Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие органов местного управления;
- изложить порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций);
- охарактеризовать подотчетность и подчиненность органов местного управления;
- проанализировать основные функции органов местного управления;
- рассмотреть компетенцию местных исполнительных комитетов (местных администраций);
- описать формы и организация работы исполнительных комитетов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, назначение и виды органов местного управления
1.2 Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций)
1.3 Подотчетность и подчиненность органов местного управления
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Основные функции органов местного управления
2.2 Компетенция местных исполнительных комитетов (местных администраций)
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Утвердить
тарифы на услуги по
2. Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 23 февраля 2001г. № 137 «О тарифах на услуги санитарной очистки для юридических лиц» отменить с момента его принятия.
3. Настоящее решение вступает в силу с 5 ноября 2001г.
Председатель А.С. Якобсон. Управляющий делами Н.А. Протосовицкий».
Решения подписываются
двумя лицами: председательствующим
на заседании и управляющим
В Законе не оговаривается, какими могут быть решения по юридической силе. Фактически решения бывают нормативные и ненормативные, т.е. индивидуальные. Нормативные решения обладают большей юридической силой по сравнению с ненормативными. По форме между ними не имеется отличий. По содержанию индивидуальные решения индивидуализированы, имеют конкретного адресата. Нормативные решения обезличены, принимаются на неопределенный срок, содержат нормы права, определенные правилами поведения Постникова А. А., Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь: Учебное пособие Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. - 127с..
Распоряжения должны быть всегда индивидуальными актами. Они издаются председателем исполнительного комитета (главой администрации) по вопросам, не требующим коллегиального обсуждения (рассмотрения), а также в целях исполнения ранее принятых решений исполнительного комитета и относящимся к его компетенции. По юридической силе распоряжения ниже решений. По этой причине распоряжения не могут противоречить решениям, отменять или изменять их. Большинство распоряжений имеет внутриорганизационный характер. Распоряжения подписываются председателем исполнительного комитета (главой администрации). Примером может служить распоряжение следующего вида:
«О предоставлении трудового отпуска Федорову И.Н.
Распоряжение Минского областного исполнительного комитета
от 25 июля 2001г. № 803р
г. Минск
1. Предоставить
Федорову Ивану Николаевичу,
Основание: заявление Федорова И.Н.
2. Исполнение
обязанностей управляющего
Председатель исполкома».
На практике не исключаются распоряжения нормативного характера. Статьей 10 Закона председателю исполнительного комитета предоставлены такие полномочия, реализация которых вынуждает его издавать распоряжения нормативного характера. Например, все председатели исполнительных комитетов определяют структуру и штаты своего исполнительного комитета, его управлений, отделов и других (существующих) подразделений (п. 10 ст. 10 указанного Закона) и вносят в них изменения, для чего издают распоряжения. Издавать другие виды правовых актов они не могут, поскольку не наделены подобным правом. Подобное распоряжение может быть примерно такого характера (название облисполкома и фамилия его председателя условные):
«О внесении
изменений в структуру
Распоряжение Гродненского областного исполнительного комитета от 4 апреля 2001г. № 301
г. Гродно
1. Внести изменения в распоряжение председателя облисполкома от 8 февраля 2001г. № 124р «О структуре областного исполнительного комитета и штатной численности работников аппарата облисполкома, его комитетов, управлений и отделов» согласно приложению.
2. Утвердить структуру управления делами, комитета по экономике и рыночным отношениям, отдела по делам религий и национальностей Гродненского областного исполнительного комитета.
3. Финансовому
управлению областного
Председатель исполкома Н.Ф. Доморацкий».
Приведенное распоряжение является нормативным правовым актом, изданным в соответствии со статьей 10 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», однако оно противоречит статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В названной статье дан перечень видов нормативных правовых актов, среди которых вообще отсутствуют распоряжения как вид правовых актов, кем бы они ни издавались. При этом распоряжения председателей исполкомов не названы и в статье 3 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
В соответствии с законами БССР о местных Советах народных депутатов (1979г.) распоряжения издавались единоначально, но от имени исполнительного комитета, с последующим докладом о них исполнительному комитету на его очередном заседании. Исполнительный комитет был вправе отменить или изменить такие распоряжения. Неправовыми формами управленческой деятельности является организаторская деятельность и материально-технические действия. Они те же, что и у других органов государственного управления [10. с. 54].
Организация работы исполнительных комитетов (местных администраций), как и иных органов государственного управления, имеет ряд составляющих: планирование, распределение обязанностей, подготовка заседаний, вопросов, выносимых на рассмотрение исполнительного комитета (местной администрации), проведение заседаний, принятие решений и доведение их до исполнителей, осуществление контроля, прием граждан, рассмотрение обращений граждан.
Планирование -- одна из важнейших и первейших функций управления, организации работы исполнительного комитета (местной администрации).
Планы работы исполнительных комитетов (местных администраций) составляются на год, полугодие, квартал, месяц. В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» ничего не говорится о планировании работы. В регламентах ему посвящена, как правило, вторая глава. Не регламентировалось планирование и в предшествующих законодательных актах о местных Советах. Однако на практике планирование нашло применение. В 50-е годы отсутствовал единый подход к планированию: одни Советы (исполкомы) планировали свою работу на месяц, другие -- на полгода. К 60-м годам это положение стабилизировалось: почти все Советы Белоруссии стали составлять планы работы на три месяца. В 70-е годы многие местные Советы БССР наряду с квартальными начали принимать также годовые и двухлетние планы работы. [11. с. 97].
