Государственное управление и исполнительная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:39, реферат

Описание работы

Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственное управление и исполнительная власть
Глава 2. Институционально-структурная составляющая системы государственно-административного управления
§ 1. Государственный аппарат: понятие, структура
§ 2. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

гос.управл..doc

— 205.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение

Глава 1. Государственное управление и исполнительная власть

Глава 2. Институционально-структурная  составляющая системы  государственно-административного  управления

      § 1. Государственный  аппарат: понятие, структура

      § 2. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

         Административное  право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

        B первую очередь необходимо отметить, что административное право является одной из отраслей публичного права. Как отмечал известный российский административист А. И. Елистратов, публичные отношения по сравнению с частными отношениями имеют значительные особенности. Частными отношениями называются отношения отдельных лиц между собой, семейные и имущественные отношения, слагающиеся на почве их частных интересов. Публичные отношения — это отношения между представителем государственной власти и человеком: их содержанием является публичный интерес, интерес государственной власти. Особенность публичного отношения состоит в том, что здесь одним из участников отношения выступает государственная власть. Это постоянный партнер человека в публичных отношениях. В частных отношениях у людей всегда остается большая или меньшая свобода для выбора контрагента, т. е. того лица, с которым мы вступаем в то или иное семейное или имущественное отношение (выбор жены, мужа; наем квартиры у того или другого домохозяина; покупка товара в той или другой лавке и т. д.). Перемена контрагента в публичных отношениях возможна разве лишь путем перехода в подданство другого государства, но это и затруднительно, и не всегда допустимо по закону1.

        Административное  право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, ежедневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

   Современное российское административное право  призвано регулировать государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения в различных сферах — хозяйственной, социально-культурной и административно-политической.

         Важно подчеркнуть, что нормами административного  права регулируются те общественные отношения, в которых обязательным участником являются органы государственного управления федерального и регионального (республики, края, области и т. п.) уровня. В соответствии с конституционным принципом разделения властей эти органы являются органами исполнительной власти.

         Исполнительная власть в системе разделения властей призвана обеспечивать проведение в жизнь общих требований, правил, сформулированных нормами законодательства, их неуклонное исполнение всеми государственными и негосударственными образованиями, всеми гражданами. Тем самым исполнительная власть обеспечивает проведение в жизнь государственной политики.

      Достижение  этих целей предполагает создание специального механизма исполнительной власти, т. е. системы государственных органов, в деятельности которых осуществляется практическая реализация государственной власти. Это и есть органы исполнительной власти (или государственного управления). Их деятельность по своей сути является управленческой, исполнительной и внесудебной.

         Повышению эффективности  государственного управления, исполнительной власти служит административная реформа. Она необходима для того, чтобы повышать качество государственного управления во всех отраслях и сферах — экономической, социально-культурной, административно-политической, совершенствовать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, государственную службу, устранять административные барьеры, прежде всего стоящие перед малым и средним предпринимательством, ликвидировать избыточные, дублирующие функции органов исполнительной власти — и федеральных, и региональных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Государственное управление и исполнительная власть

         Ключевую роль для  понимания предмета, а следовательно, и природы административного права как отрасли права играет понимание сущности категорий государственного управления и исполнительной власти.

         Вопрос о соотношении  этих категорий в настоящее время  является в известной мере дискуссионным. Будучи сложным явлением, государственное управление исследуется под различными углами зрения в рамках различных концептуальных схем.

         Проблемы государственного управления освещались в трудах ученых-юристов XIX — начала XX в., широко рассматривались в советской юридической литературе, исследуются и в настоящее время. Получили свое отражение вопросы государственного управления в работах зарубежных юристов. При этом было высказано множество мнений и суждений, формулировались различные теоретические позиции, в том числе и по вопросу сущности категорий «управление», «государственное управление» и «исполнительная власть» и их соотношения2.

