Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:55, курсовая работа
Целевой задачей современного развития Республики Беларусь является обеспечение высоких темпов экономического роста и достижение на этой основе высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для нашей страны, как и для других стран, актуальна необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики роста экономики. Предпринимательство как раз и выступает сегодня в роли одного из таких факторов, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовое регулирование малого предпринимательства 5
2. Налоговое регулирование малого предпринимательства 13
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОВ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 N 143 ”Об отдельных вопросах налогообложения“;
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“ (вместе с Положением о порядке организации и проведения проверок);
Указ
Президента Республики Беларусь от 18.06.2005
N 285 ”О некоторых мерах по регулированию
предпринимательской
Указ Президента Республики Беларусь от 24.03.2005 N 148 ”О неотложных мерах по поддержке предпринимательства“;
Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2009 N 477 ”О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. N 194“;
Указ
Президента Республики Беларусь от 29.06.2000
N 359 ”Об утверждении порядка
Таким образом, государством приняты меры по содействию развития малого предпринимательства.
Однако сегодня стоит задача в достижении более качественного уровня развития предпринимательства, его соответствия потребностям человека, общества и государства.
Для
государства как выразителя всеобщих
потребностей и интересов в равной
степени важны все формы
Белорусская модель развития экономики базируется не на противопоставлении частного и государственного секторов, а на их взаимодополняющем развитии.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь, реализация государственной политики в этом направлении обусловлены повышением требований при выборе стратегии и тактики развития и государственной поддержки предпринимательства.
Установление рациональных связей между бизнесом и государственными органами управления является доминирующим фактором стабилизации современных экономических систем.
Поэтому
государство и бизнес-
Малое предпринимательство – это лакмусовая бумага эффективности наших действий во всей деловой среде. На средних и больших предприятиях это не так заметно, тем более у них имеется определенный запас прочности, что даже при недостатках в организации или управлении позволяет им выживать.
Малый бизнес, ориентированный главным образом на местный рынок и зависящий от его конъюнктуры, динамики внешних социально-экономических и политических условий, более подвержен повышенному риску в острой конкурентной борьбе. Закрытие деятельности малому бизнесу грозит в большей степени.
Поэтому важнейшим элементом государственной политики является совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. В последние годы в данном направлении сделано не мало.
В целях развития самозанятости населения Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2009 г. № 170 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г. № 225“ расширен перечень видов ремесленной деятельности. В него включены: изготовление свечей, изготовление изделий кожгалантереи и женских украшений из кожи, изготовление декоративных цветов и композиций, изготовление из дерева фурнитуры для мебели, переплетное дело.
Для
стимулирования развития
предпринимательства,
в том числе по
месту жительства граждан, принят Указ
Президента Республики Беларусь
от 25 сентября 2009 г. № 479
”О переводе жилых помещений в нежилые
и внесении изменений и дополнений в Указ
Президента Республики Беларусь от 16 марта
2006 г. № 152“,
в соответствии с которым упрощена
процедура перевода жилых помещений, находящихся
на первых этажах многоквартирных жилых
домов.
Усовершенствованы арендные и земельные отношения (Декрет Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 № 24 ”О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений“):
договоры аренды и изменения в них не подлежат государственной регистрации;
договоры считаются заключенными со дня подписания (ранее со дня государственной регистрации);
срок заключения договора аренды не менее 3-х лет, меньше – только с согласия арендатора.
снижены в два раза коэффициенты для определения платы за право заключения договоров аренды земельных участков;
Постановлением
Совета Министров от 31 декабря 2008 г. № 2052
”О внесении дополнения и изменений в
постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462“ снижены
в два раза размеры платы за право заключения
договоров аренды при предоставлении
земельных участков с расположенными
на них капитальными строениями (зданиями,
сооружениями), подлежащими сносу.
В
целях комплексного урегулирования
вопросов арендных отношений в республике
принят Указ Президента Республики Беларусь
от
23 октября 2009 г. № 518 ”О некоторых вопросах
аренды и безвозмездного пользования
имуществом“. Положением о порядке
определения размеров арендной платы
при сдаче в аренду капитальных строений
(зданий, сооружений), изолированных помещений,
их частей, утвержденным данным Указом,
предусмотрено применение понижающего
коэффициента 0,4 к базовым ставкам за площади,
арендуемые юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями для организации 10
видов бытовых услуг.
