Источники административного парва

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Привычка обращаться к многочисленным правовым актам подчас стирает для каждого из нас их особенности. Все акты кажутся нам похожими. В реальности же принимаемые и дейст-вующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнори-рование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование норма-тивно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов.

Содержание

Введение 3
1. Источники административного права. Их виды 5
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов 11
3. Система источников административного права 29
Заключение 34
Библиография 36

Работа содержит 1 файл

Источники административного права.docx

— 48.62 Кб (Скачать)

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку полити-ческих сил в  обществе, юридически закрепляет балансах интере-сов. Различают фактическую  и юридическую конституции. Фак-тическая конституция - это реальные отношения  в обществе. Юридическая конституция  представляет собой правовое офор-мление этих отношений. 

Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми  свойствами и особой ролью.  

Выполняя непосредственно  регулятивную функцию, Конституция  призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы  и эффективные правовые связи  с зарубежными правовыми системами. 

Перечень конституционных  законов исчерпывающе определен  Конституцией Российской Федерации. Это  законы о порядке деятельности Правительства  РФ, судебной системе, Конституционном  Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего  их 14). 

 Прямое закрепление  в Конституции данных актов,  круга регулируемых ими отношений,  усложненная процедура принятия  невозможность наложения на них  вето Президента) определяют их  особое место в системе действующего  законодательства и повышенную  юридическую силу. 

 Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе  и во исполнение конституционных  законов, составляют текущее законодательство  и регулируют различные стороны  экономической., политической, культурной жизни страны. Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы. 

 Органические (кодифицированные) законы - юридически цельные, внутренне  согласованные акты, отличающиеся  высоким уровнем нормативных  обобщений и призванные комплексно  регулировать определенную сферу  общественной жизни. К этим  законам могут быть отнесены  Основы законодательства и кодексы  по различным отраслям законодательства.  

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными  причинами, и носят временный  характер. 

Законодательная деятельность - сложный и многогранный процесс.  

Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов  опре-деляется Конституцией и регламентами деятельности соответст-вующих представительных органов государственной власти. Эти акты предусматривают следующие  основные стадии издания за-конов: 

- законодательная  инициатива; 

- обсуждение законопроекта; 

- принятие закона; 

- опубликование(обнародование). 

Под законодательной  инициативой принято понимать предо-ставленное строго определенному кругу лиц  или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложе-ний  по совершенствованию законодательства и конкретных за-конопроектов, которому корреспондирует обязанность законо-дательных  органов рассмотреть эти инициативы. 

К числу субъектов, наделяемых правом законодательной  ини-циативы, статья 104 Конституции  РФ относит Президента РФ, Совет  Федерации, членов Совета Федерации, депутатов  Государ-ственной Думы, Правительство, законодательные органы субъ-ектов РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитраж-ный суды РФ. 

После регистрации  законопроекты направляются в рабочие  органы палат (комитеты и комиссии) для предварительного рас-смотрения  и подготовки предложений о порядке  дальнейшей ра-боты над ними. Некоторые  из актов, связанных со значительным расходованием денежных средств  из федерального бюджета, должны иметь  предварительное заключение Правительства. 

Обсуждение законопроекта  осуществляется, как правило, в нескольких чтениях. Оно проводится на открытом заседании па-латы представительного  органа и начинается с доклада  инициа-тора законопроекта и содоклада  подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При  необходи-мости по особо важным, касающимся всего населения законо-проектам может быть и всенародное обсуждение. Непосредст-венное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или  в целом. При этом каждая предложенная поправка голосует-ся отдельно. 

В зависимости от степени готовности законопроекта  он может быть либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и  повторное рассмотрение. 

 Принятие федерального  закона осуществляется на заседании  Государственной Думы. Закон считается  принятым, если за его принятие  проголосовало более половины  от общего числа этой палаты. Для принятия конституционного  закона и для преодоления отлагательного  вето Президента или Совета  Федерации необходимо не менее  двух третей голосов депутатов. 

Некоторые законы могут  иметь весьма существенное значе-ние  для всех субъектов Федерации (ст. 106 Конституции РФ). В этой связи  они принимаются к рассмотрению Советом Федера-ции. Закон считается  одобренным, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты или если он в течение  четырнадцати дней не был рассмотрен Советом Федерации вообще. При  одобрении конституционного закона необхо-димо не менее трех четвертей  голосов от общего числа членов Совета Федерации. Для преодоления разногласий  между двумя палатами Федерального Собрания могут создаваться согласи-тельные  комиссии. 

