Источники административного права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:09, реферат

Описание работы

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

Работа содержит 1 файл

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Существует  значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

В зависимости  от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической  силе все источники административного  права нужно поделить на несколько групп:

I.   Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

II. Акты Президента  Российской Федерации;

III. Акты государственной  администрации;

IV. Акты муниципальных  органов;

V. Публичные  договоры;

VI. Акты правосудия;

VII. Административные  обыкновения.    

I.   В первой группе источников можно различать:

1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР:

а) Конституция  Российской Федерации;

б) федеральные  конституционные законы (О Правительстве  Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);

в) федеральные  законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.);

г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат  Федерального собрания Российской Федерации.

2. Законодательные акты субъектов Федерации:

а) конституции, уставы субъектов Федерации;

б) законы субъектов  Федерации.

II. Вторая группа – акты Президента Российской Федерации. 

Поскольку Конституция  Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента – важнейший источник административного права.

Акты Президента Российской Федерации – это:

а) указы Президента;

б) распоряжения Президента.

III. Третья группа – акты государственной администрации – самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

1. Административные акты федеральных органов и организаций:

а) постановления  и распоряжения Правительства Российской Федерации;

б) постановления, приказы, инструкции министерств и  других центральных федеральных  органов специальной компетенции;

в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных  органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

г) акты руководителей  аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации  и др.;

д) акты Банка России.

2. Административные акты субъектов Федерации:

а) указы, постановления  и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

б) постановления  и распоряжения правительств субъектов Федерации;

в) приказы, постановления  центральных органов специальной  компетенции субъектов Федерации;

г) приказы, постановления  местных органов государственной  власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

IV. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Так, местные органы исполнительной власти на основе ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР устанавливают порядок хранения и порядок оплаты хранения транспортных средств. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.

V. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров*.

1. Международные договоры.

В ч. 4 ст. 15 Конституции  России сказано: «Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

2. Федеративные договоры. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации с ее субъектами.

3. Административные  договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д.

4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

Известно, что  нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму  права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

 

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Республике Беларусь к  числу источников административно-правовых норм относятся:

  1. Конституция;
  2. Законы;
  3. нормативные акты Президента Республики Беларусь и Администрации Президента; нормативные постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  4. нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;
  5. нормативные акты республиканских органов;
  6. межгосударственные соглашения;
  7. нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.

 

Конституция

Конституция Республики Беларусь является источником лишь в  той части, нормы которой имеют  административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основы права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления (ст.ст. 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции); нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления. Конституция является преимущественно источником конституционного права, а ее нормы – нормами этой отрасли права. Эти нормы – в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права

Закон

Законы –  также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, довольно много. В качестве примеров можно назвать законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», «О Национальной академии наук Беларуси». Среди них немаловажное значение занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, Водный кодекс, Трудовой кодекс и другие. Некоторые из них являются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права. Например, в Водном кодексе Республики Беларусь (разд. 3 и 4) преобладают нормы экологического права, но вместе с тем и имеются нормы административного права, к которым, в первую очередь, относятся нормы, определяющие государственное управление в области использования и охраны вод.

Трудовой кодекс – фундамент трудового права, но в нем наличествуют и нормы административного права. Например, статьи 11-14, многие нормы глав 2-6, 10-15, определяющие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, нормы главы 39, регулирующие вопросы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Названные нормы, являясь нормами трудового права, одновременно являются и нормами  административного права, ибо они  самым непосредственным образом  связаны с одним из важных институтов административного права – государственной  службой, правовым положением служащих, отношениями, возникающими в процессе их деятельности. 

Нормативные акты Президента Республики Беларусь

К нормативным  актам Президента в первую очередь  относятся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы административного права. Например, Декрет Президента Республики Беларусь от 17 октября 2001 г. №25 «О повышении роли науки и реформировании Национальной академии Наук Беларуси».

Могут быть нормативными и содержать нормы административного  права и указы Президента Республики Беларусь (Указ Президента РБ от 13 ноября 2001 г. №660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь».

Нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов

Источниками административного  права могут быть акты республиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты и другие.

Нормативные акты республиканских органов


Нормативные акты республиканских органов (министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь), как и нормы, находящиеся в них, могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации, так и на граждан, надведомственный, т.е. распространять на организации независимо от их подчиненности, и ведомственный, т.е. иметь юридическую значимость только в своей системе, как, например, приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 25 января 1999 г. «О порядке медицинского освидетельствования водолазов в Вооруженных силах Республики Беларусь».   

Акты  местных Советов и местных  исполнительных и распорядительных органов

Акты местных  Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также  могут быть источниками административно-правовых норм. Например, решение Минского горисполкома от 15 июня 1999 г. «Об учреждении премии Минского горисполкома для учащихся детских школ искусства города» является таковым, так как оно содержит нормы административного права. Не исключаются из источников норм административного права также нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

 

 

 

 

 


Информация о работе Источники административного права РФ