Источники административного парва

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Привычка обращаться к многочисленным правовым актам подчас стирает для каждого из нас их особенности. Все акты кажутся нам похожими. В реальности же принимаемые и дейст-вующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнори-рование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование норма-тивно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов.

Содержание

Введение 3
1. Источники административного права. Их виды 5
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов 11
3. Система источников административного права 29
Заключение 34
Библиография 36

Работа содержит 1 файл

Источники административного права.docx

— 48.62 Кб (Скачать)

«Источники  административного  права»

Введение 3 

1. Источники административного  права. Их виды 5 

2. Понятие и виды  нормативно-правовых  актов 11 

3. Система источников  административного  права 29

Заключение 34

Библиография 36

Введение

Привычка  обращаться к многочисленным правовым актам подчас стирает для каждого  из нас их особенности. Все акты кажутся  нам похожими. В  реальности же принимаемые  и дейст-вующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнори-рование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование норма-тивно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов.

Острота проблемы становится еще более ощутимой в совре-менный период коренного обновления российского законодатель-ства и проведения глубокой конституционной  реформы. Принятие новой  Конституции Российской Федерации требует  анализа ее свойств  и содержания, а  также выяснения  ее соотношения с  другими актами. Равным образом нужны  точные оценки связей закона и подзаконных  актов, множественность  которых особенно очевидна. Все эти  связи призваны дать верное представление  о "правовой цепи", складывающейся в  действительности из разных правовых актов  и документов для  решения взаимосвязанных  задач и регулирования  экономической, социальной, политической сфер жизни.

Административное  право, как совокупность правовых норм, является одной из самых  крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим  объемом предмета правового регулирования  и разнообразием  охватываемых им отношений. Поэтому система-тизация  норм отрасли, которая  проводится во всех отраслях права, здесь  имеет еще большее  значение.

Систематизация  норм административного  права может быть проведена по различным  основаниям. При этом должны соблю-даться два требования. Во-первых, чтобы систематизация исхо-дила из объективного наличия и объективной  дифференциации норм, и, во-вторых, чтобы  систематизация приносила  определен-ную пользу науке и практике.

Систематизация  норм административного  права имеет существенное теоретическое, практическое и познавательное значение. Нормы Особенной  и Специальной  час-тей не должны противоречить нормам части Общей, а  в случае такого противоречия действуют нормы  Общей части. На основе данной классификации  строится наука административного  права и изучение его курса.

Юридические нормы нуждаются  во внешних формах своего вы-ражения, они  должны быть оформлены  так, чтобы с ними могли позна-комиться люди, которым они  адресованы. Нормы  права включаются как статьи, пункты, параграфы и т. д. в акты государственных  и муни-ципальных  органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами  его выражения.

Источниками административного  права являются акты государ-ственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Четвертой  важнейшей особенностью отрасли является раз-нообразие и  множество источников юридических норм. Это детерминировано  предметом отрасли: разнообразием и  большим чис-лом  административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной  потребностью децентрализации  исполнительной власти.

Для правовой регламентации  ее деятельности нужно  большое число  законов и еще  большее количество конкретизирующих их под-законных нормативных  актов. 

Целью этой работы является раскрытие понятия  и видов источников административного  права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику рас-крыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодей-ствия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время. 

1. Источники административного  права. 

Их  виды 

При характеристике источников административного  права не-обходимо выяснить вопросы  о: 

- понятии источника  административного  права, 

- видах и формах  источников, 

- задачах и состоянии  кодификации административного  права в современных  условиях. 

К источникам административного  права относятся  те правовые нормативные  акты органов государственной  власти и государственного управления, которые  содержат нормы административного  права, на-пример, Кодекс об административных правонарушениях  или По-ложение  о конкретном министерстве. В последнем определяется компетенция данного  органа по руководству  отраслью. Не отно-сятся  к источникам административного  права правовые акты ненормативного характера. 

Особенности предмета административно-правового  регулиро-вания (обширность, многообразие отношений) влекут за собой большое  число нормативных  актов. Вследствие этого  является полезной их классификация, в  особенности по признакам  право-вых свойств, а также форм правовых нормативных актов. 

Пра-вовые  свойства нормативных  правовых актов, как  известно, не-одинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойст-вами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного  права имеют следующие  норма-тивные акты. 
 

Существует  значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много  и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы  разных отраслей права (например, административного  и трудового, административного  и граж-данского). 

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а  значит, и по их юридической  силе все источники  административного  права нужно поделить на несколько групп: 

I. Акты, принятые на  основе референдумов  и акты законодатель-ных  органов; 

II. Акты Президента  Российской Федерации; 

III. Акты государственной  администрации; 

IV. Акты муниципальных  органов; 

V. Публичные договоры; 

VI. Акты правосудия; 

VII. Административные  обыкновения. 

I. В первой группе  источников можно  различать: 

1. Федеральные законы  и иные нормативные  акты Федераль-ного  Собрания Российской  Федерации и Верховного  Совета РСФСР: 

а) Конституция Российской Федерации; 

б) федеральные конституционные  законы (О Правительстве  Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации  и др.); 

в) федеральные законы и законы РСФСР (Основы зако-нодательства, кодексы и др.); 

г) декларации, положения, акты об амнистии и  другие акты Верховного Совета РСФСР, палат  Федерального собра-ния  Российской Федерации. 

2. Законодательные  акты субъектов  Федерации: 

а) конституции, уставы субъектов Федерации; 

б) законы субъектов  Федерации. 

