Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целевой задачей современного развития Республики Беларусь является обеспечение высоких темпов экономического роста и достижение на этой основе высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для нашей страны, как и для других стран, актуальна необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики роста экономики. Предпринимательство как раз и выступает сегодня в роли одного из таких факторов, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовое регулирование малого предпринимательства 5
2. Налоговое регулирование малого предпринимательства 13
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОВ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     В Республике Беларусь субъекты малого предпринимательства могут применять 3 режима налогообложения.

     2.1. Общий порядок уплаты налогов и сборов.

     Применяют все организации, а также индивидуальные предприниматели (кроме использующих упрощенную систему налогообложения или уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц).

     В рамках этой системы организации  и предприниматели обязаны вести  установленный учет, иметь все  необходимые документы, уплачивать таможенные платежи по одинаковым ставкам. Уплата налогов также производится по общим правилам.

     Имеющиеся различия отражают специфику осуществляемой индивидуальным предпринимателем деятельности и не нарушают условия конкуренции.

     С 1 января 2010 г. основным документом, определяющим общие правила налогообложения, является Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

     Документом  установлены:

     конкретный  перечень налогов и сборов;

     четкий  перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения, а также налоговой базы, налоговых ставок и льгот по налогам;

     четкие  и прозрачные процедуры начисления, декларирования и перечисления налогов в бюджет;

     увеличенные периоды уплаты налогов и сборов.

     Необходимо  отметить, что наряду с Особенной  частью Налогового кодекса Республики Беларусь нормативными правовыми актами Главы государства могут устанавливаться  особые правила налогообложения.

     Например, в целях стимулирования экономического развития и производства потребительских  товаров в сельских населенных пунктах, сельской местности, а также в  малых и средних городских  поселениях приняты:

     Декрет  Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9  
”О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности“, которым установлен особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий). Основным условием применения данного порядка является осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сельской местности населенных пунктов;

     Декрет  Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“, который также содержит широкие меры стимулирования производства товаров (работ, услуг) в части налогообложения, ценообразования, формирования оплаты труда, страхования и реализации продукции для организаций, созданных с 1 апреля 2008 г. в сельской местности.

     2.2. Упрощенная система налогообложения.

     По  уровню развития малое предпринимательство  в Республике Беларусь отстает от уровня большинства зарубежных стран. В целях стимулирования развития малого бизнеса в Республике Беларусь путем упрощения процедур налогообложения, сокращения объема представляемой ими налоговой отчетности был принят Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 ”Об упрощенной системе налогообложения“ (далее – Указ № 119), которым с 1 июля 2007 г. была установленная новая упрощенная система налогообложения.

     Необходимо  отметить, что это системный правовой акт по налогообложению, установивший упрощенный порядок взимания налогов для мелких и средних организаций и индивидуальных предпринимателей. Его принятие было связано в первую очередь с требованиями Главы государства о необходимости радикального упрощения налоговой системы Республики Беларусь.

     Одним из направлений такого упрощения Правительством Республики Беларусь было выбрано не введение нового, а совершенствование уже действующего на тот момент порядка налогообложения, установленного Законом Республики Беларусь ”Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства“ от 31 декабря 2007 г. № 31-З. Данный порядок был основан на взимании одного налога от полученной выручки и заменяющего уплату совокупности основных налогов и сборов.

     В чем выразилось усовершенствование действующей на тот момент упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

     Во-первых, для субъектов предпринимательской  деятельности с численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 600 млн. рублей отмен патент, плата за который ранее вносилась авансом до начала месяца осуществления деятельности – уплата налога осуществляется исходя из фактического размера полученной выручки;

     во-вторых, отменено ведение бухгалтерского учета  и упрощена статистическая отчетность;

     в-третьих, предоставлено право выбора возможности при уплате одного налога с выручки быть плательщиком НДС с соответствующей дифференциацией ставки налога по упрощенной системе;

     в-четвертых, распространение упрощенной системы  с уплатой одного налога и на организации  с численностью от 15 до 100 человек и валовой выручкой от 600 млн. до 2 млрд. рублей в год, с сохранением для них общего порядка ведения бухгалтерского учета, но в упрощенной форме, и обязательной уплатой НДС.

     Основной  принцип утвержденной упрощенной системы  налогообложения – это именно упрощение порядка взимания налогов и сборов, а не применение льготных условий налогообложения для этих категорий плательщиков.

     Предлагаемая  система налогообложения без  ощутимых финансовых потерь для государства  позволила существенно упростить порядок взимания налогов для небольших субъектов хозяйствования и облегчить им организацию эффективной работы за счет сокращения затрат, связанных с наймом бухгалтеров и экономистов.

