Избирательное права в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящий момент в отечественной и зарубежной юридической литературе нет единой точки зрения о понятии "избирательная система". Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами. Вместе с тем никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом. Но из приведенного понимания "выпали" сами нормы права, что ставит под сомнение его строгую научность. В большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен к технико-процедурным нормам, которые лишь опосредованно, в той или иной мере являются отражением политики и права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятия и принципы избирательного права в Российской Федерации……5
2. Избирательная система Российской Федерации…………………………...11
1. Основные понятия избирательной системы…………………………….11
2. Порядок проведения голосования……………………………………….17
3. Порядок подсчета голосов………………………………………………..20
4. Государственный, общественный и международный контроль за ходом проведения выборов………………………………………………………36
3. Основные гарантии избирательных прав граждан…………………………39
1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей………………………………………………………………..43
2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями………………………………………………………………..47
3. Обжалование решений избирательных комиссий………………………58
4. Материальные и правовые гарантии свободных выборов……………..59
Заключение……………………………………………………………………...64
Список использованной литературы………………………………………..67
Приложение А…………………………………………………………………..69
Приложение Б…………………………………………………………………...70

Работа содержит 1 файл

Курсовая Петра.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Центральная избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают  жалобы на решения и действия нижестоящих  избирательных комиссий и обязаны  не позднее чем в 5-дневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно. 

     
    1. Материальные  и правовые гарантии свободных выборов

     Материальные  гарантии свободы выборов тоже имеют  существенное значение. Основные расходы  по выборам государство берет на себя. В то же время гл. 6 Положения о выборах в Государственную думу даже формально не гарантирует фактического материального равенства кандидатов в депутаты, что является серьезным минусом в аспекте демократизма выборов. Данная проблема нуждается в серьезной доработке. Формальный контроль, предусмотренный Положениями о выборах, не способен ее решить. Очевидно, значительная разница в расходах на выборы между кандидатами и блоками тоже должна быть сведена к минимуму. Кандидаты в депутаты пользуются правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта (в установленных пределах), а также правом на одно бесплатное выступление по государственному телевидению и одно выступление по государственному радио. Правовые гарантии, или санкции как вид гарантий, свободы выборов называются так потому, что свобода выборов обеспечивается исключительно юридическими способами. К ним относятся:

     а) право граждан на обжалование  неправильностей в списке избирателей;

     б) закрепление Положениями о выборах  неприкосновенности. кандидатов в депутаты;

     в) запрещение выборной агитации за или  против кандидата в депутаты в день выборов;

     г) признание недействительными выборов, проведенных с нарушением положений о выборах;

     д) право окружных комиссий аннулировать выдвижения кандидата в депутаты, если он ведет предвыборную кампанию, грубо нарушая Положение о выборах и этические нормы;

     е) право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов;

     ж) привлечение к уголовной ответственности  лиц, виновных в грубом нарушении  избирательных прав граждан и Положений о выборах. Так, ст. 46 и 47 Положения о выборах депутатов в Государственную думу ; специально посвящены ответственности за эти нарушения29. А в Уголовном кодексе РФ ст. 132 и 133 предусматривают уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательного права и за подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов. В 1990 г. в России шести гражданам были вынесены обвинительные приговоры по ст. 133 УК РФ30. Следует отметить, что Положения о выборах не предоставляют права окружным комиссиям аннулировать выдвижение кандидата в депутаты, если он ведет избирательную кампанию с нарушением Положения о выборах и этики. Это право закреплялось в законах о выборах 1989 г. В Положения или законы о выборах следует включить статью, обязывающую кандидатов в депутаты представлять в центральную или окружную избирательные комиссии декларацию о своих доходах, сведения об имущественном состоянии. Копии таких документов надо направлять в соответствующую налоговую инспекцию, которую следует обязать в месячный срок дать ответ о достоверности сведений, представленных кандидатом в депутаты. В случае непредставления данных документов или дачу заведомо ложных сведений, названные комиссии должны иметь право аннулировать выдвижение таких кандидатов в депутаты.

     Нельзя  не обратить внимания и на легитимность избрания представительных органов  государственной власти субъектов  федерации, за исключением республик. Если конституционность Федерального собрания была обеспечена синхронностью выборов и принятия Основного Закона, то выборы законодательных органов субъектов федерации проводятся в иных условиях, когда уже принята новая Конституция, избран и работает новый парламент.

     Не  включать их в регулирование избирательного процесса едва ли правомерно. Поэтому снять проблему законности не могут Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, утвержденные Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. Где это видано, чтобы органы исполнительной власти присваивали себе право определять порядок формирования законодательных органов и даже названия их? Такая практика вступает в противоречие с п. 3 ст. 5, и. "а" ст. 72, и. п.1 ст. 77 Конституции РФ и принципом разделения властей, который закреплен ст. 10 Конституции России. Сомневаясь в легитнмности выборов, Государственная дума 11 февраля 1994 г. приняла постановление "О правовой основе выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и обеспечении избирательных прав граждан". Государственная дума ставит перед исполнительными органами власти скромные, но невыполнимые с точки зрения права задачи, так как выборы субъектов федерации должны состояться на основе положений, принятых исполнительными органами власти. Очевидно, что только Государственная дума может ввести выборы в легитимное русло. Она просто обязана устранить правовой вакуум и принять постановление, коим утвердить Временное положение о выборах представительных органов государственной власти субъектов федерации (за исключением республик) и рекомендовать, как лучше их назвать. Здравый смысл подсказывает необходимость иметь, по крайней мере в краях и областях, единые по названию, структуре и полномочиям, представительные органы государственной власти, что будет соответствовать требованиям ст. 5 Конституции РФ.

     Возможные возражения и ссылки на Конституцию, которая текстуально не предусматривает  эти полномочия Государственной  думы, лишены оснований, так как она призвана устранять пробелы далеко не идеального нашего законодательства. Можно подумать, что у мэрии Москвы больше прав, чем у Государственной думы! Какими соображениями можно объяснить разночтения п названии представительных органов государственной власти субъектов федерации: в Москве законодательный орган называется Городской думой, в Санкт-Петербурге — Городским собранием, в Ульяновской области — областным Законодательным собранием (состоящим к тому же из двух палат).

     В Совет федерации согласно ст. 95 Конституции входят "по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти". Стало быть, в эту палату могут войти никем не избранные представители субъектов федерации. Борьба за власть зачастую выходит за разумные пределы. Сейчас достаточно много кандидатов в депутаты с номенклатурным мышлением претендуют на избрание не в один представительный орган государственной власти, а сразу в несколько. Поэтому по Временном положении обязательно следует особо оговорить, что одно и то же лицо не может являться депутатом двух или более представительных органов государственной власти, за исключением лиц, которые по должности будут входить в Совет федерации. В ближайшей перспективе Государственной думе, видимо, предстоит внести в Конституцию поправку в виде самостоятельной главы под названием "Избирательная система" либо принять конституционный закон "Избирательная система Российской Федерации". Из текста проекта Конституции почему-то "выпала" глава об избирательной системе. Видимо, у составителей проекта явно не хватило времени для качественной ее проработки. Вне всякого сомнения гарантии подлинной свободы выборов должны создавать необходимые условия для беспрепятственного и эффективного использования гражданами своих избирательных прав, реализация которых в период радикальных реформ должна превратить выборы в подлинный акт народного суверенитета. 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Рассмотрев  данную тему, можно выделить некоторые факторы современной избирательной системы Российской Федерации. Во-первых, избирательная система Российской Федерации на современном этапе развивается на основе признанных мировым сообществом критериев проведения свободных демократических выборов, которые наиболее полно определены в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению, проходившей в июне 1990 года. Во-вторых, стержнем для формирования избирательной системы в РФ стало обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права избирать и быть избранным. В-третьих, так как поиск оптимальной для страны избирательной системы чрезвычайно сложен, поэтому такая система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития. В-четвертых, существующая система смешанного пропорционально-мажоритарного типа обеспечивает преимущественное присутствие в Государственной Думе депутатов партийного списка, чем они развязывают себе руки в возможностях заблокирования парламентского демократического процесса. В-пятых, депутаты, избираемые по одномандатным округам, избираются по системе относительного большинства, что в действительности приводит к тому, что побеждают на выборах кандидаты, набравшие не более 30% голосов, нарушается принцип полноправного народоправства.

     Все изложенные выше факторы обусловлены  болезненностью современной российской государственности, несовершенством  избирательной системы, стремлением  олигархических групп сохранить  в своих руках власть с помощью законодательства, допускающего вмешательство в избирательный процесс. Эти проблемы должны решаться на основе существующего законодательства органами, призванными осуществлять надзор за законностью. Однако факты, рассмотренные выше, не мешают А. Вешнякову, председателю Центральной избирательной комиссии РФ, констатировать следующее: «Главным итогом совместной работы всех государственных органов, политических партий, общественности стало создание по-настоящему новой российской демократической избирательной системы, которая обеспечивает проведение свободных и честных выборов». Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

     Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов  Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

     Избирательное право граждан России  гарантируется  Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами. Наиболее полно гарантии избирательных прав  граждан  Российской Федерации отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

     Избирательные комиссии в Российской Федерации  обеспечивают реализацию и защиту избирательных  прав граждан. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:

  • центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии.
  • участковые избирательные комиссии.

     Полномочия  и порядок деятельности Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных  комиссий по выборам в федеральные  органы государственной власти устанавливаются  федеральными законами.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

     Решения и действия (или бездействие) избирательных  комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут  быть обжалованы в вышестоящую избирательную  комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

     В заключении хотелось бы добавить: избирательное  право Российской Федерации требует  дальнейшего совершенствования  и доработки для обеспечения  истинно демократичных выборов  в стране. 
 

Список  использованной литературы 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]// Российская газета от 25 декабря 1993 года, №237.
  2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» 124-ФЗ от 30.03.99. Официальный текст. М.: Инфра-М-Норма. 1999.
  3. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
  4. Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 1 июля 1999 года 121-ФЗ. Официальное издание. М.: Приор. 1999. С.171.
  5. Федеральный Закон «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 года 228-ФЗ. Официальное издание. М.: Приор.1999. С.86.
  6. Комментарий к Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме». Электронная база Международного Фонда Избирательных Систем (МФИС).
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
  8. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. №227 "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
  9. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. 375с.
  10. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-правовой и технологический аспекты // Государство и право. 1997. 8. С.7-16.
  11. Государственное право РФ /Под ред. О.Е.Кутафина. М.: Юрид.лит. 1996. 532с.
  12. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб.: Альфа. 1996. 375с.
  13. Избирательная система России. Новейшие законодательные и нормативные документы. Комментарии специалистов. М.: Российская газета. 1999.(Б-чка Российской газеты. Вып.15).
  14. Ильин В.В. Политология. М., 1999.
  15. Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 1999. 3. С.4.
  16. Князев С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в РФ: перспективы развития // Журнал российского права. 1999. 10. С.39.
  17. Князев С.Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы правового обеспечения // Правоведение. 1999. 1. С.29.
  18. Основы политологии. Учебно-методическое пособие/ Под ред. А.В. Малько. – М., 2000.

Информация о работе Избирательное права в РФ