В
сфере регулирования
земельных отношений Указом Президента
Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г.
№ 64 ”О внесении изменений и дополнений
в указы Президента Республики Беларусь
от 7 февраля 2006 г.
№ 72 и от 27 декабря 2007 г. № 667“ предусмотрено:
расширение перечня случаев предоставления земельных участков без проведения аукционов, в том числе гражданам Республики Беларусь для индивидуального жилищного строительства;
расширение перечня случаев, при которых предоставление земельных участков будет производиться без предварительного согласования их места размещения;
другие изменения и дополнения, предусматривающие усовершенствование существующей процедуры изъятия и предоставления земельных участков.
В
соответствии с Указом Президента Республики
Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194 ”О внесении
изменения и дополнений в Указ Президента
Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359“
усовершенствован порядок
очередности осуществления
платежей с текущих (расчетных) счетов
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(с 1 января 2010 г.), отменены ограничения
размеров расчетов наличными денежными
средствами между юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями
(с 1 октября 2009 г.).
В сфере ценового регулирования отменена регистрация цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), сокращен перечень товаров и услуг, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование (Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 70 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285”).
Расширен перечень товаров, по которым отменены ограничения по применению торговой и оптовой надбавок (постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 60 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183“), исключены ограничения предельной торговой надбавки на ряд товаров (постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 25 мая 2009 г. № 93 ”О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 184“).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 2009 г. № 757 ”О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1091“ на 17 позиций из 29 сокращен перечень экспортируемой продукции, на которую осуществляется государственное ценовое регулирование.
В
целях дебюрократизации
деятельности государственных
органов, улучшения предпринимательского
и инвестиционного климата в стране подписан
Указ Президента республики Беларусь
от 1 сентября 2010 г.
№ 450 ”О лицензировании отдельных видов
деятельности“. Данный Указ позволил
снизить административную нагрузку на
деятельность субъектов хозяйствования
посредством введения комплексного регулирования
отношений в сфере лицензирования, оптимизировал
порядок и сократил срок совершения лицензионных
процедур с одного месяца до 15 рабочих
дней, упразднил лицензирование 16 видов
деятельности 7 из которых включают в себя
59 составляющих работ (услуг), а также 60
позиций по работам (услугам), составляющим
иные 14 видов деятельности, лицензирование
которых сохраняется.
Принятый Указ уменьшил число имеющихся в стране лицензий на 160 тыс. единиц, или 60 процентов от общего числа выданных лицензий (главным образом за счет субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами и общественное питание).
Все вышеназванные акты законодательства призваны заложить основу для дальнейшего успешного развития частного бизнеса, оздоровления экономики в целом.
Для
развития масштабного
В этих целях подготовлен проект Директивы Президента Республики Беларусь ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“, который в комплексе предусматривает реализацию мер по основным направлениям регулирования предпринимательской деятельности: имущественные обеспечения, финансово-кредитная поддержка, налоговые отношения, ценообразование, инвестиционная и инновационная деятельность, совершенствование административных процедур, контрольно-проверочная деятельность, повышение кадрового потенциала малых и средних предприятий.
Таким образом, в рамках белорусской экономической модели курс на всемерную поддержку частной инициативы и предпринимательства остается неизменным.
2. Налоговое регулирование
малого предпринимательства
Правовая основа, определяющая деятельность налоговой системы в Республике Беларусь, была заложена с принятием в 1991 году Закона Республики Беларусь ”О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь“, которым был установлен круг налогоплательщиков, их права, обязанности, меры ответственности, а также виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставление льгот, а также определены регламент работы и контроль налоговых органов, порядок обжалования действий должностных лиц.
В дальнейшем проходил процесс формирования и совершенствования налогового законодательства с учетом складывающейся экономической ситуации в стране. При этом стратегическими направлениями в области бюджетно-налоговой политики являются:
общее снижение налоговой нагрузки на основе сокращения количества и снижения ставок применяемых налогов и сборов;
изменение
налоговой структуры с
расширение налоговой базы и выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков.
Необходимо отметить, что в Республике Беларусь за последнее время в рамках налогового регулирования удалось решить целый ряд проблем. Проведена большая работа по упрощению налоговой системы.