Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Привычка обращаться к многочисленным правовым актам подчас стирает для каждого из нас их особенности. Все акты кажутся нам похожими. В реальности же принимаемые и дейст-вующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнори-рование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование норма-тивно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов.
Введение 3
1. Источники административного права. Их виды 5
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов 11
3. Система источников административного права 29
Заключение 34
Библиография 36
В государствах СНГ
проблема соотношения ведомственных
актов с Конституцией и законами
решается более содержательно, чем
в России. Так, в ст. 88 гл. 14 Конституции
Республики Казахстан установле-но:
члены Кабинета Министров ответственны
перед Верховным Советом по вопросам
исполнения законов. Верховный Совет
рес-публики вправе заслушать их
отчеты об исполнении законов. А в
ст. 94 Конституции Эстонской
Несмотря на
попытки соизмерения
Отметим, что
акты типа "инструкция", "Положение"
довольно схожи по содержа-нию,
На уровне субъектов
Федерации используются те же формы
правовых актов, что и на федеральном
уровне (законы, указы, постановления,
распоряжения, приказы, другие установления).
Однако есть и своя специфика, связанная
с различным правовым положением
субъектов регионального
Основным нормативным
актом, регламентирующим взаимоотношения
органов власти и граждан на уровне
области, является устав, выполняющий
функции региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций
областей, краев, автономных областей,
округов, городов федерального значения
при осуществлении своих
В ряде областей, краях
и городах федерального значения
формированы правительства, принимающие
постановления. Их специализированные
министерства и ведомства наделены
правом на издание приказов и инструкций.
Весьма существенно
расширены полномочия органов местного
самоуправления. Статья 19 Федерального
закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
с изм. и доп. от 17 марта 1997 г., от 26
ноября 1996 г, от 22 апреля 1996 г СЗ РФ. 28
августа 1995 г. N 35, ст. 3506. устанавливает,
что органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления
по вопросам своего ведения принимают
(издают) правовые акты. Наименование и
виды правовых актов органов местного
самоуправления, выборных и других
должностных лиц местного самоуправления,
полномочия по изданию указанных
актов, порядок их принятия и вступления
в силу определяются уставом муниципального
образования в соответствии с
законами субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые
акты органов местного
Их представительные
органы (дума, му-ниципальный совет
и др.) по вопросам своего ведения
прини-мают коллегиальные решения,
а главы органов местного самоуправления
(главы администраций, мэры, старосты)
- поста-новления и распоряжения. Форма
опубликования данных актов определяется
уставом данной административно-территориаль-
Все отмеченные
выше акты могут быть как
нормативными, так и правоприменительными.
Тематический спектр норматив-
Приказы нормативного
и индивидуального значения
Распоряжения же
принимаются директором предприятия,
его заместителями и
Действующее законодательство
не устанавливает конкретных форм нормативно-правовых
актов общественных организаций. Они
определяются самими организациями
в положениях и уста-вах, закрепляющих
основы функционирования добровольных
сообществ.
Правовая природа
этих нормативных актов производна
от го-сударства, от его согласия, санкции
на юридически значимое ре-гулирование
определенной группы общественных отношений.
Наряду с нормативно-правовыми
актами государственных органов
в системе форм (источников) права
некоторых стран определенное ме-сто
занимали нормативно-правовые акты, издаваемые
обществен-ными органами и организациями.
Как известно, сами по
себе решения (акты) общественных организаций,
так же, как и решения любых
партийных органов и
И во-вторых, в случае
предварительной или
Например, согласно
действовавшему в СССР и других восточно-европейских
странах законодательству, профсоюзы
в лице их высших органов имели
право на издание актов юридического
характера по вопросам социального
страхования, санаторного обслуживания
и по неко-торым другим вопросам
. Необходимость издания такого рода
актов была вызвана стремлением
привлечения общественных организаций
к правотворческому процессу, к их
активному участию в
Система нормативно-правовых
актов Российской Федерации была
бы неполной без выделения группы
международно-право-вых актов. В
соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции
РФ «общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
со-ставной частью ее правовой системы.
Если международным до-говором
Среди международно-правовых
актов можно выделить два ос-новных
вида - директивы и постановления.
Директивы дают участнику сообщества
при переработке своего законодательства
возможность выбора способов, средств
и форм реализации меж-дународных обязательств.
В постановлениях же содержатся соот-ветствующие
требования, подлежащие прямому исполнению
каждой стороной.
3. Система источников
административного права
Все действующие
источники административного
Нередко систему
источников административного (финансового,
семейного и других отраслей права)
называют административным (финансовым,
семейным и т. д.) законодательством.
Это некоррект-но. Известно, что нормы
административного права содержатся не
только в законах, их очень много в подзаконных
актах. В п. 2 ст. 3 ГК РФ сказано: «Гражданское
законодательство состоит из настоя-щего
Кодекса и принятых в соответствии с ним
иных федеральных законов...». И административное
законодательство следует пони-мать как
систему законов, в которых имеются нормы
административ-ного права. А всю совокупность
действующих источников этой от-расли
можно назвать системой источников административного
права (СИАП). Административное законодательство
образует ядро, важ-ную часть СИАП.
В этом первая особенность
СИАП, резко отличающая ее от системы
источников уголовного права.
Во-вторых, ст. 72 Конституции
России устанавливает, что адми-нистративное
и административно-
В-третьих, особенность
СИАП - многообразие источников. В нее
входят законы и подзаконные акты
федеральных, региональных, муниципальных
органов. Изменяют административное право
своими актами и законодательная, и
исполнительная, и судебная власти,
а кроме того, и Президент, и
Банк России, и Генеральный прокурор.
Акты органов всех ветвей государственной
власти являются источ-никами административного
права.
В-четвертых, СИАП огромна
по числу входящих в нее источ-ников.
Это прежде всего объясняется
универсализмом и иными особенностями
административной власти. Поэтому требуется
боль-шое число федеральных и
региональных, материальных и процессу-альных,
регулятивных и охранительных, общих
и внутриаппаратных норм, регулирующих
деятельность государственной администрации
во многих сферах общественной жизни.
В этом нетрудно убедить-ся, ознакомившись
с общеправовым классификатором
отраслей за-конодательства СЗ РФ. 1996.
№ 7. Ст. 679., в котором нет раздела
«административное законо-
Пятая особенность
СИАП - ее мобильность, изменчивость. В
систему административно-
В-шестых, СИАП, а
значит, административно-правовые нормы,
не систематизированы.
Наличие большого числа
источников разной юридической силы,
принятых в разное время, - объективный
факт, который отрица-тельно сказывается
на состоянии систематизации отрасли.
Единого административного