Административная компетенция должностных
лиц в сфере военной обязанности
заключается в основном во
взаимодействии органов исполнительной
власти и граждан РФ, при которой военизированные
органы обладают распорядительными полномочиями.
Например, согласно ст. 4 названного Закона,
руководители и другие ответственные
за военно-учетную работу должностные
лица организаций обязаны:
1) оповещать граждан о вызовах
(повестках) военных комиссариатов
соответствующих территорий;
2) обеспечивать гражданам возможность
своевременной явки по вызовам
(повесткам) военных комиссариатов;
3) направлять в двухнедельный
срок по запросам военных комиссариатов
необходимые для занесения в документы
воинского учета сведения о гражданах,
поступающих на воинский учет, состоящих
на воинском учете, а также не состоящих,
но обязанных состоять на воинском учете.
Кроме того, руководители организаций,
осуществляющих эксплуатацию жилых помещений,
должностные лица этих организаций - управляющих
компаний, согласно новому Жилищному кодексу
РФ, ответственные за военно-учетную работу,
обязаны сообщать в двухнедельный срок
в военные комиссариаты сведения об изменениях
состава граждан, постоянно проживающих
или пребывающих более 3 месяцев, которые
состоят или обязаны состоять на воинском
учете.
Органы внутренних дел в пределах
своей компетенции обязаны:
1) направлять в двухнедельный
срок по запросам военных комиссариатов
необходимые для занесения в документы
воинского учета сведения о гражданах,
состоящих на воинском учете;
2) производить розыск и при
наличии законных оснований осуществлять
задержание граждан, уклоняющихся
от воинского учета, призыва
на военную службу или военные сборы,
прохождения военной службы или военных
сборов;
3) направлять в двухнедельный
срок в военные комиссариаты
сведения о случаях выявления
граждан, не состоящих, но обязанных
состоять на воинском учете,
а также сведения о лицах,
получивших гражданство Российской Федерации
и подлежащих постановке на воинский учет.
ЗАГСы обязаны в двухнедельный
срок сообщать в военные комиссариаты
сведения о внесении изменений
в акты гражданского состояния
граждан, состоящих или обязанных
состоять на воинском учете. Органы
дознания и предварительного следствия
обязаны в двухнедельный срок информировать
военные комиссариаты о возбуждении или
прекращении уголовных дел в отношении
граждан, состоящих или обязанных состоять
на воинском учете, либо о направлении
указанных уголовных дел в суд, а федеральные
суды в двухнедельный срок сообщают в
военные комиссариаты:
-
о возбуждении или прекращении ими уголовных
дел в отношении граждан, состоящих или
обязанных состоять на воинском учете;
-
о вступивших в законную силу приговорах
в отношении граждан, состоящих или обязанных
состоять на воинском учете, с направлением
в военные комиссариаты воинских документов
граждан, осужденных к обязательным работам,
исправительным работам, ограничению
свободы, аресту или лишению свободы.
Правоохранительная служба - это
также один из видов федеральной
государственной службы, т.е. деятельность
граждан на должностях правоохранительной
службы в государственных органах,
службах и учреждениях, осуществляющих
функции по обеспечению безопасности,
законности и правопорядка, по борьбе
с преступностью, по защите прав и свобод
человека и гражданина. Таким гражданам
присваиваются специальные звания и классные
чины (например, работа в органах прокуратуры,
юстиции и органах внутренних дел).
Обобщая вышеизложенное, федеральный
государственный служащий - это гражданин,
осуществляющий профессиональную служебную
деятельность на должности федеральной
государственной службы и получающий
денежное содержание (вознаграждение,
довольствие) за счет средств федерального
бюджета. Государственный гражданский
служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий
профессиональную служебную деятельность
на должности государственной гражданской
службы субъекта РФ и получающий денежное
содержание (вознаграждение) за счет средств
его бюджета. Нанимателем федерального
государственного служащего является
РФ: уполномоченные лица соответствующего
государственного органа, а государственного
гражданского служащего субъекта РФ -
соответствующий ее субъект.
