Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целевой задачей современного развития Республики Беларусь является обеспечение высоких темпов экономического роста и достижение на этой основе высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для нашей страны, как и для других стран, актуальна необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики роста экономики. Предпринимательство как раз и выступает сегодня в роли одного из таких факторов, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовое регулирование малого предпринимательства 5
2. Налоговое регулирование малого предпринимательства 13
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОВ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

      Указ  Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 N 143 ”Об отдельных вопросах налогообложения“;

      Указ  Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“ (вместе с Положением о порядке организации и проведения проверок);

      Указ  Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 ”О некоторых мерах по регулированию  предпринимательской деятельности“ (вместе с Положением о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц);

      Указ  Президента Республики Беларусь от 24.03.2005 N 148 ”О неотложных мерах по поддержке  предпринимательства“;

      Указ  Президента Республики Беларусь от 25.09.2009 N 477 ”О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. N 194“;

      Указ  Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359 ”Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь“.

      Таким образом, государством приняты меры по содействию развития малого предпринимательства.

      Однако  сегодня стоит задача в достижении более качественного уровня развития предпринимательства, его соответствия потребностям человека, общества и государства.

      Для государства как выразителя всеобщих потребностей и интересов в равной степени важны все формы собственности. Оно должно для всех собственников  создавать такие условия, которые позволяют сполна реализовывать имеющийся у каждого из них созидательный потенциал и получить комплексный эффект в результате реформирования процессов взаимодействия государства и бизнес-сообщества. Этот эффект нужно умело направить на реализацию экономических интересов населения.

      Белорусская модель развития экономики базируется не на противопоставлении частного и  государственного секторов, а на их взаимодополняющем развитии.

      Дальнейшее  развитие малого предпринимательства  в Республике Беларусь, реализация государственной политики в этом направлении обусловлены повышением требований при выборе стратегии и тактики развития и государственной поддержки предпринимательства.

      Установление  рациональных связей между бизнесом и государственными органами управления является доминирующим фактором стабилизации современных экономических систем.

      Поэтому государство и бизнес-сообщество должны в равной мере осознать необходимость конструктивного и взаимовыгодного функционирования в конкурентной рыночной среде.

      Малое предпринимательство – это лакмусовая бумага эффективности наших действий во всей деловой среде. На средних и больших предприятиях это не так заметно, тем более у них имеется определенный запас прочности, что даже при недостатках в организации или управлении позволяет им выживать.

      Малый бизнес, ориентированный главным образом на местный рынок и зависящий от его конъюнктуры, динамики внешних социально-экономических и политических условий, более подвержен повышенному риску в острой конкурентной борьбе. Закрытие деятельности малому бизнесу грозит в большей степени.

      Поэтому важнейшим элементом государственной политики является совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. В последние годы в данном направлении сделано не мало.

      В целях развития самозанятости населения Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2009 г. № 170 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г. № 225“ расширен перечень видов ремесленной деятельности. В него включены: изготовление свечей, изготовление изделий кожгалантереи и женских украшений из кожи, изготовление декоративных цветов и композиций, изготовление из дерева фурнитуры для мебели, переплетное дело.

      Для стимулирования развития предпринимательства, в том числе по месту жительства граждан, принят Указ Президента Республики Беларусь  
от 25 сентября 2009 г. № 479 ”О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта  
2006 г. № 152“
, в соответствии с которым упрощена процедура перевода жилых помещений, находящихся на первых этажах многоквартирных жилых домов.

      Усовершенствованы арендные и земельные  отношения (Декрет Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 № 24 ”О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений“):

      договоры  аренды и изменения в них не подлежат государственной регистрации;

      договоры  считаются заключенными со дня подписания (ранее со дня государственной  регистрации);

      срок  заключения договора аренды не менее 3-х  лет, меньше – только с согласия арендатора.

      снижены в два раза коэффициенты для определения  платы за право заключения договоров аренды земельных участков;

      Постановлением Совета Министров от 31 декабря 2008 г. № 2052  
”О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462“ снижены в два раза размеры платы за право заключения договоров аренды при предоставлении земельных участков с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), подлежащими сносу.

      В целях комплексного урегулирования вопросов арендных отношений в республике принят Указ Президента Республики Беларусь от  
23 октября 2009 г. № 518 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“. Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, утвержденным данным Указом, предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,4 к базовым ставкам за площади, арендуемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для организации 10 видов бытовых услуг.

