные Советы депутатов осуществляют управление учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другими находящимися в их ведении учреждениями и организациями. Местные Советы депутатов обладают и иными полномочиями. В Конституции, законах, актах Президента определяются также полномочия исполнительных и распорядительных органов, органов территориального общественного самоуправления. Важной гарантией нормального функционирования местного управления и самоуправления является регламентации взаимоотношений с другими государственными органами. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории. В Конституции и Законе о местном управлении и самоуправлении предусмотрен порядок отмены решений органов местного управления и самоуправления. Вышестоящие представительные органы вправе отменить решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству. Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. Решения местных Советов депутатов, исполнительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом следует иметь в виду, что акты органов местного управления и самоуправления, носящие нормативный характер, могут быть проверены на предмет соответствия их Конституции, актам, обладающим более высокой юридической силой, Конституционным Судом. В общий суд, хозяйственный суд граждане, субъекты хозяйствования могут обжаловать лишь акты, имеющие правоприменительный характер, которыми ограничиваются и нарушаются права, свободы и законные интересы граждан.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1. Конституция  Республики Беларусь 1994 года. Принята  на республиканском референдуме  24 ноября 1996 года (с изменениями и  дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Указ Президента  Республики Беларусь от 18 марта  1996г. № 105 «Об утверждении положения  о председателе районного, городского  исполнительного комитета» ЮРИДИЧЕСКАЯ  БАЗА «ЮСИАС».

3. Гражданский  кодекс Республики Беларусь: с коммент. к разделам / коммент. В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. - 704с.

4. Кодекс Республики  Беларусь об административных  правонарушениях от 21 апреля 2003г.  № 194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, № 63, рег. № 2/946 от 20.05.2003г).

5. Процессуально-исполнительный  кодекс Республики Беларусь об  административных правонарушениях  от 20 декабря 2006 г. № 194-З. Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года. Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.01.2007, № 14, рег. № 2/1291 от 03.01.2007).

6. Трудовой кодекс  Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года - Мн.: Амалфея 1999. - 240с.

7. Закон Республики  Беларусь от 20 февраля 1991 года  «О местном управлении и самоуправлении  в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991г., № 11) ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».

8. Закон Республики  Беларусь от 12 июля 2000 г. № 411-з.  Принят палатой представителей 22 июня 2000 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 2000 года «О республиканских  и местных собраниях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.07.2000 № 67, рег. № 2/186 от 13.07.2000) ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».

Специальная литература

9. А.А. Мишин.  Конституционное право зарубежных  стран. М., 2000.

10. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. - М., Зерцало, 1999.

11. Административное  право: Учебник / Под ред. Л.  Л. Попова. М., 2002.

12. Административное  право России. Учебник. 2-е издание  Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н.  Издательство: ВЕЛБИГод издания: 2006. - 680с.

13. Административное  право: Учеб. пособие. Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. 2002. 416с.

10. Административное  право Российской Федерации. Изд.  А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М.  Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г.

11. Административное  право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996г.

12. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных  стран. Курс лекций. М., «Приор», 2000.

13. Бахрах Д.Н.  Административная ответственность. - М., Юриспруденция, 2003.

14. Баглай М.  В. «Конституционное право Российской Федерации», Москва, 1997 год.

15. Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное  право / Под ред. Ю.М. Козлова  и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 2002.

16. Василевич  Г.А. Конституционное право Республики  Беларусь: Учебник. - Мн.: Книжный дом;  Интерпрессервис, 2003. - 882с.

17. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных  стран. М., Юристъ, 1997.

18. Вишневский  А. Ф., Горбатов Н. А., Кучинский  В. А. Общая теория государства  и права. - Минск: «ТЕСЕЙ», 2004.

19. Комментарий  к Трудовому кодексу Республики  Беларусь. Под ред. Василевича Г. А. Издательство Амалфея. - 2003. - 1120с.

20. Комментарий  к Гражданскому кодексу Республики  Беларусь. В 2 книгах. / Отв. ред.  В. Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 1999. - 624с.

21. Колбасин Д.А.  Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 374с.

22. .Конституция  Республики Беларусь. Научно-правовой  комментарий. Под общей ред.  В.Г. Тихини, Г.А. Василевича, М.И.  Постухова. - Минск изд. «Беларусь», 1996.

23. Конституции государств европейского союза. М., «Норма», 1999.

24. Конституционное  право России. Сборник конституционно-правовых  актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин;  сост. Проф. Н.А. Михалеева. М., 1998.

25. Конституционное  право Российской Федерации. Курс  лекций. Часть 1. Основы теории конституционного права. / Дмитриев Ю.А., Авдеенкова М.П. - Профессиональное образование, 2002.

26. Конституционное  право РФ. Курс лекций. / Скворцова  С.А., Угольникова Н.В. - Инфра-М, 2001.

27. Конституционное  право современной России. Учебник для вузов. / Елисеев В.Н., Габричидзе В.Н. - ДИС, 2001.

28. Конституционное  право. / Тадевосян Э.В., Енгибарян  Р.В. - Юристъ, 2002.

29. Конституционное  право. / Чернявский А.Г., Габричидзе  Б.Н. - Проспект, 2003.

30. Конституционное  право. Учебник для вузов. Автор Елисеев Б.П., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., 2001 - 416с.

31. Конституционное  право зарубежных стран в вопросах  и ответах Учебное пособие.  Лапшина И.Е. Издательство: Проспект, ТК Велби 2004г. - 272с.

32. Конституционное  право России (конспект лекций в схемах) / Авт.- сост. Якушев А. В. Издательство: ПРИОР 2001 - 160с.

33. К.Н. Кунцев  «Конституционное право Республики  Беларусь» Минск, Амалфея. - 2000г.

34. Курс административного  права Республики Беларусь 2-е  изд. Автор: А. Крамник. Издательство «Тесей», 2006г. - 616с.

35. Курс административного  права и процесса. Автор: Тихомиров  Ю.А. Издательство ЮрИнфоР Центр  / ЮрИнфоР-Пресс. 1998 - 798с.

36. Основы государства  и права: Учеб. пособие для поступающих  в юридические вузы / Под ред.  Члена - корреспондента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.

37. Общая теория  государства и права. Академический  курс в 2-х томах. Под ред.  проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория  государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 456с.

38. Общая теория  государства и права. Академический  курс в 2-х томах. Под ред.  проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория  права. - М.: Издательство «Зерцало», 1999. - 656с.

39. Постникова  А. А., Сухаркова А. И. Административное  право Республики Беларусь: Учебное пособие Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. - 127с.

40. Сухаркова  А. И. Административное право  Республики Беларусь. - Могилёв: «Могилёвская  областная типография», 1999. - 172с.

41. Трудовое право:  Учебник / В. И. Семенков, В. Н.  Артемова, Г. А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В. И. - Мн.; Амалфея, 1999. - 592.

Информация о работе Местное управление и самоуправление