Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целевой задачей современного развития Республики Беларусь является обеспечение высоких темпов экономического роста и достижение на этой основе высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для нашей страны, как и для других стран, актуальна необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики роста экономики. Предпринимательство как раз и выступает сегодня в роли одного из таких факторов, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовое регулирование малого предпринимательства 5
2. Налоговое регулирование малого предпринимательства 13
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОВ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Применительно к субъектам предпринимательской  деятельности этот налог уплачивают только индивидуальные предприниматели при розничной торговле отдельными товарами и при оказании ряда услуг (работ) населению. В этом случае они не вправе применять общий порядок уплаты налогов и сборов или упрощенную систему налогообложения.

     С введением единого налога индивидуальные предприниматели были освобождены от ведения бухгалтерского учета, а также от уплаты:

     подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении  розничной торговли, а также местных налогов и сборов;

     налога  на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;

     налога  за пользование природными ресурсами (экологического налога).

     Механизм  взимания единого налога был уточнен  Декретом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 ”О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности“. В частности  было установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя с привлечением для этого не более 3 физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров.

     Граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до вступления в силу указанного Декрета и привлекающие для осуществления предпринимательской деятельности свыше 3 физических лиц, обязаны до 1 мая 2003 г. создать коммерческую организацию в порядке, предусмотренном законодательством.

     Основой для выравнивания условий деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц явилось вступившее в силу с 1 января 2008 г. требование Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 760 (далее – Указ № 760) о привлечении индивидуальными предпринимателями к работе только членов семьи и близких родственников в количестве не более трех человек.

     Указ  № 760 создал фундамент для перевода индивидуальных предпринимателей из неорганизованного  рынка в организованный сектор экономики, на более цивилизованный уровень экономических отношений.

     Одновременно  до 1 января 2009 г. был продлен порядок, при котором индивидуальные предприниматели могут уплачивать НДС при ввозе товаров из Российской Федерации в фиксированной сумме и освобождены от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров третьих стран из Российской Федерации с одновременным применением повышающего коэффициента 1,5 к ставкам единого налога при реализации иностранных товаров на территории республики.

     С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 24 декабря  
2008 г. № 703 ”О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь“ была завершена работа по формированию условий налогообложения индивидуальных предпринимателей, максимально приближенных к уровню налоговой нагрузки юридических лиц.

     Кроме того, в целях совершенствования  отдельных вопросов налогообложения  и упорядочения нормативных правовых актов в сфере налогообложения принят Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г.  
№ 143 ”Об отдельных вопросах налогообложения“, предусматривающий установление базовой ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в белорусских рублях. Это позволит минимизировать влияние непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью процессов на размер уплачиваемых налогов и прогнозировать затраты индивидуальных предпринимателей на налоговые платежи.

     Таким образом, указанные комплексные  решения в области уплаты единого  налога и упрощенной системы налогообложения  полностью отвечают требованиям Главы государства о равных условиях деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

     3. Государственная поддержка малого предпринимательства 

     Республика  Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

     За  последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

     Государственная политика в области развития и  поддержки предпринимательства  является неотъемлемой частью экономической  политики страны. Система государственной  поддержки малого предпринимательства  начала формироваться после принятия в 1996 году Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“, в соответствии с которым были предусмотрены следующие меры поддержки малого бизнеса:

     формирование  инфраструктуры поддержки предпринимательства;

     поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

     льготные  условия для получения информационных, финансовых и материально-технических  ресурсов, научно-технических разработок и технологий.

     Для решения вопросов, связанных с  дальнейшим развитием малого предпринимательства  постановлением Правительства Республики Беларусь ежегодно принималась Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, разрабатывались и утверждались мероприятия по ее выполнению.

     Необходимо  отметить, что реализация мероприятий  указанных программ в значительной мере способствовала росту количества субъектов малого предпринимательства и сохранению темпов развития их деятельности.

     Вместе  с тем, возникла необходимость принятия нормативного правового акта, комплексно регулирующего порядок оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства.

     В этих целях, а также в соответствии с Планом первоочередных мероприятий  по либерализации условий осуществления  экономической деятельности в 2009 году, утвержденным 13 января 2009 г. Главой Администрации Президента Республики Беларусь В.В.Макеем и Премьер-министром Республики Беларусь С.С.Сидорским принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“. Он позволил значительно упростить доступ субъектов малого предпринимательства к бюджетным ресурсам, выделяемым в рамках реализации программ, а также ввести новые механизмы, такие как льготное кредитование и предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым банками субъектам малого предпринимательства.

     В соответствии с нормами названного Указа постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 утверждена Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы (далее – Государственная программа), которая предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков, гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и другие.

     Основные  задачи Государственной программы:

     создание  благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий;

     преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;

     внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;

     создание  новых рабочих мест;

     адресная  методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая  поддержка, предоставляемая инфраструктурой  поддержки малого предпринимательства;

     содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства;

     повышение престижа предпринимателей.

     На  ее реализацию в 2010 году планируется направить 492,8 млн. рублей (в том числе Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей – 327,6 млн. рублей) из средств республиканского бюджета на 2010 год.

     В результате реализации мероприятий  Государственной программы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством планируется достичь в размере  
131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до  
111 процентов, в 2011 году – до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.

     В целях дальнейшего формирования инфраструктуры развития и поддержки  малого предпринимательства постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2008 г. № 825 утверждено Положение о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь.

     Согласно  данному Положению центром поддержки  предпринимательства (далее – центр) является организация, создаваемая на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Основными задачами центра являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами

     В республике действует сеть субъектов  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая на 1 января 2010 г. включала 52 центра и 9 инкубаторов малого предпринимательства. В 2009 году услугами центров воспользовались около 51 тыс. человек.

     По  актуальной для предпринимателей тематике (основы предпринимательской деятельности, охрана труда и техника безопасности, налогообложение, ведение бухгалтерского учета и отчетности, законодательство о труде, трудовая дисциплина и контрактная система, таможенное законодательство, защита прав потребителей и др.) центрами проведено 870 семинаров, участие в которых приняли около 21 тыс. человек.

     Из  общего количества клиентов центров начинающие предприниматели и предприниматели, работающие свыше 1 года, составили 60,6%, безработные – 3,9%, студенты – 11,1%, другие категории граждан – 24,4%.

     В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, связана с  розничной торговлей – 33,8%, осуществлением производственной деятельности – 15,4%, оказанием услуг – 13%, строительством – 7,5%, оптовой торговлей – 7,2%, оказанием транспортных услуг – 4,4%, не имеющие отношения к предпринимательству составили 18,7%.

     На  площадях инкубаторов в 2009 году размещалось 265 субъектов малого предпринимательства с численностью персонала 2564 человек.

     Объем услуг, оказанных арендаторам инкубаторов  – субъектам малого предпринимательства  в 2009 году вырос на 57,2 % по сравнению  с 2008 годом и составил 764 млн. рублей.

     Кроме того, постоянно осуществляется информационная поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства путем  создания доступных условий для  получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.

     В целях оказания информационной поддержки  предпринимателям обеспечено функционирование веб-сайта информационной системы  инфраструктуры поддержки предпринимательства www.svoedelo.by. Данный сайт дополнен разделом ”Реализация товаров отечественного производства“ (с подразделами: список предприятий, предлагающих продукцию отечественного производства, площадки мелкооптовой торговли товарами в Республике Беларусь, мониторинг участия малого бизнеса в продвижении белорусских товаров и другие).

Информация о работе Малое предпринимательство