Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Привычка обращаться к многочисленным правовым актам подчас стирает для каждого из нас их особенности. Все акты кажутся нам похожими. В реальности же принимаемые и дейст-вующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнори-рование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование норма-тивно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов.
Введение 3
1. Источники административного права. Их виды 5
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов 11
3. Система источников административного права 29
Заключение 34
Библиография 36
VII.
Административные
обыкновения в
наше время в
России, во-первых, существуют
как правила деятельности
в отдельных госу-дарственных
организациях, это
локальные нормы.
Во-вторых, они ни
письменным, ни устным
актом власти не
закреплены, являются
сложившимися в
конкретных организациях
обычаями (неформальными
нормами) деятельности (распределения
дел между служащими,
существующими процедурами
визирования документов
и т. д.). В-третьих,
они субъективны,
в том смысле, что
используются, если
их признает руководитель
организации или
пока их не закрепят
в актах субъектов
власти.
2. Понятие и виды
нормативно-правовых актов
Классификация
нормативно-правовых актов
В зависимости
от особенностей правового
- нормативные акты
государственных органов;
- нормативные акты
общественных объединений (
- совместные акты
(государственных и
- нормативные акты,
принятые в порядке
В зависимости
от сферы действия нормативные
акты делятся на:
- общефедеральные;
- акты субъектов
Федерации;
- акты органов
местного самоуправления;
- локальные акты
(регулирующие отношения
- акты неопределенно
длительного действия;
- временные акты.
В зависимости
от юридической силы
Нормативно-правовые
акты классифицируются также по содер-жанию.
Такое деление в известной
мере условно. Условность эта объек-тивно
объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых
актах со-держатся нормы однородного
содержания. Имеются акты, содержащие
нормы только одной отрасли права
(например, трудовое, семейное, уго-ловное
законодательство). Но наряду с отраслевыми
нормативными актами действуют и
акты, имеющие комплексный характер.
Они вклю-чают нормы различных
отраслей права, обслуживающих определенную
сферу общественной жизни. Хозяйственное,
торговое, военное, морское законодательство
- примеры комплексных
По объему и характеру
действия нормативно-правовые акты под-разделяются:
- на акты общего
действия, охватывающие всю совокупность
отношений определенного вида
на данной территории;
- на акты ограниченного
действия - распространяются только
на часть территории или на
строго определенный
- на акты исключительного
(чрезвычайного) действия. Их регу-лятивные
возможности реализуются лишь
при наступлении исключи-
Система нормативно-правовых
актов в каждой стране определяется
Конституцией, а также изданными
на ее основе специальными зако-нами, положениями
о тех или иных государственных
органах, правительственными постановлениями.
Законодательством определен
Каковы конституционные
параметры правовой системы
Во-первых, признание
того. что правовая система Российской
Федерации включает правовые акты федеральных
органов, право-вые акты органов
субъектов Федерации, местного самоуправле-ния,
а также акты, принятые в результате
прямого народного
Во-вторых, установление
правовых зависимостей: Конститу-ция,
конституционные законы (понимаемые
как федеральные), законы, указы, постановления,
приказы, распоряжения и иные правовые
акты находятся между собой в
строгом соотношении. Классификация
правовых актов, порядок их принятия,
действия, изменения и отмены регулируется
федеральным законом о норма-
В-третьих, нормы
Конституции Российской
В-четвертых, в правовой
системе обеспечивается верховенст-во
закона. Все должностные лица, государственные
и обществен-ные организации
В-пятых, провозглашение
принципа: законы подлежат офи-циальному
опубликованию. Неопубликованные законы
не приме-няются. Любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться,
если они не опубликованы официально
для всеоб-щего сведения.
В-шестых, в случае
возникновения юридических
В-седьмых, общепризнанные
принципы и нормы междуна-родного
права и международные договоры
Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы и защищаются
наравне с законом.
