Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Привычка обращаться к многочисленным правовым актам подчас стирает для каждого из нас их особенности. Все акты кажутся нам похожими. В реальности же принимаемые и дейст-вующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнори-рование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование норма-тивно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов.
Введение 3
1. Источники административного права. Их виды 5
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов 11
3. Система источников административного права 29
Заключение 34
Библиография 36
Конституция является
основным законом государства. Ее сущность
состоит в том, что она отражает
расстановку полити-ческих сил в
обществе, юридически закрепляет балансах
интере-сов. Различают фактическую
и юридическую конституции. Фак-тическая
конституция - это реальные отношения
в обществе. Юридическая конституция
представляет собой правовое офор-мление
этих отношений.
Конституция занимает
главное место в системе
Выполняя непосредственно
регулятивную функцию, Конституция
призвана обеспечить внутреннее единство
норм национальной правовой системы
и эффективные правовые связи
с зарубежными правовыми
Перечень конституционных
законов исчерпывающе определен
Конституцией Российской Федерации. Это
законы о порядке деятельности Правительства
РФ, судебной системе, Конституционном
Суде, чрезвычайном положении, режиме
военного положения и т.д. (всего
их 14).
Прямое закрепление
в Конституции данных актов,
круга регулируемых ими
Текущие (обыкновенные)
законы принимаются на основе
и во исполнение
Органические (кодифицированные)
законы - юридически цельные, внутренне
согласованные акты, отличающиеся
высоким уровнем нормативных
обобщений и призванные
Чрезвычайные (исключительные)
законы принимаются при чрезвычайных
обстоятельствах, вызванных природными,
экологическими, социальными и иными
причинами, и носят временный
характер.
Законодательная деятельность
- сложный и многогранный процесс.
Порядок подготовки,
рассмотрения и принятия законов
опре-деляется Конституцией и регламентами
деятельности соответст-вующих представительных
органов государственной
- законодательная
инициатива;
- обсуждение законопроекта;
- принятие закона;
- опубликование(обнародование).
Под законодательной
инициативой принято понимать предо-ставленное
строго определенному кругу лиц
или учреждений право на внесение
в органы представительной власти предложе-ний
по совершенствованию
К числу субъектов,
наделяемых правом законодательной
ини-циативы, статья 104 Конституции
РФ относит Президента РФ, Совет
Федерации, членов Совета Федерации, депутатов
Государ-ственной Думы, Правительство,
законодательные органы субъ-ектов РФ,
Конституционный, Верховный и Высший Арбитраж-ный
суды РФ.
После регистрации
законопроекты направляются в рабочие
органы палат (комитеты и комиссии)
для предварительного рас-смотрения
и подготовки предложений о порядке
дальнейшей ра-боты над ними. Некоторые
из актов, связанных со значительным
расходованием денежных средств
из федерального бюджета, должны иметь
предварительное заключение Правительства.
Обсуждение законопроекта
осуществляется, как правило, в нескольких
чтениях. Оно проводится на открытом
заседании па-латы представительного
органа и начинается с доклада
инициа-тора законопроекта и содоклада
подготовительной комиссии (комитета)
по основным положениям проекта. При
необходи-мости по особо важным,
касающимся всего населения законо-
В зависимости от
степени готовности законопроекта
он может быть либо принят, либо отклонен,
либо направлен на доработку и
повторное рассмотрение.
Принятие федерального
закона осуществляется на
Некоторые законы могут
иметь весьма существенное значе-ние
для всех субъектов Федерации (ст.
106 Конституции РФ). В этой связи
они принимаются к рассмотрению
Советом Федера-ции. Закон считается
одобренным, если за него проголосовало
более половины от общего числа членов
этой палаты или если он в течение
четырнадцати дней не был рассмотрен
Советом Федерации вообще. При
одобрении конституционного закона
необхо-димо не менее трех четвертей
голосов от общего числа членов Совета
Федерации. Для преодоления разногласий
между двумя палатами Федерального
Собрания могут создаваться согласи-
Текст принятого
закона в течение четырнадцати
дней подпи-сывается и
Законы подлежат
обязательному офи-циальному
Согласно Закону
от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования
и вступления в силу
В необходимых случаях
законы могут быть оглашены и иными,
неофициальными способами: опубликованы
в органах печати, обнародованы по
телевидению, радио, переданы по кана-лам
связи, а также разосланы
Подзаконные нормативно-правовые
акты. Своеобразие указов и распоряжений
Президента Российской Федерации связано
с его компетенцией. Они не могут
противоречить федеральным
В зависимости от
характера полномочий Президента все
его указы можно
- указы в границах
собственных полномочий;
- указы на основе
полномочий, делегированных Парламен-том;
- указы, подлежащие
утверждению Советом Федерации
(о введении военного
По юридической
значимости указы делятся на нормативные
и правоприменительные.
Нормативные указы
содержат нормы права и регулируют
раз-нообразные сферы общественной
жизни, имеют общеобязатель-ный
Правоприменительные
указы носят индивидуально-
Распоряжения Президента
также ненормативны и принима-ются
по оперативным вопросам государственного
управления (создание рабочих комиссий,
выделение регионам средств из ре-зервного
фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных
указов не-сколько условно и может
рассматриваться (анализироваться) применительно
к каждому конкретному случаю.
Президенты республик,
входящих в состав Российской
Федерации, тоже издают
Очень важны
и многообразны по содержанию
нормативно-правовые акты
Эти акты можно подразделить
на акты, издаваемые во исполнение Конституции,
федеральных законов и
Правительство
разрабатывает, утверждает и
Принимаемые им
акты:
во-первых, оперативно
регулируют отношения в различных
от-раслях общественной и государственной
жизни;
во-вторых, устанавливают
правовые ориентиры для деятель-ности
всех органов исполнительной власти,
предприятий и уч-реждений;
в-третьих, вводят нормативно-правовые
основы для издания других правовых
актов.
Правила подготовки
нормативных правовых актов федеральных
органов
исполнительной власти
и их государственной регистрации
(утв. постановлением Правительства
РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 с изменениями
от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г.) устанавливают,
что нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти (далее
именуются - нормативные правовые акты)
издаются на основе и во исполнение
федеральных законов, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, постановлений
и распоряжений Правительства Российской
Федерации, а также по инициативе
федеральных органов
Издание нормативных
правовых актов в виде писем
и телеграмм не допускается.
В соответствии с
действующим законодательством
Прави-тельство РФ для осуществления
своих полномочий по управле-нию
обществом принимает
Министерства, государственные
комитеты и иные федераль-ные ведомства
издают правовые акты, именуемые приказами
и инструкциями. В них обычно определяется
порядок деятельности отраслевых подведомственных
предприятий, организаций и уч-реждений
по решению задач, стоящих перед
отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой,
функциональной направленностью ми-нистерства
(ведомства), эти акты могут быть
адресованы не-скольким министерствам
и регулировать межотраслевые отно-шения.
Например, правовые акты Министерства
финансов, Ми-нистерства внутренних дел
и др.
Приказы могут быть
как нормативными, так и ненорматив-ными.
Будучи разновидностью распорядительных
актов, они разрабатываются
Инструкции же, регулируя
определенные стороны деятель-ности
министерства, всегда имеют нормативное
содержание. Они визируются руководителями
структурных подразделений (разработчиков)
и утверждаются министром (замминистра)
путем издания приказа или
проставления грифа утверждения.
Нормативные правовые
акты федеральных органов исполни-