Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:55, курсовая работа
Целевой задачей современного развития Республики Беларусь является обеспечение высоких темпов экономического роста и достижение на этой основе высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для нашей страны, как и для других стран, актуальна необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики роста экономики. Предпринимательство как раз и выступает сегодня в роли одного из таких факторов, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовое регулирование малого предпринимательства 5
2. Налоговое регулирование малого предпринимательства 13
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОВ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Применительно
к субъектам
С введением единого налога индивидуальные предприниматели были освобождены от ведения бухгалтерского учета, а также от уплаты:
подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении розничной торговли, а также местных налогов и сборов;
налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;
налога за пользование природными ресурсами (экологического налога).
Механизм взимания единого налога был уточнен Декретом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 ”О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности“. В частности было установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя с привлечением для этого не более 3 физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров.
Граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до вступления в силу указанного Декрета и привлекающие для осуществления предпринимательской деятельности свыше 3 физических лиц, обязаны до 1 мая 2003 г. создать коммерческую организацию в порядке, предусмотренном законодательством.
Основой для выравнивания условий деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц явилось вступившее в силу с 1 января 2008 г. требование Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 760 (далее – Указ № 760) о привлечении индивидуальными предпринимателями к работе только членов семьи и близких родственников в количестве не более трех человек.
Указ № 760 создал фундамент для перевода индивидуальных предпринимателей из неорганизованного рынка в организованный сектор экономики, на более цивилизованный уровень экономических отношений.
Одновременно до 1 января 2009 г. был продлен порядок, при котором индивидуальные предприниматели могут уплачивать НДС при ввозе товаров из Российской Федерации в фиксированной сумме и освобождены от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров третьих стран из Российской Федерации с одновременным применением повышающего коэффициента 1,5 к ставкам единого налога при реализации иностранных товаров на территории республики.
С
принятием Указа Президента Республики
Беларусь от 24 декабря
2008 г. № 703 ”О внесении дополнений и изменений
в некоторые указы Президента Республики
Беларусь“ была завершена
работа по формированию
условий налогообложения
индивидуальных предпринимателей, максимально
приближенных к уровню налоговой нагрузки
юридических лиц.
Кроме
того, в целях совершенствования
отдельных вопросов налогообложения
и упорядочения нормативных правовых
актов в сфере налогообложения
принят Указ Президента Республики Беларусь
от 9 марта 2010 г.
№ 143 ”Об отдельных вопросах налогообложения“,
предусматривающий установление базовой
ставки единого налога
с индивидуальных предпринимателей
и иных физических лиц
в белорусских рублях.
Это позволит минимизировать влияние
непосредственно не связанных с предпринимательской
деятельностью процессов на размер уплачиваемых
налогов и прогнозировать затраты индивидуальных
предпринимателей на налоговые платежи.
Таким образом, указанные комплексные решения в области уплаты единого налога и упрощенной системы налогообложения полностью отвечают требованиям Главы государства о равных условиях деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3. Государственная
поддержка малого предпринимательства
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
За
последние годы в Республике Беларусь
наблюдается положительная
Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 году Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“, в соответствии с которым были предусмотрены следующие меры поддержки малого бизнеса:
формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;
поддержка
внешнеэкономической
льготные
условия для получения
Для решения вопросов, связанных с дальнейшим развитием малого предпринимательства постановлением Правительства Республики Беларусь ежегодно принималась Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, разрабатывались и утверждались мероприятия по ее выполнению.
Необходимо отметить, что реализация мероприятий указанных программ в значительной мере способствовала росту количества субъектов малого предпринимательства и сохранению темпов развития их деятельности.
Вместе с тем, возникла необходимость принятия нормативного правового акта, комплексно регулирующего порядок оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства.
В
этих целях, а также в соответствии
с Планом первоочередных мероприятий
по либерализации условий
В соответствии с нормами названного Указа постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 утверждена Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы (далее – Государственная программа), которая предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков, гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и другие.
Основные задачи Государственной программы:
создание
благоприятных условий для
преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
создание новых рабочих мест;
адресная
методическая, информационная, консультационная,
учебно-образовательная и
содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства;
повышение престижа предпринимателей.
На ее реализацию в 2010 году планируется направить 492,8 млн. рублей (в том числе Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей – 327,6 млн. рублей) из средств республиканского бюджета на 2010 год.
В
результате реализации мероприятий
Государственной программы в 2010
году темп роста выручки от реализации
товаров, продукции, работ, услуг, полученной
малым предпринимательством планируется
достичь в размере
131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в
2012 году – 135 процентов. Темп роста численности
занятых в малом предпринимательстве,
включая индивидуальных предпринимателей,
планируется довести в 2010 году до
111 процентов, в 2011 году – до 113 процентов,
в 2012 году – до 115 процентов.
В
целях дальнейшего формирования
инфраструктуры развития и поддержки
малого предпринимательства
Согласно
данному Положению центром
В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая на 1 января 2010 г. включала 52 центра и 9 инкубаторов малого предпринимательства. В 2009 году услугами центров воспользовались около 51 тыс. человек.
По
актуальной для предпринимателей тематике
(основы предпринимательской
Из общего количества клиентов центров начинающие предприниматели и предприниматели, работающие свыше 1 года, составили 60,6%, безработные – 3,9%, студенты – 11,1%, другие категории граждан – 24,4%.
В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, связана с розничной торговлей – 33,8%, осуществлением производственной деятельности – 15,4%, оказанием услуг – 13%, строительством – 7,5%, оптовой торговлей – 7,2%, оказанием транспортных услуг – 4,4%, не имеющие отношения к предпринимательству составили 18,7%.
На площадях инкубаторов в 2009 году размещалось 265 субъектов малого предпринимательства с численностью персонала 2564 человек.
Объем
услуг, оказанных арендаторам
Кроме
того, постоянно осуществляется информационная
поддержка субъектов малого и
среднего предпринимательства путем
создания доступных условий для
получения субъектами малого и среднего
предпринимательства
В
целях оказания информационной поддержки
предпринимателям обеспечено функционирование
веб-сайта информационной системы
инфраструктуры поддержки предпринимательства