 Текст принятого  закона в течение четырнадцати  дней подпи-сывается и обнародуется  Президентом. В случае несогласия  с некоторыми положениями закона  Президент может наложить на  него отлагательное вето и  направить на повторное рассмотрение  в Госдуму. 

 Законы подлежат  обязательному офи-циальному опубликованию.  Оно имеет важное юридическое  (так как с ним связано вступление  закона в силу) и социальное  значение (так как является основой презумпции знания закона). В соответст-вии с Конституцией РФ неопубликованные законы не применяются. 

 Согласно Закону  от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, фе-деральных  законов, актов палат Федерального  Собрания» феде-ральные законы  публикуются в течение семи  дней после их под-писания Президентом  в «Российской газете» или  «Собрании за-конодательства Российской  Федерации». 

В необходимых случаях  законы могут быть оглашены и иными, неофициальными способами: опубликованы в органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по кана-лам  связи, а также разосланы соответствующим  государственным органам. 

Подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано  с его компетенцией. Они не могут  противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным  актам. 

В зависимости от характера полномочий Президента все  его указы можно классифицировать на: 

- указы в границах  собственных полномочий; 

- указы на основе  полномочий, делегированных Парламен-том; 

- указы, подлежащие  утверждению Советом Федерации  (о введении военного положения,  чрезвычайного положения, пред-ставления  о назначении на должность  судей Конституционного Суда, Верховного  Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генераль-ного прокурора). 

По юридической  значимости указы делятся на нормативные  и правоприменительные. 

Нормативные указы  содержат нормы права и регулируют раз-нообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязатель-ный характер. Особенно много указов принимается  для регули-рования отношений  в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях  и т.д.). Иногда они сопровож-даются утверждением положений об органах, выполняющих оп-ределенные функции, или о порядке деятельности в  конкретной сфере общественных отношений. 

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый  характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.). 

Распоряжения Президента также ненормативны и принима-ются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из ре-зервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных  указов не-сколько условно и может  рассматриваться (анализироваться) применительно  к каждому конкретному случаю. 

 Президенты республик,  входящих в состав Российской  Федерации, тоже издают правовые  акты в форме указов и распоряжений.  

 Очень важны  и многообразны по содержанию  нормативно-правовые акты российского  Правительства. 

Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных  указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика  координирующей, управленческой деятельности Прави-тельства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов. 

 Правительство  разрабатывает, утверждает и реализует  базо-вые нормативно-правовые акты  и целевые комплексные про-граммы, рассчитанные на длительный период  действия (феде-ральный бюджет, федеральная  программа поддержки малого Предпринимательства  и т.д.).  

 Принимаемые им  акты: 

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных  от-раслях общественной и государственной  жизни; 

во-вторых, устанавливают  правовые ориентиры для деятель-ности  всех органов исполнительной власти, предприятий и уч-реждений; 

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов. 

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных  органов 

исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства  РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 с изменениями  от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г.) устанавливают, что нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти (далее  именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений  и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные  правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. 

 Издание нормативных  правовых актов в виде писем  и телеграмм не допускается. 

В соответствии с  действующим законодательством  Прави-тельство РФ для осуществления  своих полномочий по управле-нию  обществом принимает постановления  и распоряжения. По-становления, как  правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются  коллегиально. Распоряжения же, будучи разновидностью правоприменительных  актов, принимаются и подписываются  Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполни-тельной  власти» указы и распоряжения Президента РФ, поста-новления и распоряжения Правительства РФ подлежат офици-альному  опубликованию в «Российской  газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение  десяти дней после их подписания. 

Министерства, государственные  комитеты и иные федераль-ные ведомства  издают правовые акты, именуемые приказами  и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и уч-реждений по решению задач, стоящих перед  отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой, функциональной направленностью ми-нистерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы не-скольким министерствам  и регулировать межотраслевые отно-шения. Например, правовые акты Министерства финансов, Ми-нистерства внутренних дел  и др. 

Приказы могут быть как нормативными, так и ненорматив-ными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и  состоят из констатирующей и распорядительной частей. Под-писываются министром или  по его поручению заместителем ми-нистра. 

Инструкции же, регулируя  определенные стороны деятель-ности  министерства, всегда имеют нормативное  содержание. Они визируются руководителями структурных подразделений (разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания приказа или  проставления грифа утверждения. 

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни-тельной  власти, прошедшие государственную  регистрацию в Ми-нистерстве юстиции  РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете «Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов фе-деральных  органов исполнительной власти»  издательства «Юри-дическая литература»  или распространяемых центром правовой информации «Система». 

Информация о работе Источники административного парва