Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:19, курсовая работа
В настоящий момент в отечественной и зарубежной юридической литературе нет единой точки зрения о понятии "избирательная система". Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами. Вместе с тем никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом. Но из приведенного понимания "выпали" сами нормы права, что ставит под сомнение его строгую научность. В большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен к технико-процедурным нормам, которые лишь опосредованно, в той или иной мере являются отражением политики и права.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятия и принципы избирательного права в Российской Федерации……5
2. Избирательная система Российской Федерации…………………………...11
1. Основные понятия избирательной системы…………………………….11
2. Порядок проведения голосования……………………………………….17
3. Порядок подсчета голосов………………………………………………..20
4. Государственный, общественный и международный контроль за ходом проведения выборов………………………………………………………36
3. Основные гарантии избирательных прав граждан…………………………39
1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей………………………………………………………………..43
2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями………………………………………………………………..47
3. Обжалование решений избирательных комиссий………………………58
4. Материальные и правовые гарантии свободных выборов……………..59
Заключение……………………………………………………………………...64
Список использованной литературы………………………………………..67
Приложение А…………………………………………………………………..69
Приложение Б…………………………………………………………………...70
Списки
избирательных участков с указанием
их границ и адресов участковых избирательных
комиссий должны быть опубликованы соответствующей
избирательной комиссией в местной печати
не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах их полномочий, установленных настоящим Положением, не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления19.
Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:
Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.
В
пределах одной административно-
Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При
подготовке и проведении выборов
избирательные комиссии в пределах
своей компетенции не зависимы от
государственных органов и
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации20.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно.
Решения
избирательных комиссий об избрании
председателя, заместителя председателя
и секретаря избирательной
Все решения избирательных комиссий являются открытыми. Избирательные комиссии обеспечивают всем гражданам, обладающим избирательными правами, возможность беспрепятственного ознакомления с решениями, принятыми комиссиями. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам либо принятое избирательной комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее двух членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Председатель и секретарь избирательной комиссии муниципального образования в период подготовки и проведения выборов работают в комиссии на постоянной основе. Иные члены избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса могут работать постоянно или временно по решению комиссии21.
По решениям избирательной комиссии муниципального образования председатель и отдельные члены окружной, территориальной и участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.
Оплата работы членов избирательных комиссий производится в пределах средств, выделенных на проведение выборов в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Администрация
предприятий и учреждений независимо
от форм собственности обязана
3.3. Порядок формирования избирательных комиссий
В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Именно в соответствии с этим принципом в марте 1999 года формировалась ЦИК России. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» состав был назначен в равной численной пропорции Государственной Думой и Советом Федерации как палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации как главой государства22.
Так, из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса по установленной процедуре 5 членов были назначены Государственной Думой Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных депутатскими фракциями в Государственной Думе; 5 членов Комиссии - Советом Федерации Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5 членов Комиссии - Президентом Российской Федерации.
При назначении членов ЦИК России Государственной Думой вначале все депутатские фракции и группы после предварительного обсуждения на своих заседаниях определили 8 кандидатур. На пленарном заседании путем «рейтингового» голосования по каждой из предложенных кандидатур были определены 5 претендентов, получивших наибольшее число голосов. Затем открытым голосованием был утвержден в целом список из 5 человек. В принятом в марте 1999 года постановлении «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» партийная или фракционная принадлежность назначенных членов ЦИК России от Государственной Думы не указывалась, что еще раз подчеркивает независимый статус Комиссии. По-иному проходила процедура назначения членов ЦИК России в Совете Федерации. Первоначально законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации были сформированы списки кандидатур по группам регионов: Северо-Запад, Центр, Юг, Урал и Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток. Затем Советом Федерации были утверждены кандидатуры по каждой группе субъектов Российской Федерации. В результате последующего голосования на должность членов ЦИК России были назначены по одному человеку от каждой группы регионов. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. «О членах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» были назначены остальные пять членов ЦИК России.
В
итоге в состав ЦИК России были
назначены представители
Следует отметить, что за время, прошедшее с момента формирования ЦИК России первого состава (1995 год), Государственная Дума и Совет Федерации установили в своих регламентах механизм (процедуру) назначения членов Комиссии. Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации претерпел существенные изменения в ходе совершенствования избирательного законодательства. Согласно первому варианту Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994 г.) формирование региональных избирательных комиссий осуществлялось законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако норма, согласно которой не менее половины членов комиссии назначались законодательным органом, привела к тому, что на практике нарушался один из основополагающих принципов формирования избирательных комиссий - паритетная основа. В ряде регионов избирательные комиссии на две трети состояли из членов, назначенных законодательным органом, что подрывало принцип независимости комиссии.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции 1999 года указанное противоречие устранено. Согласно ст. 23 формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется двумя ветвями государственной власти на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. При этом одна половина членов комиссии назначается законодательным (представительным) органом, а другая половина - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации23.
Особо
следует обратить внимание на то обстоятельство,
что указанный Федеральный
Следующее условие, обеспечивающее независимость комиссий, состоит в том, что государственные служащие в составе избирательной комиссии не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Это обстоятельство приходится учитывать законодательному и исполнительному органам при осуществлении процедуры назначения членов комиссии, координируя по времени свои действия.
Представленные в указанном Федеральном законе положения в полном объеме применяются и при формировании окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные и региональные законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, территориальных и участковых избирательных комиссий.
Вместе с тем, следует различать, что назначение членов территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий по выборам в региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также членов участковых избирательных комиссий производится представительным органом местного самоуправления. Кроме того, при формировании участковой избирательной комиссии не учитываются предложения избирательной комиссии предыдущего состава.