Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:39, реферат
Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.
Введение
Глава 1. Государственное управление и исполнительная власть
Глава 2. Институционально-структурная составляющая системы государственно-административного управления
§ 1. Государственный аппарат: понятие, структура
§ 2. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России
Заключение
Список используемой литературы
С точки зрения кибернетики, социологии и общей теории управления, государственное управление рассматривается как разновидность управления в кибернетическом смысле, а с точки зрения управления обществом (социального управления) — как взаимодействие субъектов и объектов при помощи механизма прямых и обратных связей, как целенаправленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для их упорядочения и совершенствования в соответствии с целями государственной политики.
С позиций организации управленческой деятельности, теории научного управления, менеджмента, политологии и «public administration» государственное управление рассматривается как государственный менеджмент и управление коллективами в четырех его главных ипостасях — планирования, организации, руководства и контроля, т. е. в плане организации управленческой деятельности.
Таким образом, понятие «управление» («государственное управление») не является общим понятием для таких разных по своей сущности явлений, как управление в кибернетическом смысле (взаимодействие субъектов и объектов в природе и технике путем механизма прямых и обратных связей; управление обществом, социальное управление как воздействие государства и его институтов на общество), управление как деятельность, направленная на организацию деятельности коллектива (менеджмент), и государственное управление как одна из форм государственной деятельности, организационно-правовая форма осуществления исполнительной власти, сущность которой состоит в осуществлении органами исполнительной власти задач, предусмотренных законодательством, путем реализации своей компетенции. Для понимания сущности государственного управления и определения субъектов, осуществляющих государственное управление, особое значение имеет проблема соотношения этой категории с понятием «исполнительная власть», которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Для понимания соотношения указанных категорий весьма важным представляется рассмотреть общее понятие власти, ее сущность и основные черты.
Государственная власть является формой политической власти. Государственная власть возникает вместе с государством как организованная сила, обеспечивающая способность государства — властвующего субъекта — подчинять своей воле людей, используя различные методы, в том числе метод принуждения. Важнейшим элементом любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и сущность отношений властвования, является воля. Власть означает, с одной стороны, передачу властвующими своей воли подвластным, а с другой — подчинение подвластных этой воле22.
Государственная власть проявляется в особом виде отношений — властеотношениях, сущность которых заключается, как уже отмечалось, в единстве передачи воли властвующего субъекта подвластным и подчинения их этой воле. Для того чтобы провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе, государственная власть должна обладать как организованной силой, так и авторитетом. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность. В связи с этим важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов, образующих механизм (аппарат) этой власти. Вместе с тем, чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей23.
Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластный чаще всего разделены. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, как член демократического общества он вправе быть первоносителем и источником власти. Он имеет право и должен участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность. При демократическом режиме нет и не должно быть только властвующих и только подвластных. Все органы государственной власти и должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти24.
В демократических государствах разделение форм деятельности государства осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Говоря об исполнительной власти в Российской Федерации, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно статье 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов. Это связано с тем, что для исполнения закона необходимы распорядительные (организующие, координирующие и контролирующие) действия государства. Их осуществляет государственная администрация, выполняющая задачи постоянного и целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и общественными процессами. Таким образом, основное предназначение исполнительной власти и ее основная функция состоят в организации исполнения законодательных актов, осуществлении исполнительной, организационной деятельности.
Структура исполнительной власти в Российской Федерации включает в себя Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается по представлению Председателя Правительства Российской Федерации Президентом Российской Федерации. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также иные федеральные органы исполнительной власти.
Природа исполнительной власти, как и любого проявления властных полномочий, состоит в способности и возможности оказывать воздействие на деятельность и поведение других, подчинять их своей воле. Вместе с тем исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности — не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительную власть нельзя рассматривать как исполнительную деятельность. Власть — сущностное выражение такой деятельности. В силу этого исполнительная власть не тождественна государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственно-властной деятельности, связанный с реализацией исполнительной власти.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что исполнительная
власть в значительной мере является
политико-правовой категорией,
в то время как государственное управление
— организационно-правовой.
Поэтому государственное управление по
своему назначению и природе может рассматриваться
как организационно-правовая форма осуществления
исполнительной власти, вид государственной
деятельности, в рамках которого практически
реализуется исполнительная власть.
Глава
2. Институционально-структурная
составляющая системы
государственно-
§ 1. Государственный аппарат: понятие, структура
На определенном этапе развития общества, когда сохранять его целостность и обеспечивать совместные действия, полагаясь на добровольное подчинение общеобязательным нормам, стало невозможным, потребовалось создание специальных институтов для осуществления управленческих функций в обществе и согласования конфликтующим интересов различных групп, своего рода «арбитра», координатора, регулировщика в одном лице, которое бы олицетворяло общую волки и определяло общее благо. Созданием в обществе системы институтов, выполняющих данные функции, формируется государство, государственный аппарат.
Государственный аппарат — основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных на реализацию функций государства. Имеет структуру, соответствующую базовым функциям государства.
Структура госаппарата — это совокупность государственных органов власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов — законодательной, исполнительной, судебной. В широком смысле госаппарат включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, правоохранительные или иные органы принуждения. В более узком смысле под госаппаратом часто понимается совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством.
Госаппарат
На деятельность госаппарата, в силу общественной природы его властной сущности, оказывают влияние всевозможные факторы экономического, политического, социального, культурного, исторического и иного характера. Причем происходящие в нем функционально-структурные изменения с неизбежностью диктуют необходимость его совершенствования, что требует преобразования органов государства в целях адаптации к происходящим в обществе процессам, способности государственных служащих адекватного реагирования и влияния на них. Тенденции к увеличению численности работников госаппарата, расширению объема функций и полномочий ведут к возрастанию его влияния в обществе. В этой проблеме таится опасность бюрократизации форм работы и отношений как внутри самого госаппарата, так и между различными органами государства, их системой и обществом.
Содержание
Содержание
Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть