Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:19, курсовая работа
В настоящий момент в отечественной и зарубежной юридической литературе нет единой точки зрения о понятии "избирательная система". Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами. Вместе с тем никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом. Но из приведенного понимания "выпали" сами нормы права, что ставит под сомнение его строгую научность. В большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен к технико-процедурным нормам, которые лишь опосредованно, в той или иной мере являются отражением политики и права.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятия и принципы избирательного права в Российской Федерации……5
2. Избирательная система Российской Федерации…………………………...11
1. Основные понятия избирательной системы…………………………….11
2. Порядок проведения голосования……………………………………….17
3. Порядок подсчета голосов………………………………………………..20
4. Государственный, общественный и международный контроль за ходом проведения выборов………………………………………………………36
3. Основные гарантии избирательных прав граждан…………………………39
1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей………………………………………………………………..43
2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями………………………………………………………………..47
3. Обжалование решений избирательных комиссий………………………58
4. Материальные и правовые гарантии свободных выборов……………..59
Заключение……………………………………………………………………...64
Список использованной литературы………………………………………..67
Приложение А…………………………………………………………………..69
Приложение Б…………………………………………………………………...70
И
еще об одной новации, установленной
Федеральным законом. В соответствии
с административно-
Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти определены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Указанными законами устанавливаются примерная численность избирательных комиссий, порядок избрания председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии, решаются другие процедурные вопросы.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» окружная избирательная комиссия формируется в количестве 8-14 членов, территориальная - 5-9 членов, а участковая - 3-15 членов комиссии в зависимости от числа избирателей. Аналогичные по составу территориальные и участковые избирательные комиссии формируются при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Ранее
отмечалось право вышестоящих
Следует подчеркнуть, что отказ от чисто административной модели формирования избирательных комиссий, когда руководителей комиссии могла назначить лишь одна ветвь государственной власти, положительно повлиял на независимость и организационную самостоятельность избирательных комиссий. Избрание руководителей избирательной комиссии на ее первом организационном заседании несомненно более демократичная процедура, которая сейчас повсеместно установлена в федеральных и региональных законах о выборах.
В
целях обеспечения
Кроме
того, избирательное объединение (блок),
выдвинувшие
Для реализации этого права кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения или блока должен направить официальные документы в соответствующую избирательную комиссию, председатель которой вносит назначенных лиц в списки членов комиссии с правом совещательного голоса, выдает им удостоверения, знакомит их с порядком работы комиссии и статусом члена комиссии с правом совещательного голоса. Указанные члены комиссии наравне с членами комиссии с правом решающего голоса:
Вместе с тем, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут выдавать гражданам избирательные бюллетени, оказывать им помощь в заполнении бюллетеня, непосредственно участвовать в подсчете голосов избирателей, а также подписывать решения избирательной комиссии.
Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случае, если кандидаты или списки кандидатов были избраны или приняли участие в распределении депутатских мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах. Смысл этого положения состоит в том, что указанные члены комиссии в течение этого периода будут со знанием дела наблюдать, контролировать работу избирательных комиссий и участвовать в ней. При этом они обладают вышеперечисленными правами, связанными с подготовкой всех выборов и референдумов, в проведении которых в этот период принимает участие соответствующая избирательная комиссия.
Согласно действующему законодательству полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших этого члена комиссии, и переданы другому лицу.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ввел как некоторые ограничения при формировании состава избирательных комиссий, так и преимущества, связанные с осуществлением функций членов комиссии.
Так, на основании п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица этих же органов, судьи, кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей и нижестоящей соответственно уровню выборов избирательной комиссии.
Важно отметить, что указанным Федеральным законом установлен срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, который истекает одновременно с прекращением полномочий самой комиссии. В целях обеспечения независимости избирательных комиссий п. 5 указанной статьи предоставляет членам комиссий дополнительные, по сравнению с КЗоТ Российской Федерации, гарантии при осуществлении ими своих полномочий. Так, члены комиссии с правом решающего голоса могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению назначившего их органа только в случаях:
В указанном Федеральном законе установлена обязанность органа, назначившего члена комиссии, назначить не позднее чем в месячный срок нового члена комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам. В случае невыполнения этого требования члена комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия. Эта норма безусловно обеспечивает преемственность и стабильность в работе избирательных комиссий, особенно в период подготовки и проведения выборов.
Кроме того, на основании п.п. 13 и 14 ст. 24 указанного Федерального закона член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу26.
Описание порядка формирования избирательных комиссий будет неполным, если не затронуть вопроса о расформировании избирательных комиссий. Известно, что ранее в избирательном законодательстве эта проблема вообще не рассматривалась. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ей посвящена отдельная статья27, согласно которой в случае нарушения соответствующей избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признание вышестоящей избирательной комиссией (в том числе на основании судебного решения) недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, указанная избирательная комиссия может быть расформирована решением соответствующего суда.
С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также ЦИК России. Обращение в суд о расформировании окружной, территориальной или участковой избирательных комиссий могут направить группа депутатов (одна треть) законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, аналогичная по численности группа депутатов представительного органа местного самоуправления, а также ЦИК России и избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сформировать избирательную комиссию в новом составе не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда.
Следует отметить, что расформирование избирательной комиссии не влечет автоматического прекращения полномочий членов этой комиссии с правом совещательного голоса, поскольку по своему статусу они не принимают участия в принятии решений избирательной комиссии, в том числе и тех, которыми были нарушены избирательные права граждан.
И
второй вывод, который можно сделать
из содержания ст. 25 указанного Федерального
закона. Из всей системы избирательных
комиссий в Российской Федерации
только ЦИК России не может быть
расформирована по основаниям, приведенным
в данной статье. Естественно, это говорит
об ее особом статусе, который должен постоянно
поддерживаться высокопрофессиональной
деятельностью членов комиссии, исключающей
малейшую возможность искажения волеизъявления
избирателей при проведении федеральных
выборов28.
3.4. Обжалование решений избирательных комиссий
Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации в порядке, установленном законом.
Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Положения, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.