Правовой статус федерального государственного
служащего и государственного гражданского
служащего субъекта РФ, в том числе ограничения,
обязательства, правила служебного поведения,
ответственность, а также порядок разрешения
конфликта интересов и служебных споров,
устанавливается соответствующим федеральным
законом о виде государственной службы.
Для возникновения административной
дееспособности у российского
гражданина замещать должности
государственной службы он обязан
владеть государственным языком
РФ и достигнуть возраста, установленного
федеральным законодательством о виде
соответствующей государственной службы.
Кроме того, федеральным законом о виде
государственной службы или законом субъекта
РФ могут быть установлены дополнительные
требования к гражданам при поступлении
на государственную службу по контракту.
Он может заключаться с гражданином: на
неопределенный срок; на определенный
срок; на срок обучения в образовательном
учреждении профессионального образования
и на определенный срок государственной
службы после его окончания.
2. Основные
функции государственной
службы и их взаимосвязь
2.1. Взаимосвязь
функции гражданской службы и государственной
службы Российской Федерации иных видов
Российское законодательство о
государственной службе определяет
систему и виды государственной
службы. Закон N 58-ФЗ классифицирует государственную
службу на три вида, составляющих единую
систему гражданская служба; военная служба;
правоохранительная служба.
Гражданская служба подразделяется,
в свою очередь, на федеральную
гражданскую службу и гражданскую службу
субъекта РФ.
Военная служба и правоохранительная
служба являются видами федеральной
государственной службы. Путем внесения
изменений и дополнений в Закон
N 58-ФЗ могут быть установлены
и другие виды федеральной
государственной службы. В субъекте
РФ организуется гражданская служба субъекта
РФ.
В соответствии с п. "т"
ст. 71 Конституции РФ федеральная
государственная служба относится
к исключительному ведению Российской
Федерации, т.е. (1) правовое регулирование
и (2) организация федеральной государственной
службы находятся в ведении Российской
Федерации (ч. 4 ст. 2 Закона N 58-ФЗ). Осуществление
правового регулирования гражданской
службы субъекта РФ находится в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Однако практическая организация региональной
гражданской службы находится в ведении
соответствующего субъекта РФ.
Важнейшими с точки зрения
юридической значимости и основополагающими
с точки зрения практического
устройства государственной власти
признаками и одновременно главными
элементами современной российской государственной
службы являются определение ее как единой
системы государственно-служебных отношений
и установление общесистемных принципов
построения и функционирования системы.
В комментируемой статье находят
конкретизацию основные принципы построения
и функционирования именно системы государственной
службы. Такой принципиальный подход в
правовом регулировании гражданской службы
позволяет обеспечивать практическое
строительство государственно-служебных
отношений на базе общесистемных принципов
государственной службы, которые положены
в основу юридической регламентации всех
ее видов: гражданской (как федеральной,
так и в субъектах РФ), правоохранительной
и военной (ст. 2-3 Закона N 58-ФЗ). Таким образом,
единство системы государственной службы
и основные принципы ее построения и функционирования
являются главнейшими факторами, обусловливающими
и обеспечивающими взаимосвязь всех видов
государственной службы.
Взаимосвязь видовой структуры
государственной службы означает
внутреннюю организацию государственно-служебных
отношений, которая представляет государственную
службу как единую организационно-правовую
систему. Основными элементами этой системы
являются правовые институты, материальные
и процедурные нормы, которые в своем единстве
составляют традиционные для государственной
службы институты и подынституты. Взаимосвязь
видов государственной службы выражается
также и в том, что в правовом институте
государственной службы учреждаются такие
элементы государственно-служебных отношений,
которые имеют общее значение для всех
видов государственной службы. Эти элементы
системы государственно-служебных отношений
обеспечивают действие важнейших принципов
государственной службы; воздействуют
друг на друга; характеризуются взаимозависимостью,
взаимной применимостью в соответствующих
правовых условиях; имеют юридическое
значение при переходе государственных
служащих из одного вида службы в другой.
Взаимосвязь всех видов российской
государственной службы, обусловленная
единством ее системы, представляет собой
процесс равнозначного (одинакового) в
принципиальных чертах правового регулирования
общих государственно-служебных отношений.
Взаимосвязь различных видов государственной
службы обеспечивается установлением
однотипных правовых институтов: должность
государственной службы; квалификационные
требования к должностям государственной
службы; общие требования к правовому
положению государственных служащих,
требования к профессиональной подготовке,
переподготовке и повышению квалификации
государственных служащих; поступление
на государственную службу; порядок оформления
государственно-служебных отношений;
заключение, действие и прекращение служебного
контракта; установление условий оплаты
служебной деятельности (размеров оплаты
труда); регулирование служебного времени
и времени отдыха; определение государственных
социальных гарантий, пенсионного обеспечения;
поощрение; служебная дисциплина и применение
дисциплинарных взысканий; установление
однотипных процедурных правил (например,
аттестации, рассмотрения индивидуальных
служебных споров). Взаимосвязь различных
видов государственной службы обусловлена
единством подходов к правовой регламентации
основных вопросов в сфере государственно-служебных
отношений и системностью регулирующего
их законодательства.
Взаимосвязь гражданской службы
и иных видов государственной
службы выражается в установлении
единых подходов к организации
и функционированию государственной
службы, к установлению ее институтов,
правовому статусу государственных
служащих, к возникновению, изменению
и прекращению государственной службы.
При этом устанавливаются и специальные
черты различных видов государственной
службы, особые принципы соответствующего
вида, указываются их главные отличия
и характерные черты административных
производств, применяемых в системе государственно-служебных
отношений. Взаимосвязь видов государственной
службы направлена на обеспечение качественного
прохождения государственной службы,
гарантий государственных служащих, реализации
их правового статуса. Взаимосвязь обеспечивает
в конечном счете правовое качество регламентации
государственно-служебных отношений в
различных видах государственной службы,
эффективность публичного служебного
законодательства, обоснованность и справедливость
в осуществлении функции формирования
кадрового потенциала публичного управления,
действие принципа равенства правового
статуса государственных служащих.
Взаимосвязь гражданской службы
и государственной службы РФ
иных видов устанавливается действующими
нормативными правовыми актами, в которых
наряду с общими и однотипными правовыми
институтами содержатся специальные требования
и особые административные процедуры.
Для гражданских служащих характерно
выполнение исполнительных, регулятивных,
разрешительных, организационно-распорядительных,
а в некоторых случаях и контрольно-надзорных
функций.
Гражданская служба представляет
собой осуществление служебной
деятельности, направленной на обеспечение
полномочий органов, которые осуществляют
позитивную государственно-управленческую
деятельность для разрешения экономических
и социальных задач. Профессиональная
деятельность гражданских служащих направлена
на реализацию действий и принятие решений
обеспечительного характера. Законодатель
не устанавливает какого-либо перечня
государственных органов, в которых осуществляется
гражданская служба. Вместе с тем, учитывая
действие принципа разделения властей,
гражданская служба осуществляется как
в органах исполнительной власти, так
и законодательной и судебной власти.
Внутриорганизационные (аппаратные) отношения
в государственных органах законодательной
и судебной властей, как правило, осуществляются
лицами, замещающими должности гражданской
службы.
В правовом статусе гражданских
служащих не устанавливаются
ярко выраженные задачи по
осуществлению функции правоохраны, военной
деятельности и военного управления. Можно
считать, что осуществление служебной
деятельности гражданами России в рамках
гражданской службы исключает: во-первых,
их деятельность на воинских должностях
в Вооруженных Силах РФ, других войсках,
воинских (специальных) формированиях
и органах, осуществляющих функции по
обеспечению обороны и безопасности государства,
а во-вторых, служебную деятельность на
должностях правоохранительной службы
в государственных органах, службах и
учреждениях, осуществляющих функции
по обеспечению безопасности, законности
и правопорядка, по борьбе с преступностью,
по защите прав и свобод человека и гражданина.
Взаимосвязь гражданской службы
с государственной службой РФ
иных видов обусловлена установлением
однотипного правового регулирования
государственно-служебных отношений и
прослеживается по ряду направлений.
Во-первых, гражданская служба, как
и правоохранительная и военная
служба, является видом государственной
службы. Следовательно, все основные
и общие признаки государственной службы
свойственны каждому из ее видов.