Государственное управление и исполнительная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:39, реферат

Описание работы

Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственное управление и исполнительная власть
Глава 2. Институционально-структурная составляющая системы государственно-административного управления
§ 1. Государственный аппарат: понятие, структура
§ 2. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

гос.управл..doc

— 205.50 Кб (Скачать)

         Итак, госаппарат имеет следующие  черты: обладает властными полномочиями, осуществляет от имени государства  его задачи и функции, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, характеризуется определенной структурой, образуется в порядке установленном законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России

           Аппарат государственно-административного  управления реализует осуществляет и представляет исполнительную власть.

        Исполнительная власть и ее органы в литературе и быту еще именуют административной властью (администрировать от лат. administrare — управлять, распоряжаться, заведовать). На нее возложено непосредственное управление государственными делами.

        Исполнительную власть целесообразно рассматривать в двух аспектах.

    1. В строго юридическом (узком) смысле как:

  • право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчиняя своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организационную работу как совокупность полномочий25;
  • право и возможность должностного лица принимать решение которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица26.

    2. В политологическом смысле как:

  • подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ее ветвями единый государственный организм и вырабатывающую управленческие решения под их влиянием27;
  • политологическую категорию, отражающую комплекс политико-правовых явлений и прежде всего аппарат исполнительной власти, компетенцию его органов и служащих, их деятельность28.

        Государственные органы исполнительной власти и управления взаимодействии друг с другом и сотрудничая  с институтами гражданского общества осуществляют целедостижение государственно-управляющего воздействия, исполнение законов.

        Исполнительная  власть проявляется  через совокупность признаков:

  а) организующего характера, которые  отличают исполнительную власть как  управляющее воздействие и практическую деятельность по организации исполнения законов, обеспечения исполнения актов  высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные, объединяет энергию, усилия граждан, наводит порядок, поддерживает его и в нормальных, и в экстремальных условиях;

  б) управляющее воздействие универсального характера, проявляется, осуществляется непрерывно и везде, где функционирует человеческое сообщество;

  в) управляющее воздействие не только стимулирующего, мобилизационного, но и административно-принудительного (в рамках закона) 
характера, опирается на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, административно-штрафные и иные меры принуждения;

  г) управляющее воздействие предметного характера, осуществляется на конкретных территориях с конкретным контингентом людей, вовлекает реальные ресурсы, использует инструменты материального стимулирования и мотивации (награждения, финансовую поддержку (и пр.).

        Названные признаки исполнительной власти детерминируют  ее организационно-правовую форму. Термин «организационно-правовая форма» используется в административно-правовой науке и практике для изучения и обозначения организационных структур власти.

        Особенностью организационной  структуры исполнительной власти является иерархическое строение госадминистративного аппарата.

        Каждый орган исполнительной власти (установление, институция) учреждается в установленном порядке, выступает по уполномочию государства, а его роль в обществе и место в иерархической пирамиде управления определяется природой «мандата» — кто и как ему поручает вести дела.

        Собственно органы исполнительной власти — это институты конституционного права. Их конституционное основание сочетается с избранием руководителей этих исполнительных органов (непосредственно населением либо представительным органом), а также назначением главой государства. Речь идет о федеральном правительстве, главах администрации субъектов Федерации, главах местной администрации. Таким образом, сущностными признаками собственно органов исполнительной власти являются:

  1. они создаются самим сувереном — народом на основе конституционных норм и в силу этого обладают «первичным» мандатом;
  2. имеют   правомочие   учредительства   государственных   органов (федеральных и иных и иных органов исполнительной власти), государственных учреждений, публичных служб. 

        Исполнительную   власть   на   федеральном   уровне   осуществляет Правительство РФ, на уровне субъектов и муниципальных образований — выборная администрация: это институты исполнительной власти, созданные на основе норм конституционного права.

