Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:55, курсовая работа
Целевой задачей современного развития Республики Беларусь является обеспечение высоких темпов экономического роста и достижение на этой основе высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для нашей страны, как и для других стран, актуальна необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики роста экономики. Предпринимательство как раз и выступает сегодня в роли одного из таких факторов, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовое регулирование малого предпринимательства 5
2. Налоговое регулирование малого предпринимательства 13
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОВ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
В
Республике Беларусь субъекты малого
предпринимательства могут
2.1. Общий порядок уплаты налогов и сборов.
Применяют все организации, а также индивидуальные предприниматели (кроме использующих упрощенную систему налогообложения или уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц).
В
рамках этой системы организации
и предприниматели обязаны
Имеющиеся различия отражают специфику осуществляемой индивидуальным предпринимателем деятельности и не нарушают условия конкуренции.
С 1 января 2010 г. основным документом, определяющим общие правила налогообложения, является Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.
Документом установлены:
конкретный перечень налогов и сборов;
четкий перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения, а также налоговой базы, налоговых ставок и льгот по налогам;
четкие и прозрачные процедуры начисления, декларирования и перечисления налогов в бюджет;
увеличенные периоды уплаты налогов и сборов.
Необходимо
отметить, что наряду с Особенной
частью Налогового кодекса Республики
Беларусь нормативными правовыми актами
Главы государства могут
Например, в целях стимулирования экономического развития и производства потребительских товаров в сельских населенных пунктах, сельской местности, а также в малых и средних городских поселениях приняты:
Декрет
Президента Республики Беларусь от 20 декабря
2007 г. № 9
”О некоторых вопросах регулирования
предпринимательской деятельности в сельской
местности“, которым установлен особый
порядок налогообложения, уплаты обязательных
платежей в бюджет, выдачи специальных
разрешений (лицензий). Основным условием
применения данного порядка является
осуществление организациями и индивидуальными
предпринимателями деятельности по производству
товаров (выполнению работ, оказанию услуг)
в сельской местности населенных пунктов;
Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“, который также содержит широкие меры стимулирования производства товаров (работ, услуг) в части налогообложения, ценообразования, формирования оплаты труда, страхования и реализации продукции для организаций, созданных с 1 апреля 2008 г. в сельской местности.
2.2. Упрощенная система налогообложения.
По уровню развития малое предпринимательство в Республике Беларусь отстает от уровня большинства зарубежных стран. В целях стимулирования развития малого бизнеса в Республике Беларусь путем упрощения процедур налогообложения, сокращения объема представляемой ими налоговой отчетности был принят Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 ”Об упрощенной системе налогообложения“ (далее – Указ № 119), которым с 1 июля 2007 г. была установленная новая упрощенная система налогообложения.
Необходимо отметить, что это системный правовой акт по налогообложению, установивший упрощенный порядок взимания налогов для мелких и средних организаций и индивидуальных предпринимателей. Его принятие было связано в первую очередь с требованиями Главы государства о необходимости радикального упрощения налоговой системы Республики Беларусь.
Одним из направлений такого упрощения Правительством Республики Беларусь было выбрано не введение нового, а совершенствование уже действующего на тот момент порядка налогообложения, установленного Законом Республики Беларусь ”Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства“ от 31 декабря 2007 г. № 31-З. Данный порядок был основан на взимании одного налога от полученной выручки и заменяющего уплату совокупности основных налогов и сборов.
В чем выразилось усовершенствование действующей на тот момент упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
Во-первых,
для субъектов
во-вторых, отменено ведение бухгалтерского учета и упрощена статистическая отчетность;
в-третьих, предоставлено право выбора возможности при уплате одного налога с выручки быть плательщиком НДС с соответствующей дифференциацией ставки налога по упрощенной системе;
в-четвертых, распространение упрощенной системы с уплатой одного налога и на организации с численностью от 15 до 100 человек и валовой выручкой от 600 млн. до 2 млрд. рублей в год, с сохранением для них общего порядка ведения бухгалтерского учета, но в упрощенной форме, и обязательной уплатой НДС.
Основной принцип утвержденной упрощенной системы налогообложения – это именно упрощение порядка взимания налогов и сборов, а не применение льготных условий налогообложения для этих категорий плательщиков.
Предлагаемая система налогообложения без ощутимых финансовых потерь для государства позволила существенно упростить порядок взимания налогов для небольших субъектов хозяйствования и облегчить им организацию эффективной работы за счет сокращения затрат, связанных с наймом бухгалтеров и экономистов.
