Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:09, реферат
Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).
ИСТОЧНИКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).
В зависимости
от того, кем приняты акты, содержащие
нормы, а значит, и по их юридической
силе все источники
I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;
II. Акты Президента Российской Федерации;
III. Акты государственной администрации;
IV. Акты муниципальных органов;
V. Публичные договоры;
VI. Акты правосудия;
VII. Административные обыкновения.
I. В первой группе источников можно различать:
1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР:
а) Конституция Российской Федерации;
б) федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);
в) федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.);
г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.
2. Законодательные акты субъектов Федерации:
а) конституции, уставы субъектов Федерации;
б) законы субъектов Федерации.
II. Вторая группа – акты Президента Российской Федерации.
Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента – важнейший источник административного права.
Акты Президента Российской Федерации – это:
а) указы Президента;
б) распоряжения Президента.
III. Третья группа – акты государственной администрации – самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.
1. Административные акты федеральных органов и организаций:
а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
б) постановления,
приказы, инструкции министерств и
других центральных федеральных
органов специальной
в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;
г) акты руководителей
аппаратов Государственной
д) акты Банка России.
2. Административные акты субъектов Федерации:
а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;
в) приказы, постановления
центральных органов
г) приказы, постановления
местных органов
д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.
IV. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Так, местные органы исполнительной власти на основе ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР устанавливают порядок хранения и порядок оплаты хранения транспортных средств. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.
V. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров*.
1. Международные договоры.
В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.
2. Федеративные договоры. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации с ее субъектами.
3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д.
4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.
VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.
Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь к числу источников административно-правовых норм относятся:
Конституция
Конституция Республики Беларусь является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основы права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления (ст.ст. 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции); нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления. Конституция является преимущественно источником конституционного права, а ее нормы – нормами этой отрасли права. Эти нормы – в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права
Закон
Законы –
также важный источник
Трудовой кодекс – фундамент трудового права, но в нем наличествуют и нормы административного права. Например, статьи 11-14, многие нормы глав 2-6, 10-15, определяющие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, нормы главы 39, регулирующие вопросы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Названные нормы,
являясь нормами трудового
Нормативные акты Президента Республики Беларусь
К нормативным
актам Президента в первую очередь
относятся декреты. Они всегда нормативны
и могут содержать нормы админи
Могут быть нормативными
и содержать нормы
Нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов
Источниками административного права могут быть акты республиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты и другие.
Нормативные акты республиканских органов
Нормативные акты
республиканских органов (министерств,
государственных комитетов, ком
Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов
Акты местных
Советов и местных