В ходе общественных
преобразований и реформ в России,
а также конституционного процесса
и обновления законодательства меняется
правовая система и прежде всего
ее структура. Теперь можно говорить
о трех уровнях правовой системы,
когда вместо прежней, унифицированной,
складывается правовая система с
тремя подсистемами - по уровням. Это
собственно федеральная правовая подсистема,
правовая подсистема субъектов Федерации
и правовая подсистема местного самоуправления
с присущими ему элементами саморегулирования,
В целом же правовая система в
Российской Федерации есть структурно-функциональная
сово-купность правовых актов, возникающих
и применяемых на основе общих
принципов. Целостность ее обеспечивается
общими пра-вовыми принципами, внутрисистемными
правовыми зависимос-тями и процедурами
правотворчества и
В Конституции Российской
Федерации 1993 года впервые введено
понятие "правовая система" (ч. 4 ст.
15) и установлены следующие виды
правовых актов: "Конституция", "закон",
"федеральный закон", "федеральный
конституционный закон", "правовые
акты", "нор-мативные правовые акты",
"указы", "постановления", "распоря-жения",
"решения", "акт", "международные
договоры", "устав". "договор",
"соглашения". Всего 15 видов актов,
в которых нужно правильно
разобраться.
Правовые акты находятся
между собой в разных соотношениях.
Именно прочные системообразующие
связи разных видов актов позволяют
вести речь о правовой системе. Но,
увы, пока об этом трудно говорить, ибо
противоречивость современного политического
и социально-экономического разви-тия
России неизбежно порождает
И все же надо всемерно
использовать системные связи пра-вовых
актов, умело их формировать и
укреплять. Как? Каким образом? Для
этого следует знать и
Итак, назовем кратко
эти средства:
а) признание в
правовой системе верховенства Конституции
и ее высшей юридической силы (таков
смысл ст. 15 Конституции Российской
Федерации; в Конституции Республики
Узбекистан есть глава III "Верховенство
Конституции и закона");
б) установление верховенства
закона над всеми подзаконны-ми актами
(в Конституции Республики Башкортостан
есть раздел "Система законодательства"
- ст.ст. 126 -131);
в) обеспечение функционально-
г) установление юридической
силы каждого акта по сравне-нию
с другими актами (естественно, она
обеспечивается в случае отклонения
такими средствами, как приостановление,
изменение, отмена, обжалование, признание
акта недействительным. Умелое их использование
в процессе правоприменения позволяет
вовремя сбалансировать разные акты
и не обострять юридические колли-
д) определение сферы
действия каждого акта и точек
его сопряжения с другими актами.
Замечено: у закона их много, у актов
правительства - тоже, а далее объем
связей актов сужается. Но их нельзя
упускать из виду.
Законы занимают
главное место в системе
Во-первых, они
принимаются только
В-третьих, регулируют
наиболее важные основополагающие отношения.
В законах закрепляется общественный
и государст-венный строй, компетенция
центральных звеньев
В-четвертых, содержат
нормы первичного, исходного харак-тера.
Все иные акты призваны в основном
детализировать и кон-кретизировать
нормативные установления законов.
В-пятых, принимаются
в особом процессуальном порядке.
Таким образом, закон
- это принятый в особом порядке
акт законодательного органа, обладающий
высшей юридической силой и
Законы многообразны,
поэтому нуждаются в
Некоторой попыткой
сгруппировать законы по их целевому
назначению и содержанию может быть
выделе-ние законов: а) институционных,
посвященных опреде-лению
Целостность законодательного
регулирования не ис-ключает установления
специфики действия отдельных видов
законов и их определенной совместимости.
Диффе-ренциация законов
Особый интерес
представляет деление законов в
зависимости от их значимости в системе
действующего законодательства. По этому
основанию различают законы конституционные
и те-кущие.
Конституционные законы
закрепляют основы общественного и
государственного строя, служат юридической
базой теку-щего законодательства.
К ним относятся Конституция
и законы, вносящие в нее изменения
и дополнения, а также законы,
кон-кретизирующие ее содержание.