Для стимулирования развития экономики проблемных территорий Указом № 119 были предусмотрены льготные условия применения упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих деятельность (за исключением торговой посреднической) в агрогородках, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек. Для этих субъектов хозяйствования ставка налога при упрощенной системе налогообложения была снижена с 10 до 5 процентов (без уплаты НДС) и с 8 до 3 процентов (с уплатой НДС).
Переход
на применение упрощенной системы налогообложения
осуществлялся по желанию плательщика.
При этом условия ее применения одинаковы
для организаций и
В целом введенная Указом № 119 упрощенная система налогообложения явилась довольно привлекательной для субъектов предпринимательской деятельности, о чем свидетельствует значительный рост числа плательщиков, перешедших на ее применение.
В
целях повышения
Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 497 ”Об отдельных вопросах применения упрощенной системы налогообложения и о внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119“ предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения организациям со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и индивидуальным предпринимателям, занимающихся розничной торговлей и (или) оказывающих услуги общественного питания. При этом указанные плательщики вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, ставка налога была установлена в размере 20 процентов.
Указом
Президента Республики Беларусь от 19 мая
2008 г. № 281
”О внесении изменений и дополнений в
указы Президента Республики Беларусь
от 9 марта 2007 г. № 119 и от 7 июня 2007 г. № 265“
была расширена сфера
применения упрощенной системы налогообложения.
С 1 мая 2008 г. указанной системой могли
воспользоваться организации и индивидуальные
предприниматели с местом нахождения
в населенных пунктах, включенных в перечень
малых и средних городских поселений в
соответствии с Государственной комплексной
программой развития регионов, малых и
средних городских поселений на 2007 – 2010
годы, утвержденной Указом Президента
Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119“:
снижены ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения. Эти ставки уменьшены с 10 до 8 процентов от валовой выручки без уплаты НДС, с 8 до 6 процентов от валовой выручки при уплате НДС и с 20 до 15 процентов с валового дохода;
увеличен размер валовой выручки, дающий право на применение упрощенной системы.
Размер валовой выручки, дающей право на применение упрощенной системы налогообложения, расширен для плательщиков с численностью до 15 человек с 600 млн. рублей до 1 млрд. рублей, а для плательщиков с численностью работников до 100 человек с 2 млрд. рублей до 3,5 млрд. рублей.
С одной стороны, такой шаг незначительно расширил круг лиц, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения. С другой стороны, это решение создало реальные предпосылки для легализации частного бизнеса, особенно в сфере оказания услуг населению:
сокращено с 24 до 8 количество деклараций и перечислений в бюджет, подаваемых плательщиками в налоговые органы;
предоставлено право плательщикам применять различные ставки налога на основании данных раздельного учета, что позволило расширить сферу деятельности малого бизнеса.
Указом
Президента Республики Беларусь от 7 декабря
2009 г. № 592
”О внесении дополнений и изменений в
Указ Президента Республики Беларусь
от 9 марта 2007 г. № 119“ с 1 октября 2009 г. расширен
критерий численности работников с
5 до 15 человек для организаций розничной
торговли и организаций, оказывающих услуги
общественного питания.
В целом принятые изменения в Указ № 119 значительно улучшили условия применения упрощенной системы, повысили ее привлекательность.
Свидетельством этого является рост количества плательщиков, перешедших на ее применение с 1 января 2010 года. По предварительным данным в настоящее время упрощенную систему применяет 89 635 субъектов (в том числе 39 553 организации и 50 082 индивидуальных предпринимателя) против 77 931 плательщика по состоянию на 1 декабря 2009 года.
Это
полностью согласуется с
2.3. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Система уплаты единого налога была введена в Республике Беларусь для индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц Декретом Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. № 12 ”О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью“ в целях создания благоприятных условий для развития индивидуального предпринимательства, обеспечения социальных гарантий индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам, совершенствования порядка их налогообложения.
Единый налог – это особый способ, специальный механизм налогообложения тех видов деятельности, которые могут осуществляться любыми физическими лицами даже без ее регистрации и, соответственно, доходы от которых легко скрыть от налогообложения (например, сдача в аренду жилых помещений, частный извоз (оказание услуг такси), торговля на рынках и так далее). Такие формы налогообложения применяются практически во всех странах в целях пресечения сокрытия доходов и ухода от налогообложения.
Единый налог является более упрощенным порядком налогообложения по сравнению с установленным для организаций, поскольку его уплата заменяет уплату установленных налогов и сборов. Однако его ставки рассчитаны исходя из сопоставимого размера налоговой нагрузки при общей системе налогообложения.
Единый налог уплачивается до месяца осуществления деятельности по ставкам, установленным в евро в зависимости от осуществляемого вида деятельности.