     Для стимулирования развития экономики  проблемных территорий Указом № 119 были предусмотрены льготные условия применения упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих деятельность (за исключением торговой посреднической) в агрогородках, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек. Для этих субъектов хозяйствования ставка налога при упрощенной системе налогообложения была снижена с 10 до 5 процентов (без уплаты НДС) и с 8 до 3 процентов (с уплатой НДС).

     Переход на применение упрощенной системы налогообложения  осуществлялся по желанию плательщика. При этом условия ее применения одинаковы  для организаций и предпринимателей.

     В целом введенная Указом № 119 упрощенная система налогообложения явилась довольно привлекательной для субъектов предпринимательской деятельности, о чем свидетельствует значительный рост числа плательщиков, перешедших на ее применение.

     В целях повышения привлекательности  упрощенной системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса в Указ № 119 неоднократно вносились изменения и дополнения.

     Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 497 ”Об отдельных вопросах применения упрощенной системы налогообложения и о внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119“ предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения организациям со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и индивидуальным предпринимателям, занимающихся розничной торговлей и (или) оказывающих услуги общественного питания. При этом указанные плательщики вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, ставка налога была установлена в размере 20 процентов.

     Указом  Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 281  
”О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 и от 7 июня 2007 г. № 265“ была расширена сфера применения упрощенной системы налогообложения. С 1 мая 2008 г. указанной системой могли воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели с местом нахождения в населенных пунктах, включенных в перечень малых и средних городских поселений в соответствии с Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119“:

     снижены ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения. Эти ставки уменьшены с 10 до 8 процентов от валовой выручки без уплаты НДС, с 8 до 6 процентов от валовой выручки при уплате НДС и с 20 до 15 процентов с валового дохода;

     увеличен  размер валовой выручки, дающий право на применение упрощенной системы.

     Размер  валовой выручки, дающей право на применение упрощенной системы налогообложения, расширен для плательщиков с численностью до 15 человек с 600 млн. рублей до 1 млрд. рублей, а для плательщиков с численностью работников до 100 человек с 2 млрд. рублей до 3,5 млрд. рублей.

     С одной стороны, такой шаг незначительно  расширил круг лиц, имеющих право  на применение упрощенной системы налогообложения. С другой стороны, это решение создало реальные предпосылки для легализации частного бизнеса, особенно в сфере оказания услуг населению:

     сокращено с 24 до 8 количество деклараций и перечислений в бюджет, подаваемых плательщиками в налоговые органы;

     предоставлено право плательщикам применять различные ставки налога на основании данных раздельного учета, что позволило расширить сферу деятельности малого бизнеса.

     Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 592  
”О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119“ с 1 октября 2009 г. расширен критерий численности работников с 5 до 15 человек для организаций розничной торговли и организаций, оказывающих услуги общественного питания.

     В целом принятые изменения в Указ № 119 значительно улучшили условия применения упрощенной системы, повысили ее привлекательность.

     Свидетельством  этого является рост количества плательщиков, перешедших на ее применение с 1 января 2010 года. По предварительным данным в настоящее время упрощенную систему применяет 89 635 субъектов (в том числе 39 553 организации и 50 082 индивидуальных предпринимателя) против 77 931 плательщика по состоянию на 1 декабря 2009 года.

     Это полностью согласуется с проводимой в Республике Беларусь работой по упрощению налогового законодательства, выравниванию налоговой нагрузки между  организациями и индивидуальными  предпринимателями и способствовало повышению роли малого и среднего бизнеса в экономике.

     2.3. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

     Система уплаты единого налога была введена  в Республике Беларусь для индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц Декретом Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. № 12 ”О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью“ в целях создания благоприятных условий для развития индивидуального предпринимательства, обеспечения социальных гарантий индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам, совершенствования порядка их налогообложения.

     Единый  налог – это особый способ, специальный механизм налогообложения тех видов деятельности, которые могут осуществляться любыми физическими лицами даже без ее регистрации и, соответственно, доходы от которых легко скрыть от налогообложения (например, сдача в аренду жилых помещений, частный извоз (оказание услуг такси), торговля на рынках и так далее). Такие формы налогообложения применяются практически во всех странах в целях пресечения сокрытия доходов и ухода от налогообложения.

     Единый  налог является более упрощенным порядком налогообложения по сравнению с установленным для организаций, поскольку его уплата заменяет уплату установленных налогов и сборов. Однако его ставки рассчитаны исходя из сопоставимого размера налоговой нагрузки при общей системе налогообложения.

     Единый налог уплачивается до месяца осуществления деятельности по ставкам, установленным в евро в зависимости от осуществляемого вида деятельности.

Информация о работе Малое предпринимательство