Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Привычка обращаться к многочисленным правовым актам подчас стирает для каждого из нас их особенности. Все акты кажутся нам похожими. В реальности же принимаемые и дейст-вующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнори-рование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование норма-тивно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов.
Введение 3
1. Источники административного права. Их виды 5
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов 11
3. Система источников административного права 29
Заключение 34
Библиография 36
«Источники административного права»
Введение 3
1.
Источники административного
права. Их виды 5
2.
Понятие и виды
нормативно-правовых
актов 11
3. Система источников административного права 29
Заключение 34
Библиография 36
Введение
Привычка обращаться к многочисленным правовым актам подчас стирает для каждого из нас их особенности. Все акты кажутся нам похожими. В реальности же принимаемые и дейст-вующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнори-рование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование норма-тивно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов.
Острота проблемы становится еще более ощутимой в совре-менный период коренного обновления российского законодатель-ства и проведения глубокой конституционной реформы. Принятие новой Конституции Российской Федерации требует анализа ее свойств и содержания, а также выяснения ее соотношения с другими актами. Равным образом нужны точные оценки связей закона и подзаконных актов, множественность которых особенно очевидна. Все эти связи призваны дать верное представление о "правовой цепи", складывающейся в действительности из разных правовых актов и документов для решения взаимосвязанных задач и регулирования экономической, социальной, политической сфер жизни.
Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому система-тизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение.
Систематизация норм административного права может быть проведена по различным основаниям. При этом должны соблю-даться два требования. Во-первых, чтобы систематизация исхо-дила из объективного наличия и объективной дифференциации норм, и, во-вторых, чтобы систематизация приносила определен-ную пользу науке и практике.
Систематизация норм административного права имеет существенное теоретическое, практическое и познавательное значение. Нормы Особенной и Специальной час-тей не должны противоречить нормам части Общей, а в случае такого противоречия действуют нормы Общей части. На основе данной классификации строится наука административного права и изучение его курса.
Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего вы-ражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли позна-комиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т. д. в акты государственных и муни-ципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.
Источниками административного права являются акты государ-ственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Четвертой важнейшей особенностью отрасли является раз-нообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим чис-лом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.
Для
правовой регламентации
ее деятельности нужно
большое число
законов и еще
большее количество
конкретизирующих их
под-законных нормативных
актов.
Целью
этой работы является
раскрытие понятия
и видов источников
административного
права, нормативно-правовых
актов, дать их характеристику
рас-крыть существующие
между ними связи. Используемое
для этого понятие правовой
системы позволяет рассматривать
соотношение конституции,
закона и подзаконного
акта в контексте взаимодей-ствия
государственных органов,
предприятий и иных
организаций. А это очень
актуально в настоящее
время.
1.
Источники административного
права.
Их
виды
При
характеристике источников
административного
права не-обходимо
выяснить вопросы
о:
-
понятии источника
административного
права,
-
видах и формах
источников,
-
задачах и состоянии
кодификации административного
права в современных
условиях.
К
источникам административного
права относятся
те правовые нормативные
акты органов государственной
власти и государственного
управления, которые
содержат нормы административного
права, на-пример, Кодекс
об административных
правонарушениях
или По-ложение
о конкретном министерстве.
В последнем определяется
компетенция данного
органа по руководству
отраслью. Не отно-сятся
к источникам административного
права правовые акты
ненормативного характера.
Особенности
предмета административно-правового
регулиро-вания (обширность,
многообразие отношений)
влекут за собой большое
число нормативных
актов. Вследствие этого
является полезной их
классификация, в
особенности по признакам
право-вых свойств,
а также форм правовых
нормативных актов.
Пра-вовые
свойства нормативных
правовых актов, как
известно, не-одинаковы.
Различаются акты
с высшими юридическими
свойст-вами (законы),
акты подзаконные (акты
управления) и др.
В числе источников
административного
права имеют следующие
норма-тивные акты.
Существует
значительное количество
чисто административно-правовых
источников. Но много
и «смешанных», многоотраслевых,
в которых одновременно
могут быть нормы
разных отраслей права (например,
административного
и трудового, административного
и граж-данского).
В
зависимости от того,
кем приняты акты,
содержащие нормы, а
значит, и по их юридической
силе все источники
административного
права нужно поделить
на несколько групп:
I.
Акты, принятые на
основе референдумов
и акты законодатель-ных
органов;
II.
Акты Президента
Российской Федерации;
III.
Акты государственной
администрации;
IV.
Акты муниципальных
органов;
V.
Публичные договоры;
VI.
Акты правосудия;
VII.
Административные
обыкновения.
I.
В первой группе
источников можно
различать:
1.
Федеральные законы
и иные нормативные
акты Федераль-ного
Собрания Российской
Федерации и Верховного
Совета РСФСР:
а)
Конституция Российской
Федерации;
б)
федеральные конституционные
законы (О Правительстве
Российской Федерации,
об уполномоченном по
правам человека в
Российской Федерации
и др.);
в)
федеральные законы
и законы РСФСР (Основы
зако-нодательства,
кодексы и др.);
г)
декларации, положения,
акты об амнистии и
другие акты Верховного
Совета РСФСР, палат
Федерального собра-ния
Российской Федерации.
2.
Законодательные
акты субъектов
Федерации:
а)
конституции, уставы
субъектов Федерации;
б)
законы субъектов
Федерации.
II.
Вторая группа - акты
Президента Российской
Федерации. Поскольку
Конституция Российской
Федерации не отнесла
Президента ни
к одной из трех
ветвей власти, Президент
и его акты занимают
особое место в
правовой системе
России. Акты Президента -
важнейший источник
административно-го
права.
Акты
Президента Российской
Федерации - это:
а)
указы Президента;
б)
распоряжения Президента.
III.
Третья группа - акты
государственной
администрации - самая
многочисленная как
по количеству
актов, так и
по их ис-точникам.
1.
Административные
акты федеральных
органов и организаций:
а)
постановления и
распоряжения Правительства
Российс-кой Федерации;
б)
постановления, приказы,
инструкции министерств
и дру-гих центральных
федеральных органов
специальной ком-петенции;
в)
приказы, постановления,
инструкции, распоряжения
и дру-гие акты
территориальных
федеральных органов
испол-нительной
власти; приказы, инструкции
администраций государственных
федеральных учреждений,
предприятий, вооруженных
формирований;
г)
акты руководителей
аппаратов Государственной
Думы, Правительства
Российской Федерации,
Верховного Суда Российской
Федерации и др.;
д)
акты Банка России.
2.
Административные
акты субъектов
Федерации:
а)
указы, постановления
и другие акты глав
исполнительной власти
субъектов Федерации (президентов,
губернаторов, мэров,
глав администраций);
б)
постановления и
распоряжения правительств
субъектов Федерации;
в)
приказы, постановления
центральных органов
специаль-ной компетенции
субъектов Федерации;
г)
приказы, постановления
местных органов
государствен-ной
власти субъектов
Федерации (например,
префектов в Москве);
д)
приказы, инструкции
администраций, государственных
пред-приятий, учреждений
субъектов Федерации.
IV.
Любые правовые
нормы, регулирующие
вопросы административ-ного
принуждения, являются
административными.
И если такие
нормы принимаются
решениями муниципальных
органов, эти акты
становятся источниками
отраслевых норм.
Так, местные органы
исполнительной власти
на основе ч. 7 ст. 245
КоАП РСФСР устанавливают
порядок хранения
и порядок оплаты
хранения транс-портных
средств. Акты
муниципальных органов
содержат также
нормы административного
права, регулирующие
лицензирование, регистрацию,
общественный порядок
и другие вопросы.
V.
В правовой жизни
России постепенно
увеличивается роль
пуб-личных договоров,
содержащих нормы
административного
пра-ва. В пятую
группу источников
административного
права входят четыре
вида договоров1.
1.
Международные договоры.
В
ч. 4 ст. 15 Конституции
России сказано: «Если
междуна-родным договором
Российской Федерации
установлены иные
правила, чем предусмотренные
законом, то применяются
пра-вила международного
договора». Конечно,
правительство, ми-нистерство
не вправе заключать
с органами зарубежных
го-сударств договоры,
которые противоречат
законам России.
2.
Федеративные договоры.
Уже заключено
более 50 догово-ров
Российской Федерации
с ее субъектами
Демин А. В. Нормативный
договор как источник
административного
права // Государство
и право. 1998. №
2. С. 15-21..
3.
Административные
договоры. Нормы административного
права имеются
в договорах федеральных
органов исполнительной
власти с органами
исполнительной власти
субъектов Феде-рации,
только между федеральными
органами, только
между органами
субъектов Федерации,
между государственными
орга-нами и муниципальными
и т. д.
4.
Нормативными общефедеральными
являются соглашения
между общефедеральными
объединениями профсоюзов,
рабо-тодателей и
Правительством России,
а также аналогичные
трехсторонние соглашения,
заключаемые на
уровне субъектов
Федерации между
профсоюзами,
VI.
Акты правосудия
все чаще становятся
источниками админист-
Известно,
что нормативными
являются не только
те акты, кото-рые
содержат новую норму
права, но и те, которые
отменяют, изменяют
старую.
Акты
правосудия могут
двумя способами
влиять на систему
норм. Во-первых, признавая
незаконными или
неконституционными
действующие нормы,
и тем самым
прямо или косвенно
отменяя, изменяя
их. Во-вторых, в тех
случаях, когда законом
установле-но, что
решения определенных
судов являются обязательными
для судов той
же или низшей инстанции.
В России акты
правосудия не
считаются правовыми
прецеден-тами. И
существующие суды
осуществляют нормотворчество
путем признания
действующих норм
несоответствующими
нор-мам, имеющим
более высокую
юридическую силу.
Существуют два
вида актов правосудия
как источников
права. Во-первых,
акты судов общей
компетенции (в
том числе и
воен-ных) и арбитражных
судов, которые
могут признать
не соответ-ствующими
закону или решениям
вышестоящих органов
подза-конные акты
вплоть до постановлений
Правительства России.
Второй вид актов
правосудия, которые
признаны источниками
административного
права, - постановления
Конституционного
Суда Российской
Федерации и конституционных
(уставных) судов
субъектов Федерации.
Конституционному
Суду РФ пре-доставлены
полномочия по
разрешению дел
о соответствии
Конституции России
федеральных законов,
указов Президента,
актов Правительства
РФ и ряда других
актов, названных
в ст. 125 Конституции.
Акты, их отдельные
положения, признан-ные
неконституционными,
утрачивают силу.
Конституционный
Суд РФ принял
ряд постановлений,
которы-ми признал
несоответствующими
Конституции РФ, федераль-ным
законам многие
административно-правовые
нормы, содер-жащие
ограничения, связанные
с регистрационным
учетом (пропиской)
граждан, регулирующие
применение мер
админи-стративного
принуждения (задержания,
конфискации), закреп-ляющих
полномочия органов
государственной
власти.