Содержание планов работы состоит из нескольких разделов (глав). Например, в плане работы Минского горисполкома имеется семь разделов:
1. Перечень основных
вопросов для рассмотрения на
заседаниях исполнительного
2. Перечень основных вопросов, предлагаемых для рассмотрения на сессиях городского Совета депутатов;
3. Общественно-политические
и культурные мероприятия,
4. Встречи руководителей
горисполкома с
5. Семинары по обмену опытом работы руководителей предприятий, организаций и учреждений, структурных подразделений горисполкома, администраций районов;
6. Семинары с
участием председателя
7. Календарь знаменательных дат.
В каждом разделе указываются вопросы, месяц рассмотрения и ответственные за их подготовку. В подготовке каждого вопроса участвует, как правило, соответствующее структурное подразделение исполкома (местной администрации). При составлении плана работы учитываются решения вышестоящих государственных органов, состояние экономики, положение хозяйственного, социально-культурного строительства, развитие предпринимательства, предложения различных организаций, структурных подразделений исполкома.
В подготовке проекта плана участвует весь аппарат исполкома, его структурные подразделения: отделы, управления и другие организации, которые представляют свои предложения, предварительно согласовав с заместителями председателя и управляющим делами, обычно в отдел организационной и кадровой работы заблаговременно, не позднее 15 декабря текущего года. Проект плана составляется названным отделом и передается председателю, заместителям председателя и управляющему делами для предварительного рассмотрения. При наличии замечаний он дорабатывается и вносится управляющим делами на рассмотрение исполнительного комитета Курс административного права Республики Беларусь 2-е изд. Автор: А. Крамник. Издательство «Тесей», 2006г. - 616с..
План работы служит важным ориентиром в деле заблаговременной подготовки вопроса для рассмотрения или проведения мероприятия. Плохо, что в планах не находит отражения оперативная работа. Целесообразно планировать выезды руководителей исполкомов, их отделов и управлений в конкретные организации, населенные пункты с указанием цели выезда (прием граждан, информация населения о своей работе, проверка и т.д.). Такой подход способствовал бы систематическому проведению работы на местах, конкретизировал бы ее. Понятно, что предусмотреть все выезды на места сложно, но заранее наметить их возможно. Желательно планировать не только выезды на места, но и другие формы оперативной деятельности, что, безусловно, повысит эффективность воздействия на управляемых. Распределение обязанностей происходит между председателем исполнительного комитета (главой администрации), его заместителями и управляющим делами (секретарем) исполкома. Распределение обязанностей осуществляется председателем исполнительного комитета (главой администрации) и утверждается на заседании исполнительного комитета (местной администрации). Важным этапом организации работы исполкомов (местных администраций) является подготовка заседаний. На заседаниях рассматриваются вопросы, предусмотренные планом работы. Внеплановые вопросы выносят только по согласованию с председателем исполкома (главой администрации), руководителями структурных подразделений исполкома (местной администрации), организаций, нижестоящих исполкомов. Подготовка основных плановых вопросов осуществляется заранее (не позднее одного месяца до заседания). Для этого могут создаваться специальные комиссии (рабочие группы) из числа заинтересованных структурных подразделений. Такие комиссии может возглавлять один из заместителей председателя (главы администрации), управляющий делами, член исполкома, руководитель структурного подразделения. Состав комиссии утверждает председатель исполкома (глава администрации). Не исключается издание по этому вопросу специального распоряжения.
По каждому вопросу, которые выносят на заседание, готовится проект решения, который представляется с другими предусмотренными регламентом материалами в соответствующий отдел (общий, протокольный сектор отдела контроля и делопроизводства). Обязательно прилагаются обоснование о необходимости рассмотрения данного вопроса с заключением соответствующего заместителя председателя, справка, список докладчиков и содокладчиков по данному вопросу, лиц, приглашенных на заседание.
Проект решения и приложения к нему визируются руководителями организаций, готовящих такое решение.
Проекты решений должны соответствовать требованиям нормотворческой техники. В регламентах предписывается, что проекты решений не могут превышать трех--четырех страниц, а справки -- пяти--шести страниц отпечатанного через полтора интервала текста. Они представляются в протокольный сектор (общий отдел), который за пять--семь дней до заседания формирует повестку дня заседания и представляет управляющему делами для визирования и утверждения председателем исполкома (главой администрации). Если материалы подготовлены некачественно, рассмотрение соответствующего проекта решения или вопроса в повестку дня не включается. В случае если вопросы не подготовлены своевременно, они включаются в дополнительную повестку дня и только с согласия председателя исполкома (главы администрации).
Проекты решений с другими материалами, которые предлагаются для рассмотрения на заседании, вместе с повесткой дня рассылаются (представляются) для ознакомления членам исполкома (местной администрации) и другим заинтересованным лицам, например председателю Совета депутатов, прокурору, помощнику Президента Республики Беларусь -- главному инспектору по области, г. Минску, начальнику юридического отдела, пресс-центру для ознакомления не позднее, чем за три дня до заседания. Ответственным за подготовку заседаний исполкома (местной администрации) является управляющий делами (секретарь) исполкома. В подготовке заседаний принимают участие также общий отдел и отдел контроля и делопроизводства. Первый обеспечивает подготовку организационных мероприятий к заседаниям, второй -- ведение протокола заседания, запись замечаний и предложений по обсуждаемым вопросам.
Заседание исполкома (местной администрации) ведет председатель исполкома (глава администрации), а при его отсутствии -- первый заместитель председателя или по их поручению -- один из заместителей председателя исполкома (главы местной администрации). В начале заседания утверждается окончательная повестка дня и порядок работы.