      В сфере регулирования земельных отношений Указом Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 64 ”О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г.  
№ 72 и от 27 декабря 2007 г. № 667“ предусмотрено:

      расширение  перечня случаев предоставления земельных участков без проведения аукционов, в том числе гражданам Республики Беларусь для индивидуального жилищного строительства;

      расширение  перечня случаев, при которых  предоставление земельных участков будет производиться без предварительного согласования их места размещения;

      другие  изменения и дополнения, предусматривающие усовершенствование существующей процедуры изъятия и предоставления земельных участков.

      В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194 ”О внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359“ усовершенствован порядок очередности осуществления платежей с текущих (расчетных) счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с 1 января 2010 г.), отменены ограничения размеров расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  
(с 1 октября 2009 г.).

      В сфере ценового регулирования отменена регистрация цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), сокращен перечень товаров и услуг, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование (Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 70 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285”).

      Расширен  перечень товаров, по которым отменены ограничения по применению торговой и оптовой надбавок (постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 60 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183“), исключены ограничения предельной торговой надбавки на ряд товаров (постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 25 мая 2009 г. № 93 ”О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 184“).

      Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 2009 г. № 757 ”О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1091“ на 17 позиций из 29 сокращен перечень экспортируемой продукции, на которую осуществляется государственное ценовое регулирование.

      В целях дебюрократизации деятельности государственных органов, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в стране подписан Указ Президента республики Беларусь от 1 сентября 2010 г.  
№ 450 ”О лицензировании отдельных видов деятельности“. Данный Указ позволил снизить административную нагрузку на деятельность субъектов хозяйствования посредством введения комплексного регулирования отношений в сфере лицензирования, оптимизировал порядок и сократил срок совершения лицензионных процедур с одного месяца до 15 рабочих дней, упразднил лицензирование 16 видов деятельности 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также 60 позиций по работам (услугам), составляющим иные 14 видов деятельности, лицензирование которых сохраняется.

      Принятый  Указ уменьшил число имеющихся в стране лицензий на 160 тыс. единиц, или 60 процентов от общего числа выданных лицензий (главным образом за счет субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами и общественное питание).

      Все вышеназванные акты законодательства призваны заложить основу для дальнейшего успешного развития частного бизнеса, оздоровления экономики в целом.

      Для развития масштабного конкурентоспособного предпринимательского сектора экономики предполагается проведение углубленных реформ, направленных на стимулирование и всестороннюю поддержку предпринимательской инициативы.

      В этих целях подготовлен проект Директивы Президента Республики Беларусь ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“, который в комплексе предусматривает реализацию мер по основным направлениям регулирования предпринимательской деятельности: имущественные обеспечения, финансово-кредитная поддержка, налоговые отношения, ценообразование, инвестиционная и инновационная деятельность, совершенствование административных процедур, контрольно-проверочная деятельность, повышение кадрового потенциала малых и средних предприятий.

      Таким образом, в рамках белорусской экономической модели курс на всемерную поддержку частной инициативы и предпринимательства остается неизменным.

 

      2. Налоговое регулирование малого предпринимательства 

     Правовая  основа, определяющая деятельность налоговой  системы в Республике Беларусь, была заложена с принятием в 1991 году Закона Республики Беларусь ”О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь“, которым был установлен круг налогоплательщиков, их права, обязанности, меры ответственности, а также виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставление льгот, а также определены регламент работы и контроль налоговых органов, порядок обжалования действий должностных лиц.

     В дальнейшем проходил процесс формирования и совершенствования налогового законодательства с учетом складывающейся экономической ситуации в стране. При этом стратегическими направлениями в области бюджетно-налоговой политики являются:

     общее снижение налоговой нагрузки на основе сокращения количества и снижения ставок применяемых налогов и сборов;

     изменение налоговой структуры с ориентацией  на усиление прямого налогообложения  доходов и прибыли;

     расширение  налоговой базы и выравнивание условий  налогообложения для всех категорий  плательщиков.

     Необходимо отметить, что в Республике Беларусь за последнее время в рамках налогового регулирования удалось решить целый ряд проблем. Проведена большая работа по упрощению налоговой системы.

Информация о работе Малое предпринимательство