        Наряду с ними важную общественно-значимую роль в  системе исполнительной власти играют и другие федеральные органы исполни, тельной власти, которые суть — институции «вторичного» мандата формируются политическими (выборными) институтами исполнительной власти и подпадают под регуляцию административного и административно-процессуального законодательства. Эти органы государственно-административного управления своей деятельностью реализуют всю совокупность функций и полномочий государства, участвуют в подготовке государственных программ и решений различного масштаба, уровня, характера, обеспечивают их реализацию. В федеральной Конституции (и конституциях республик) ничего не говорится о федеральных (соответственно республиканских) органах государственного административного управления, хотя в этом есть необходимость — создается впечатление о концентрации власти у Президента и Правительства и принижении остальных управленческих структур.

        От установления той или иной организационно-правовой формы в конечном итоге зависит  качество всего госаппарата управления, ere пригодность и способность решать задачи. Каждый субъект управления, чтобы наилучшим образом обеспечить достижение стоящих перед ним целей, решать различные задачи и выполнять функции управления, должен быть соответственно организационно оформлен.

        На развитие организационно-правовых структур исполнительной власти заметно воздействует политический фактор (конечно, не без противоречий).

        Есть две модели организации органов исполнительной власти: на основе закона (например, США, Испания) или оперативного нормативного регулирования (например, Великобритания, Россия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  На  основании вышеизложенного можно  дать определение государственного управления. Это властная повседневная, непосредственно организующая деятельность органов государственного управления в рамках и на основе закона, направленная на достижение целей и задач, стоящих перед государством, и обеспеченная административным принуждением.

  Государственное управление осуществляется несколькими группами субъектов.

  Во-первых, это органы исполнительной власти. Исполнительная власть - та ветвь государственной власти, на которую возложена исполнительно-распорядительная деятельность. В Российской Федерации исполнительная власть имеет два уровня: федеральный и субъекта Федерации.

        Во-вторых, это иные государственные органы, которые формально не относятся ни к одной из ветвей власти, но по своей сущности являются исполнительно-распорядительными органами. Это такие органы, как Центральный банк Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации и т.д. Для общественной пользы сохраняется ведомственная независимость данных органов. Поэтому они и не включены в структуру органов исполнительной власти, несмотря на то, что осуществляют определенные функции государственного управления, например: Прокуратура Российской Федерации, осуществляет правоохранительную, надзорную функции.

        В-третьих, это органы иных ветвей власти. Так, например, законодательные органы занимаются законотворчеством, но в незначительном объеме могут осуществлять и управленческие функции. Так, согласно ст. 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

        В-четвертых, это  органы местного самоуправления, в  том случае если они наделяются законом отдельными государственными полномочиями.

         Несмотря на внешнее  многообразие субъектов государственного управления, следует отметить, что основным субъектом выступают органы исполнительной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
  2. Административное право России. Часть 1. Государственное управление и административное право. Учебник. Изд. 4-е / Под ред. докт. юрид. наук, проф.   А.П. Коренева. -  М.:   Московская   академия   МВД   России,   Центр юридической литературы «Щит», 2002. - 300 с.
  3. Административное право: Часть первая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД 
    России, 2005.-428 с.
  4. Административное право: Часть вторая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД 
    России, 2005.
  5. Административное право.  Учебник / Под ред.  Л.Л.  Попова.  - М.: 
    Юристь, 2004. - 697 с.
  6. Административное право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. 
    Н.Ю. Хаманева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2005. - 553 с.
  7. Административное право. Общая часть: Учебник./ Под ред. докт. юрид.наук, проф. В.А. Юсупова; канд. юрид. наук, доц. В.Д. Симухина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 312 с.
  8. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших 
    учебных заведений / Под ред. П.И. Кононова. - М.: Издательская группа «Юрист», 2005.-448 с.
  9. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. - М.: Издательско- 
    торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 932 с.
  10. Алехин       А.П.,       Кармолицкий       А.А.,       Козлов       Ю.М. 
    Административное право Российской Федерации: Учебник в 2 частях. - М., 2000.
  11. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное 
    право. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004. - 768 с.
  12. Бахрах   Д.Н.   Административное   право   России.   Учебник   для 
    вузов.- М.: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.-640 с.

Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть