Нормы и источники административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является определение сущности, особенностей и порядка применения административно-правовых норм. Раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………….….3-4


1.Понятие, структура и особенности норм административного права……….…..5-6

2. Критерии классификации и виды норм административного права…………….7-8

3. Действие норм административного права…………………...…………………..9-10

4. Реализация норм административного права…………………….……………...11-12

5. Понятие, система, особенности и виды источников административного права………...………………………………………………………………………..13-18

6. Систематизация административного законодательства……………………….19-20


Заключение ……………………………………………………………………………..21

Список использованной литературы …………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

курсовая коап.doc

— 139.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение ……………………………………………………………….………….….3-4 

1.Понятие, структура  и особенности норм административного права……….…..5-6

2. Критерии классификации  и виды норм административного  права…………….7-8

3. Действие норм  административного права…………………...…………………..9-10

4. Реализация  норм административного права…………………….……………...11-12

5. Понятие, система, особенности и виды источников административного права………...………………………………………………………………………..13-18

6. Систематизация  административного законодательства……………………….19-20 

Заключение ……………………………………………………………………………..21

Список использованной литературы …………………………………………………22

 

Введение 

   В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата - исполнительной власти.

   Административно право-важнейшая отрасль в правовой системы России. Особенно учитывая такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

   Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно – правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала, организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании отношений с властью

   Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение.

   Систематизация норм административного права может быть проведена по различным основаниям. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, чтобы систематизация исходила из объективного наличия и объективной дифференциации норм, и, во-вторых, чтобы систематизация приносила определенную пользу науке и практике.

   Систематизация норм административного права имеет существенное теоретическое, практическое и познавательное значение. Нормы Особенной и Специальной частей не должны противоречить нормам части Общей, а в случае такого противоречия действуют нормы Общей части.

   Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т. д. в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

   Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

   Целью этой работы является определение сущности, особенностей и порядка применения административно-правовых норм. Раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие, структура  и особенности  норм административного  права. 

   Нормы административного права  прежде всего должны быть охарактеризованы  как разновидность норм права,  обладающая всеми присущими нормам  права признаками. Согласно положениям теории права, норма права представляет собой «исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений»1

   Таким образом, норма административного права – это всегда правило поведения, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (защищенное от нарушения) принудительной силой государства.

Структура административно-правовой нормы.

 

 Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, диспозиция и санкция.

   Гипотеза – элемент нормы права, указывающий на условия, при которых следует руководствоваться нормой права. В гипотезе административно-правовой нормы права излагаются фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц, обладающих правосубъектностью, предусмотрены юридические права, обязанности и ответственность в конкретной ситуации в сфере государственного управления.

   Диспозиция – элемент нормы права, содержащий само правило поведения, юридические права и обязанности субъектов.

   Санкция – элемент нормы права, указывающий на меры ответственности, которые могут быть применены к нарушителю правил, предусмотренных диспозицией правовой нормы.

   Специалисты выделяют различные  специфические черты административно  правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права; принудительность.2 
 

Особенности административно-правовых норм. 

   С точки зрения Ю.А. Дмитриева, наиболее важными и достойными упоминания являются следующие особенности административно-правовых норм:

   1. Административное право публичная отрасль права. Нормы административного права также имеют публичный характер. Это означает, что в административно-правовых нормах находит выражение государственный интерес. Нормы административного права связаны с организацией и деятельностью специально созданной системой государственного управления, то есть с функционированием системы органов исполнительной власти, являющейся выразителем, гарантом претворения в жизнь политики и решений законодательных и судебных органов государства.

    2. Нормы административного права отличаются своим императивным характером, который обусловлен спецификой административно-правового метода регулирования и заключается в безапелляционности (безусловности) предписания, содержащегося в нормах административного права. Административно-правовые нормы, в отличие от гражданско-правовых, характеризуются властным, однозначным, императивным характером, то есть не допускают вариативности поведения на уровне воли правоприменителя. Указанная особенность норм административного права обусловливает их принудительность и односторонность властного воздействия управляющего субъекта на объект управления.

   3. Административно-правовые нормы  принимаются на основании и  во исполнение закона. Это означает, что огромное множество федеральных законов, действующих в настоящее время на территории нашей страны, являются именно источниками административного права и, следовательно, содержат преимущественно административно-правовые нормы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Критерии классификации  и виды норм  административного права. 

   Существует множество классификационных  критериев, позволяющих делить  нормы административного права  на различные виды.3 Среди критериев важно выделить следующие:

- по предмету правового регулирования административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные  нормы определяют сущность управленческих отношений, права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть административно-правовой статус.

Процессуальные  нормы закрепляют порядок осуществления управленческой деятельности, процедуры реализации прав и осуществления обязанностей.

- по методу воздействия различают обязывающие, запрещающие и дозволяющие административно-правовые нормы.

Обязывающие нормы (нормы-предписания) требуют от субъектов совершения определенных действий;

Запрещающие нормы (нормы-запреты) устанавливают запрет на совершение определенных действий;

Дозволяющие нормы (нормы-дозволения) предоставляют субъекту возможности для осуществления возложенных на него обязанностей либо выбор по своему усмотрению одного из предусмотренных вариантов поведения.

- по функциональному назначению административно-правовые нормы могут быть регулятивными и охранительными.

Регулятивные  нормы устанавливают типовые правила, обеспечивающие нормальную деятельность органов государственной власти и реализацию правового статуса физическими и юридическими лицами, регламентирующие режим взаимных прав и обязанностей субъектов правоотношений в сфере государственного управления.

Охранительные нормы обеспечивают охрану урегулированных нормами административного права управленческих отношений (например, статьи Особенной части  КоАП РФ).

- по целевому назначению выделяют: нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-дефиниции, нормы-стандарты, нормы-стимулы, нормы-санкции, нормы-рекомендации и другие.

   Нормы-принципы закрепляют исходные положения, составляющие основу регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

   Нормы-задачи регламентируют направленность правового регулирования, основные направления деятельности субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями в сфере государственного управления.

   Нормы-дефиниции закрепляют понятия, имеющие юридическое значение: административное правонарушение, должностное лицо.

   Нормы-стандарты содержат типовые технико-юридические правила, нормативы и требования, обязательные для исполнения в сфере государственного управления.

  Нормы-стимулы побуждают к занятию определенным видом деятельности, совершению определенных действий, следование которым поощряется государством.

   Нормы-санкции устанавливают меры ответственности, применяемые к виновным лицам.

   Нормы-рекомендации определяют наиболее оптимальный вариант решения управленческого вопроса.

- по степени юридической силы административно-правовые нормы подразделяются на нормы, содержащиеся в законах либо иных нормативно-правовых актах (указах, постановлениях, распоряжениях, договорах и пр.).

- по пределам действия в пространстве можно выделить нормы административного права, действующие: на всей территории Российской Федерации (такие нормы содержатся в большинстве федеральных законов), в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на территории муниципального образования либо его части.

Информация о работе Нормы и источники административного права