II. Вторая группа - акты  Президента Российской  Федерации. Поскольку  Конституция Российской  Федерации не отнесла  Президента ни  к одной из трех  ветвей власти, Президент  и его акты занимают  особое место в  правовой системе  России. Акты Президента - важнейший источник  административно-го  права. 

Акты  Президента Российской Федерации - это: 

а) указы Президента; 

б) распоряжения Президента. 

III. Третья группа - акты  государственной  администрации - самая  многочисленная как  по количеству  актов, так и  по их ис-точникам. 

1. Административные  акты федеральных  органов и организаций: 

а) постановления и  распоряжения Правительства  Российс-кой Федерации; 

б) постановления, приказы, инструкции министерств  и дру-гих центральных  федеральных органов  специальной ком-петенции; 

в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и дру-гие акты территориальных  федеральных органов  испол-нительной  власти; приказы, инструкции администраций государственных  федеральных учреждений, предприятий, вооруженных  формирований; 

г) акты руководителей  аппаратов Государственной  Думы, Правительства  Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.; 

д) акты Банка России. 

2. Административные  акты субъектов  Федерации: 

а) указы, постановления  и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций); 

б) постановления и  распоряжения правительств субъектов Федерации; 

в) приказы, постановления  центральных органов  специаль-ной компетенции  субъектов Федерации; 

г) приказы, постановления  местных органов  государствен-ной  власти субъектов  Федерации (например, префектов в Москве); 

д) приказы, инструкции администраций, государственных  пред-приятий, учреждений субъектов Федерации. 

IV. Любые правовые  нормы, регулирующие  вопросы административ-ного  принуждения, являются  административными.  И если такие  нормы принимаются  решениями муниципальных  органов, эти акты  становятся источниками  отраслевых норм. Так, местные органы  исполнительной власти  на основе ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР устанавливают  порядок хранения  и порядок оплаты  хранения транс-портных  средств. Акты  муниципальных органов  содержат также  нормы административного  права, регулирующие  лицензирование, регистрацию,  общественный порядок  и другие вопросы. 

V. В правовой жизни  России постепенно  увеличивается роль  пуб-личных договоров,  содержащих нормы  административного  пра-ва. В пятую  группу источников  административного  права входят четыре  вида договоров1. 

1. Международные договоры. 

В ч. 4 ст. 15 Конституции  России сказано: «Если  междуна-родным договором  Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются  пра-вила международного договора». Конечно, правительство, ми-нистерство не вправе заключать  с органами зарубежных го-сударств договоры, которые противоречат законам России. 

2. Федеративные договоры. Уже заключено  более 50 догово-ров  Российской Федерации  с ее субъектами  Демин А. В. Нормативный  договор как источник  административного  права // Государство  и право. 1998. №  2. С. 15-21.. 

3. Административные  договоры. Нормы административного  права имеются  в договорах федеральных  органов исполнительной  власти с органами  исполнительной власти  субъектов Феде-рации,  только между федеральными  органами, только  между органами  субъектов Федерации,  между государственными  орга-нами и муниципальными  и т. д. 

4. Нормативными общефедеральными  являются соглашения  между общефедеральными  объединениями профсоюзов, рабо-тодателей и  Правительством России, а также аналогичные  трехсторонние соглашения, заключаемые на  уровне субъектов  Федерации между  профсоюзами, предпринимателями  и адми-нистрациями  субъектов Федерации.  

VI. Акты правосудия  все чаще становятся  источниками админист-ративного  права. 

Известно, что нормативными являются не только те акты, кото-рые  содержат новую норму  права, но и те, которые  отменяют, изменяют старую. 

Акты  правосудия могут  двумя способами  влиять на систему  норм. Во-первых, признавая  незаконными или  неконституционными действующие нормы, и тем самым  прямо или косвенно отменяя, изменяя  их. Во-вторых, в тех  случаях, когда законом  установле-но, что  решения определенных судов являются обязательными  для судов той  же или низшей инстанции.  

  В России акты  правосудия не  считаются правовыми  прецеден-тами. И  существующие суды  осуществляют нормотворчество  путем признания  действующих норм  несоответствующими  нор-мам, имеющим  более высокую  юридическую силу. Существуют два  вида актов правосудия  как источников  права. Во-первых, акты судов общей  компетенции (в  том числе и  воен-ных) и арбитражных  судов, которые  могут признать  не соответ-ствующими  закону или решениям  вышестоящих органов  подза-конные акты  вплоть до постановлений  Правительства России. Второй вид актов  правосудия, которые  признаны источниками  административного  права, - постановления  Конституционного  Суда Российской  Федерации и конституционных  (уставных) судов  субъектов Федерации.  Конституционному  Суду РФ пре-доставлены  полномочия по  разрешению дел  о соответствии  Конституции России  федеральных законов,  указов Президента, актов Правительства  РФ и ряда других  актов, названных  в ст. 125 Конституции.  Акты, их отдельные  положения, признан-ные  неконституционными, утрачивают силу. Конституционный  Суд РФ принял  ряд постановлений,  которы-ми признал  несоответствующими  Конституции РФ, федераль-ным  законам многие  административно-правовые  нормы, содер-жащие  ограничения, связанные  с регистрационным  учетом (пропиской)  граждан, регулирующие  применение мер  админи-стративного  принуждения (задержания, конфискации), закреп-ляющих  полномочия органов  государственной  власти.  

Информация о работе Источники административного парва