      В современной научной и учебной  юридической литературе можно выделить различные подходы к рассмотрению государственного управления и пониманию его сущности как юридической категории. При этом в рамках этих подходов категория «государственное управление» («управление») понимается по-разному в зависимости от выбранной методологии исследования. Во многом это связано с тем, что на юридический анализ проблем государственного управления оказали и оказывают значительное влияние не только правовые теории (например, теории правового государства, разделения властей и другие), но и другие отрасли знания, в частности кибернетика, социология и теория управления (менеджмент). Наличие столь разных подходов привело к тому, что в юридической науке, законотворческой и правоприменительной деятельности значение терминов «государственное управление», «управление», «исполнительная власть» понимается учеными и практическими юристами неодинаково.

         Для того чтобы сделать  разумный выбор, представляется необходимым рассмотреть подходы к анализу понятия государственного управления в юридической и других науках, проанализировать и взвесить их, а затем сравнить их с точки зрения логики и юридической науки.

         Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понижается как один из видов государственной деятельности по их реализации3.

         В юридической науке  анализ государства обязательно  предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики его деятельности. В теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

      В теории государства и права рассматриваются  и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой используются: во-первых, особенности объекта государственного деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, то есть однородных видов государственной деятельности4.

         В работах по теории государства и права выделяются внешние и внутренние функции государства. Так, к внешним функциям относятся функции обороны страны, сотрудничества и укрепления связей с другими государствами. К внутренним функциям относятся такие функции, как экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения; обеспечения безопасности государства; обеспечения общественной безопасности; обеспечения экологической безопасности и ряд других.

         В юридической науке  деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности и в демократическом государстве, соответственно, — на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности. В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются следующие основные формы государственной деятельности: законодательная, управленческая (исполнительная), судебная.

         Сущность и содержание и законодательной деятельности как формы деятельности государства состоит в издании законов и посредством этого установлении таких общих юридических правил, которые обязаны исполнять не только граждане, но и все должностные лица и учреждения, не исключая сами законодательные органы.

         Судебная  деятельность (судопроизводство) заключается в осуществлении судами правосудия. Цель осуществления правосудия состоит в том, чтобы существующие законы всеми соблюдались и чтобы лица, виновные в их преступном нарушении, подвергались установленным наказаниям. Осуществляя правосудие, суды не создают новых правовых норм, а только применяют существующие правовые нормы. Ив том случае, когда совершено преступление, и тогда, когда возник гражданско-правовой спор, суд стремится подвести конкретный случай под надлежащие статьи уголовного или гражданского законодательства и постановить на их основании соответствующий приговор или решение.

      Управленческая  деятельность (государственное  управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т. д.5

         Помимо своего содержания государственное управление отличается от законодательной и судебной деятельности еще и тем, что оно осуществляется особыми органами в особых формах. Законодательная деятельность осуществляется в конституционных государствах законодательными органами (парламентом). Проявляется названная деятельность в издаваемых законах. Правосудие также осуществляется особыми органами — судами — и проявляется в судебных приговорах (решениях).

         Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах. Так, органами исполнительной власти издаются подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию их функций. Эти акты не должны противоречить законам и могут издаваться лишь в том случае, если закон наделяет соответствующими полномочиями те или другие органы исполнительней власти.

         Законодательством органам исполнительной власти предоставляется также право налагать на лиц административные наказания за совершение административных правонарушений. В подобных случаях деятельность администрации принимает в большей или меньшей степени квази-судебный, или юрисдикционный характер.

         Органы исполнительной власти и должностные лица также  совершают действия, направленные на исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов. К такого рода действиям относится выдача удостоверений, документов, разрешений на производство какой-либо деятельности, а также другие исполнительные действия. Наконец, в установленных законом случаях сотрудники этих органов (например, сотрудники милиции) имеют право на осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия.

         Таким образом, государственное  управление является одной из форм государственной деятельности. От законодательной и судебной деятельности оно отличается как своим содержанием, так и теми формами и методами, в которых оно проявляется, и теми органами, от которых оно исходит. Каждая из указанных форм, в том числе и государственное управление, с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть