Избирательное права в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящий момент в отечественной и зарубежной юридической литературе нет единой точки зрения о понятии "избирательная система". Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами. Вместе с тем никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом. Но из приведенного понимания "выпали" сами нормы права, что ставит под сомнение его строгую научность. В большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен к технико-процедурным нормам, которые лишь опосредованно, в той или иной мере являются отражением политики и права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятия и принципы избирательного права в Российской Федерации……5
2. Избирательная система Российской Федерации…………………………...11
1. Основные понятия избирательной системы…………………………….11
2. Порядок проведения голосования……………………………………….17
3. Порядок подсчета голосов………………………………………………..20
4. Государственный, общественный и международный контроль за ходом проведения выборов………………………………………………………36
3. Основные гарантии избирательных прав граждан…………………………39
1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей………………………………………………………………..43
2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями………………………………………………………………..47
3. Обжалование решений избирательных комиссий………………………58
4. Материальные и правовые гарантии свободных выборов……………..59
Заключение……………………………………………………………………...64
Список использованной литературы………………………………………..67
Приложение А…………………………………………………………………..69
Приложение Б…………………………………………………………………...70

Работа содержит 1 файл

Курсовая Петра.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Вторые  экземпляры протоколов об итогах голосования предоставляются для ознакомления лицам, указанным в пункте 5 статьи 31 настоящего Федерального закона, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, после чего вторые экземпляры протоколов об итогах голосования вместе с предусмотренной настоящим Федеральным законом избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени и списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лиц, указанных в пункте 5 статьи 31 настоящего Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также печать участковой избирательной комиссии передаются для хранения в соответствующие территориальные избирательные комиссии. За два дня до истечения срока полномочий участковой избирательной комиссии копии вторых экземпляров протоколов, имеющиеся в участковой избирательной комиссии, уничтожаются с составлением акта14.

     При наличии соответствующего оборудования данные протоколов об итогах голосования сразу после подписания протоколов членами участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, находящемся в плавании, на полярной станции, в отдаленной или труднодоступной местности либо за пределами территории Российской Федерации, передаются по техническим каналам связи в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первых экземпляров протоколов об итогах голосования и другой избирательной документации, предусмотренной пунктом 26 настоящей статьи, в вышестоящую избирательную комиссию при первой возможности либо непосредственно, либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и доставку ее по назначению. 

     Порядок использования технической системы  передачи информации о выборах, порядок  и сроки передачи, обработки и  использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных протоколов об итогах голосования, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

     Если  после подписания протокола об итогах голосования и направления его  первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена территориальной избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос15. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу. 

     
    1. Государственный, общественный и международный контроль за ходом проведения выборов
 

 Участие в выборах  является гражданским долгом каждого  избирателя. Но за неучастие в выборах  не наступает какой-либо ответственности. Далеко не во всех зарубежных странах участие в выборах считается только гражданским долгом (Австрия, Бельгия, Италия, Нидерланды и др.). Там устанавливается ответственность за уклонение от участия в выборах. Например, в Австрии лицо, уклонившееся от участия в выборах, подвергается штрафу в размере 1 тыс. шиллингов, а в Пакистане наступает уголовная ответственность в виде каторжных работ до 5 лет и штрафа в размере 5 тыс. рупий. Вместе с тем нельзя не видеть, что и у нас заметно снижается активность избирателей, растет абсентеизм, т.е. уклонение от участия в голосовании, что следует рассматривать как результат усталости от нескончаемой политической борьбы и как кризис доверия к нынешним властным структурам.

     За  ходом проведения выборов осуществляется государственный и общественный, а иногда и международный контроль. Так, в 1993 г. был создан третейский информационный суд, который разрешал споры о нарушениях Положений о выборах, о соблюдении равных правовых возможностей в использовании средств массовой информации. Но для соответствующего обобщения опыта деятельности третейского информационного суда пока нет необходимых данных, а механизм осуществления им контроля недостаточно отработан и неэффективен. Международный контроль имеет как позитивные, так и негативные черты. Первые заключаются в том. что он все-таки является определенным гарантом свободы выборов, служит преградой на пути возможных злоупотреблений в процессе выборов. Однако международный контроль не делает чести данному государству, так как свидетельствует о том, что у международного сообщества имеются сомнения в демократизме и честности проводимых выборов.

     Некоторые Положения о выборах стали  предоставлять партиям и блокам право иметь своих представителей в окружных и участковых комиссиях с правом совещательного голоса", что можно только приветствовать, так как оно, с одной стороны, является контрольным, а с другой — выполняет функцию организационных гарантий свободы выборов, обеспечивая ее организационными средствами, исключающими искажение воли избирателей. Такие гарантии слагаются из:

     а) правила, согласно которому никто не может быть включен более чем в один список избирателей;

     б) правила, что кандидаты в депутаты не должны состоять членами окружных и участковых комиссий того округа, в котором они выдвинуты кандидатами в депутаты;

     в) правила, по которому кандидаты в  депутаты освобождаются от производственных или служебных обязанностей для  участия в предвыборных мероприятиях;

     г) нормы о том, что государственные  и общественные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории избирательного округа, обязаны оказывать кандидату в депутаты содействие в организации встреч с избирателями, проведении предвыборных собраний, получении необходимых справочных и информационных материалов;

     д) правила, согласно которому избирателю в случае выбытия за 15 дней до выборов  предоставляется право проголосовать досрочно;

     е) личного и тайного голосования;

     ж) публичного опечатывания и вскрытия избирательных урн, гласного подсчета голосов;

     з) несовместимости депутатского мандата  с занятием определенных должностей.

     Необходимо  отметить, что Положения о выборах  палат Федерального собрания и Положение  о выборах Городского собрания Санкт-Петербурга не содержат запрета для кандидатов в депутаты состоять членами окружных иучастковых комиссий того округа, в котором они выдвинуты кандидатами в депутаты. Думается, этот пробел следует устранить, так как состав избирательных комиссий в таком случае бывает слишком политизирован. Даже Центральная избирательная комиссия не лишена этого недостатка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Основные  гарантии избирательных  прав граждан
 

     Избирательное право граждан России гарантируется  Конституцией Российской Федерации  и другими законодательными актами.

     Так выборы депутатов в Государственную  Думу регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; выборы Президента – Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»; выборы в органы местного самоуправления – Федеральным законом Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными  в  органы  местного самоуправления».

     Отдельно  регламентируется избирательное  право  граждан  России на участие в референдуме16.

     Наиболее  полно гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 

     
    1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении  списков избирателей
 

 В списки избирателей  включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом17.Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов18.

     Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

     Каждый  гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить  в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой  ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно.

     Вносить изменения в списки избирателей  после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании  данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

     При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в  труднодоступных и отдаленных местностях – не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

     Избирательные участки образуются главой местной  администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

     В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных  и отдаленных районах, на судах, находящихся  в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее, чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными  законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Информация о работе Избирательное права в РФ