Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа
Целью своей работы автор выбрал анализ структуры системы исполнительной власти в Российской Федерации и непосредственно в оренбургской области для определения сложившихся проблем во взаимоотношениях органов исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти, а также общих насущных проблем, возникающих в регионе при реализации различных нормативных правовых актов.
Введение………………………………………………………..……….с.3
Механизм государства:
Понятие и признаки органов государства…………………………с.6
Классификация органов государства………………………………с.8
Понятие механизма государства……………………………….…с.10
Принципы организации и деятельности механизма государства……………………………………………………………….…с.13
Характеристика исполнительной власти:
Теория разделения властей…………………………………….….с.15
Характеристика законодательной, исполнительной и судебной власти………………………………………………………………………..с.16
Понятие и виды исполнительных органов государственной власти………………………………………………………………………..с.19
Система исполнительных органов государственной власти……с.21
Центральные федеральные исполнительные органы…………....с.22
Территориальные федеральные органы……………………….…с.24
Исполнительная власть субъектов Российской Федерации (на примере Оренбургской области):
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………………………………..с.27
Органы исполнительной власти в Оренбургской области……...с.42
Заключение…………………………………………………………...с.48
Библиография:
Нормативные правовые акты……………………………………..с.51
Список используемой литературы………………………………..с.53
Перечисленный
состав элементов структуры
Следует иметь в виду, что под администрацией в некоторых субъектах Федерации понимается не орган общей компетенции, а совокупность органов, образующих систему органов исполнительной власти. В соответствии с п. 3 ст. 29 Устава Московской области исполнительную власть в Московской области осуществляют органы исполнительной власти Московской области (Администрация Московской области), в структуру которой входят правительство Московской области, отраслевые органы исполнительной власти специальной компетенции, территориальные органы исполнительной власти Московской области.
Функции и полномочия, которые закрепляются за органом исполнительной власти общей компетенции, могут быть подразделены на общие и специально-отраслевые. К первым относятся издание постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на территории республики; осуществление оперативного руководства нижестоящими органами исполнительной власти; образование подведомственных органов и учреждений и утверждение положений о них; отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти; назначение на должность и освобождение от должности руководителей органов исполнительной власти и иных государственных организаций.
Специально-отраслевые функции и полномочия связаны с исполнительной деятельностью в различных сферах общественной жизни: экономической, социально-культурной, охраны окружающей природной среды, охраны правопорядка и общественной безопасности. В этих и других областях правительство (администрация) проводит государственную политику, составляет проекты планов и программ социально-экономического развития, осуществляет управление государственной собственностью, создает условия для деятельности государственных и негосударственных организаций, принимает меры по защите прав и законных интересов граждан и организаций и т. д.
Органами исполнительной власти специальной компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, а в областях (краях) — министерства, государственные комитеты, департаменты, управления и иные органы, входящие в структуру исполнительной власти. Они действуют на основании положений, которые утверждает глава исполнительной власти, правительство субъекта Федерации или соответствующий федеральный орган.
Структура органов
специальной компетенции
Выделяются несколько
видов органов специальной
• являющиеся самостоятельными органами исполнительной власти или структурными подразделениями правительства (администрации). Они являются юридическими лицами и выступают в правоотношениях от собственного имени. К ним относятся органы, осуществляющие исполнительную власть в сфере образования, здравоохранения, культуры, экономики, строительства и архитектуры, спорта и туризма и др. Руководители этих органов назначаются на должность и освобождаются от должности главой исполнительной власти или правительством. В большинстве положений об этих органах подчеркивается, что они строят свои взаимоотношения с соответствующими федеральными органами исполнительной власти на основе соглашений и выполнения методических рекомендаций;
• совместного подчинения, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти и одновременно подчиняющиеся главе исполнительной власти (органы внутренних дел, финансов, юстиции, управления государственным имуществом, охраны окружающей природной среды, по земельным ресурсам и землеустройству, социальной защиты населения). Те из них, которые не являются территориальными федеральными органами, создаются главой исполнительной власти и включаются в структуру администрации (правительства).
Некоторые из отраслевых (межотраслевых) органов специальной компетенции имеют свои территориальные органы в городах и районах. Они действуют на основании положений, утверждаемых руководителем соответствующего исполнительного органа субъекта Федерации, который также назначает руководителя территориального структурного подразделения.
Система местных
органов государственной
Выделяются следующие
системы организации
Во-вторых, в
качестве местных органов выступают
администрации управленческих (административных)
округов, префектур, осуществляющие исполнительную
власть на территории нескольких административно-
В-третьих, местными
органами государственной исполнительной
власти являются администрации районов,
городов и иных административно-
При этом следует
учитывать, что Конституционный
Суд Российской Федерации в постановлении
от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности
Закона Удмуртской Республики «О системе
органов государственной власти в Удмуртской
Республике» выработал правовую позицию,
согласно которой субъекты Федерации
не могут создавать исполнительные органы
государственной власти на территориях,
не имеющих статуса административно-
Тем не менее, организация
местной государственной
Как правило, президент
или губернатор утверждает примерную
структуру местной
В некоторых
субъектах Федерации
Определенные особенности присущи системе органов исполнительной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт- Петербурга.
Во-первых, многозвенность системы административного управления — мэрия, правительство, префектуры в Москве и администрация, правительство, территориальные управления в Санкт-Петербурге.
Во-вторых, значительная централизация исполнительной вертикали, выражающаяся в обширных распорядительных полномочиях главы исполнительной власти — мэра и губернатора, начиная от назначения руководителей всех подведомственных городской администрации органов и заканчивая совмещением должностей главы администрации и главы правительства.
В-третьих, отраслевая
структура органов
В-четвертых, в
структуре городской
В-пятых, государственная
исполнительная власть «опускается» на
тот территориальный уровень, где
в других субъектах Федерации
осуществляется муниципальная власть,
что отражается на характере взаимоотношений
органов государственной власти
и местного самоуправления, начиная
от порядка их формирования и заканчивая
наделением отдельными государственно-властными
полномочиями.
Согласно статье
V Устава Оренбургской области "Исполнительная
власть", в Оренбургской области
действует система органов
В соответствии
с Уставом области
Администрация области:
* обеспечивает
исполнение Конституции
* в пределах
своих полномочий принимает
В Основном законе
Оренбургской области огромное внимание
уделено компетенции и порядку
работы губернатора области. Так, согласно
статье 47, Глава администрации области
формирует состав Администрации
области, назначает на срок своих
полномочий первого заместителя
по согласованию с Законодательным
Собранием, своих заместителей, руководителей
органов исполнительной власти области,
руководителей структурных