Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:19, курсовая работа
В настоящий момент в отечественной и зарубежной юридической литературе нет единой точки зрения о понятии "избирательная система". Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами. Вместе с тем никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом. Но из приведенного понимания "выпали" сами нормы права, что ставит под сомнение его строгую научность. В большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен к технико-процедурным нормам, которые лишь опосредованно, в той или иной мере являются отражением политики и права.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятия и принципы избирательного права в Российской Федерации……5
2. Избирательная система Российской Федерации…………………………...11
1. Основные понятия избирательной системы…………………………….11
2. Порядок проведения голосования……………………………………….17
3. Порядок подсчета голосов………………………………………………..20
4. Государственный, общественный и международный контроль за ходом проведения выборов………………………………………………………36
3. Основные гарантии избирательных прав граждан…………………………39
1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей………………………………………………………………..43
2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями………………………………………………………………..47
3. Обжалование решений избирательных комиссий………………………58
4. Материальные и правовые гарантии свободных выборов……………..59
Заключение……………………………………………………………………...64
Список использованной литературы………………………………………..67
Приложение А…………………………………………………………………..69
Приложение Б…………………………………………………………………...70
Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.
Неизбираемость
- это достаточно специальные случаи.
Так, во Франции генеральные инспекторы
административных органов со специальными
поручениями и префекты не могут
быть избраны в любом избирательном
округе, входящем в состав территории,
на которой они выполняют свои функции
или выполняли их в последние три года
до выборов.
Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации9. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Голосование
производится путем нанесения избирателем
в избирательном бюллетене
В
день голосования перед его началом
председатель участковой комиссии объявляет
помещение для голосования
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо за исключением случая, когда избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своём намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
Если
избиратель считает, что при заполнении
бюллетеня совершил ошибку, он вправе
обратиться к члену участковой избирательной
комиссии с правом решающего голоса,
выдавшему бюллетень, с просьбой выдать
ему новый бюллетень взамен испорченного.Заполненный
бюллетень избиратель опускает в опечатанный
(опломбированный) стационарный ящик для
голосования, который должен находиться
в поле зрения членов участковой избирательной
комиссии и наблюдателей. Член участковой
избирательной комиссии немедленно отстраняется
от участия в ее работе, а наблюдатель
удаляется из помещения для голосования,
если они нарушают тайну голосования
или пытаются повлиять на волеизъявление
избирателя. Решение об этом принимается
участковой избирательной комиссией.
Подсчет
голосов избирателей
По
истечении времени голосования
председатель участковой избирательной
комиссии объявляет, что получить избирательные
бюллетени и проголосовать
После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 5 статьи 31 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований политических партий, избирательных блоков и от строк «Против всех кандидатов», «Против всех федеральных списков кандидатов»), затем оглашают и вносят в строки 6 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм соответствующее число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования11. После этого члены участковой избирательной комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте12. Это число вносится в строки 14 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строки 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице отдельно по одномандатному и федеральному избирательным округам:
1) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также избирателей, выбывших по другим причинам). При установлении числа избирателей, включенных в список по одномандатному избирательному округу, не учитываются избиратели, включенные в список избирателей на основании открепительных удостоверений, если они получили избирательные бюллетени только по федеральному избирательному округу;
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3)
число избирательных
4)
число избирателей,
5)
число открепительных
6)
число избирателей,
7)
число открепительных
После внесения указанных в
пункте 5 настоящей статьи данных
каждая страница списка
1)
в строки 1 – число избирателей,
внесенных в список
2)
в строки 3 – число избирательных
бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно в
3) в строки 4 – число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
4) в строки 5 – число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
5) в строки 11 – число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;
6)
в строки 12 – число открепительных
удостоверений, выданных
7) в строки 13 – число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
8)
в строки 15 – число открепительных
удостоверений, выданных
После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 5 статьи 31 настоящего Федерального закона, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.
Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 5 статьи 31 настоящего Федерального закона.