Источники административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Государство не может существовать без государственной службы. Государственная служба -- это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельности в целом. Как социальное явление государственная служба -- это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государ-ства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции. Это есть особая, спе-цифическая трудовая деятельность людей.

Содержание

Введение

1. Понятие источников административного права

2. Признаки источников административного права

3. Виды источников административного права

4. Понятие государственной службы

5. Принципы государственной службы

Заключение

Задачи

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная 7.docx

— 25.49 Кб (Скачать)

4. Понятие государственной службы

Государственные служащие осуществляют свою деятельность в процессе государственной службы. Государственная  служба является важным социально-правовым явлением. Государство не может существовать без государственной службы. Государственная  служба - это форма реализации государственной  власти, осуществления государственной  деятельности в целом.

В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О государственной  службе в Республике Беларусь» под  государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций  государственных органов.

Правовой институт государственной службы имеет сложную  структуру и включает в себя: общую  часть (понятия государ-ственной службы, государственного служащего, должности и их видов, правового статуса государственного служащего, управле-ния государственной службой), особенную часть (положения об основных институтах государственной службы -- поступление, прохождение, прекращение), специальную часть (особенности и взаимосвязи различных видов государственной службы: милита-ризованной и гражданской, в республиканских и местных орга-нах, в специальных органах -- дипломатических представитель-ствах, прокуратуре, суде).

Назначение государственной  службы состоит в решении по-ставленных перед ней задач: проведение в жизнь государственной политики, подготовка, принятие, исполнение и контроль в преде-лах своей компетенции решений государственных органов; обеспе-чение эффективной деятельности государственных органов; обеспе-чение реализации прав и законных интересов граждан и юриди-ческих лиц. Кроме того, к задачам государственной службы мож-но отнести также следующие: обеспечение конституционного строя, реализация функций государственного управления, обеспечение стабильности в политической и социальных сферах, обеспечение общественного благосостояния, реализация принципов государ-ственной службы, применение установленных законодательством мер государственного принуждения и осуществление администра-тивной процедуры, не требующей применения мер государствен-ного принуждения, совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных слу-жащих, создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государствен-ных служащих.

Государственная служба является важным правовым инсти-тутом, входящим в отрасль административного права. Многоуровневость государственно-служебных право-вых отношений обусловливает комплексный характер этого пра-вового института. Он объединяет в себе нормы различных отрас-лей права (конституционного, административного, трудового, финансового и другого).

При регулировании  государственной службы наиболее тесно  соприкасаются нормы административного  и трудового права. Нор-мы административного права в полной мере регулируют вопросы осуществления специальных видов государственной службы (во-инской и военизированной). Трудовое законодательство применяет-ся к служебным отношениям, возникающим в этой сфере, лишь в отдельных случаях и в пределах, установленных специальным административным законодательством. Трудовое право, в частнос-ти, непосредственно применяется в отношении предоставления льгот и прав беременным женщинам и женщинам-матерям, про-ходящим воинскую или военизированную службу.

Административное  право также регулирует множество  вопро-сов службы в государственном аппарате и в правоохранительных органах. Вместе с тем, на эти виды государственной службы рас-пространяется некоторая часть норм трудового законодательства (в той части, в которой она не урегулирована специальными административно-правовыми актами). Например, применяются основные правила и порядок заключения, изменения и прекра-щения трудовых договоров, нормы рабочего времени и отдыха и другие.

5. Принципы государственной службы

Правовой институт государственной службы имеет сложную  структуру. Сущность правового института  раскрывают принципы, лежащие в его  основе. Они непосредственно закрепляются в Конституции, в статье 6 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь», в специальных нормативных  актах и делятся на 3 вида: общие (конституционные), специальные и  специфические.

Государственная служба основывается на принципах:

· верховенства Конституции  Республики Беларусь;

· служения народу Республики Беларусь;

· законности;

· приоритета прав и  свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

· гуманизма и социальной справедливости;

· единства системы  государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

· гласности;

· профессионализма и  компетентности государственных служащих;

· подконтрольности и  подотчетности государственных  служащих, персональной ответственности  за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

· добровольности поступления  граждан на государственную службу;

· равного доступа  граждан к любым должностям в  государственной службе и продвижения  по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

· стабильности государственной  службы в целях обеспечения преемственности  власти;

· экономической, социальной и правовой защищенности государственных  служащих.

Общие принципы свойственны  государственной службе, как любому правовому явлению, но получают свое преломление при реализации особого  рода правоотношений государственной  службы. Это такие принципы, как:

· законность, что  означает верховенство Конституции, обязательность законных решений вышестоящих органов (должностных лиц) и исполнения законных решений государственных органов (должностных лиц) всеми, кому они  адресованы;

· приоритет прав и  свобод гражданина;

· приоритет правовых актов при решении любых вопросов государственной службы;

· демократизм - означает построение системы государственной  службы на основе разделения властей  в рамках единой системы государственной  службы и служение народу Республики Беларусь;

· общедоступность  государственной службы;

· принцип гласности  предполагает право на получение  информации о деятельности государственных  служащих, по всем интересующим и связанным  с конкретной личностью вопросам

· право государственных  служащих на получение любой необходимой  для исполнения своих полномочий информации.

Закон также провозглашает  принципы гуманизма и социальной справедливости государственной службы.

Специальные принципы свойственны только правовому институту  государственной службы. Основным является принцип профессионализма и компетентности. Он реализуется в результате систематичного, регулярного, добросовестного осуществления  профессионально компетентными  государственными служащими своих  обязанностей.

К этой группе относятся  также принципы:

· подконтрольности и  подотчетности государственных  служащих;

· стабильности государственной  службы;

· экономической, социальной и правовой защищенности (предполагает регулярную выплату заработной платы, зависимость льгот и поощрения  от качества работы и уровня профессионализма, создание нормальных условий труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение, надлежащие поощрения, другие социальные гарантии).

Специфические принципы свойственны и отражают специфику  службы в тех или иных государственных  органах - суде, прокуратуре, таможне, МВД  и другие.

В основе поступления  на государственную службу лежит  принцип равенства всех перед  законом (статья 22 Конституции). В полном соответствии с этой конституционной  нормой статья 39 Конституции провозглашает  принцип равного доступа граждан  к любым должностям в государственных  органах Республики Беларусь в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Вместе с тем, их этого  правила есть исключения, которые  не противоречат ему, а наоборот, подтверждают его значимость, поскольку государственная  служба строится и на других связанных  с ним принципах. Устанавливаемые  ограничения для занятия должностей государственной службы связаны  с предъявлением особых, повышенных, требований к ней. Таким образом, один из основных принципов, применяемых  при формировании государственной  службы - привлечение на нее наиболее достойных. Главными критериями отбора являются деловые, профессиональные и  моральные качества претендентов.

Заключение

Видами источников административного права являются

· Конституция Республики Беларусь;

· законодательные  акты (наиболее важные законы Республики Беларусь, принимаемые Парламентом - Национальным собранием);

· нормативные указы  и распоряжения Президента, имеющие  обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов;

· нормативные акты государственных комитетов, министерств (приказы, инструкции и так далее);

· решения местных  исполнительных и распорядительных органов;

· межгосударственные соглашения;

· нормативные акты руководителей государственных  корпораций, концернов.

· и многие другие.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что отрасль  административного права основывается на самых различных источниках административно-правовых норм, характеризующиеся множественностью и многообразием.

В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О государственной  службе в Республике Беларусь» под  государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций  государственных органов

Назначение государственной  службы состоит в решении поставленных перед ней задач: проведение в  жизнь государственной политики, подготовка, принятие, исполнение и  контроль в пределах своей компетенции  решений государственных органов; обеспечение эффективной деятельности государственных органов; обеспечение  реализации прав и законных интересов  граждан и юридических лиц, что  и закрепляется в принципах 

 

Информация о работе Источники административного права