Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить основные функции государственной службы Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Государственная служба: история, сущность и осообенности 4
1.1. История государственной службы 4
1.2. Сущность и особенности государственной службы как социально – правового института 11
2. Основные функции государственной службы и их взаимосвязь 19
2.1. Взаимосвязь функции гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов 19
2.2. Взаимосвязь функций гражданской службы и муниципальной службы 29
Заключение 33
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

гос. служба.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

                                                   Содержание

 

                                                             Введение

 

      В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат - это прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.

        В современной России проблема  модернизации государственного  управления становится одной  из приоритетных, учитывая ту  большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные организационно-правовые формы и управленческие механизмы, является создание адекватного законодательства.

      Цель  курсовой работы изучить основные функции  государственной службы Российской Федерации.

      Для выполнения данной цели поставлен ряд  задач: 
 
 
 

      1. Государственная  служба: история,  сущность и осообенности

    1.1. История государственной службы

 

      История государственной службы России насчитывает  несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны.

      Законы XVI-XVII вв. точно определяли, какую службу должен был нести каждый "служилый" человек. Уклонение от нее строго каралось.

      С изменением юридического положения  служилого сословия претерпевал  изменение и характер службы. Она  становилась повинностью, отбываемой государю и государству. Особой сферой профессиональной деятельности государственная служба стала в ходе реформ Петра Великого, прежде всего с появлением Генерального регламента (1720) и Табели о рангах (1722).

      В истории государственной службы можно выделить, по меньшей мере, четыре периода, хронологические границы которых приблизительно соответствуют рубежам веков:

      XVII в. - завершение становления государственной  службы как особой сферы профессиональной  деятельности, складывание и развитие  приказной системы, превращение  поручений - "приказов" - в более или менее устойчивые должности;

      XVIII в. - кардинальное изменение принципов  организации государственной службы  на основе Табели о рангах, движение от должности к чину  как устойчивой социальной характеристике  государственного служащего;

      XIX в. - расцвет бюрократического государства, "отлаживание" государственной  машины;

      XX в. - советский период, революционное  новаторство и преемственность  в организации государственной  службы, складывание советской номенклатуры.

      После распада СССР наступил пятый этап - новейшая Российская история государственной службы.

      Конец XVII - начало XVIII в. характерен переходом  от службы государю к государственной  службе. В начале XVIII в. завершено  продолжавшееся в течение предыдущего  столетия превращение отдельных поручений - приказов верховной власти в постоянные должности. Эти перемены законодательно закрепил 24 января 1722 г. Табель о рангах. При ее подготовке были использованы соответствующие акты Англии, Венецианской Республики, Дании, Польского Королевства, Пруссии, Франции и Швеции с учетом российских особенностей.

      Приняв  Табель о рангах, законодатель почти  на два века запустил механизм формирования личного состава государственного аппарата.

      Табель  о рангах делила чиновников на 14 классов; в каждом классе выделялись воинские, статские и придворные чины, а воинские, в свою очередь, делились на сухопутные, гвардию, артиллерийские и морские.

      В своем первоначальном виде Табель о  рангах устанавливала не иерархию чинов (как впоследствии), а иерархию должностей.

      В течение второй четверти XVIII в. Табель о рангах выступала как регулятор государственной службы. Политика в этой сфере имела ярко выраженный продворянский характер. Дворянам обеспечивались преимущества при чинопроизводстве по сравнению с представителями других сословий. Кроме того, всячески затруднялось проникновение в государственный аппарат выходцев из податных сословий, а также продвижение по службе для них и для разночинцев.

      Появление признаков сословия, т.е. устойчивых особенностей юридического статуса, было обусловлено необходимостью обеспечить привилегированное положение государственных служащих как носителей государственной власти, не допустить размывания дворянской сословности из-за проникновения в дворянство с помощью механизма, предусмотренного Табелью о рангах, представителей других сословий.

      Специфика статуса чиновничества как особой социальной группы поддерживалась формированием  во второй половине XVIII в. особых источников материального обеспечения государственных  служащих.

      Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества было введение в середине 60-х годов XVIII в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий. Устанавливалась возможность дифференцированного подхода к оплате труда мелких канцелярских служащих в зависимости от их способностей и прилежания. Высшие должностные лица производили жалование низшим, имели право регулировать количественный состав нижних канцелярских служащих, не превышая положенной штатной суммы. Высшие чиновники, имевшие офицерский (в том числе соответствующий статский чин), должны были получать жалованье в точном соответствии со штатными окладами. Мелкие канцелярские служащие ставились в зависимость от руководства соответствующего учреждения.

      Другая  законодательная мера, направленная на усиление зависимости чиновничества от центральной власти, - назначение пенсиона. Для его получения при отставке чиновник должен был прослужить не менее 35 лет, считая с 15-летнего возраста. Эта оговорка имела немаловажное значение, так как на мелких канцелярских должностях часто начинали служить в 12-13 лет, а иногда и раньше.

      С введением к концу XVIII в. постоянного  денежного жалованья чиновникам всех категорий, а также пенсионов  статским чиновникам выросли расходы  на содержание государственного аппарата. Манифест от 15 декабря 1763 г. "О наполнении судебных мест достойными и честными людьми..." указывал источники, из которых должна была производиться выплата жалования. Наиболее важными из них являлись налоги и сборы с торговли, сделок, производства спиртных напитков и пр.

      Там же давалась детальная регламентация  размера и порядка взимания того или иного сбора.

      Наиболее  существенные изменения в организации  государственной службы произошли  в период царствования Николая I.

      Важным  шагом в организации государственной службы стали кодификация соответствующего законодательства и подготовка Свода законов о службе гражданской. Предусматривалось разделение лиц, имевших по закону право на работу в государственном аппарате, на три разряда:

      1) окончившие курс наук в высших учебных заведениях;

      2) окончившие курс наук в средних  учебных заведениях;

      3) не окончившие высших и средних  учебных заведений.

      В 1835 г. Николай I подписал указ "О расписании должностей гражданской службы по классам  от XIV до V включительно".

      В течение XIX в. основными условиями  поступления на государственную  службу были происхождение, возраст, знания, подданство, "гражданская честь". Право поступать на гражданскую  службу имели потомственные дворяне  и сыновья личных дворян, офицеров и чиновников, получивших личное почетное гражданство, сыновья священников и др.

      Законодательство  Российской империи устанавливало  минимальный возраст для поступления  на государственную службу с 14 лет (действительной она считалась только с 16 лет).

      С назначением на должность гражданской службы канцелярский служитель или чиновник получал содержание (зарплату), которое состояло из жалованья, столовых денег, квартирных денег или казенной квартиры. Руководитель учреждения имел право содержать на службе меньше лиц, чем положено по штату. Сэкономленные таким способом деньги он мог использовать на содержание наиболее отличившихся работников.

      Государственный служащий имел право на отпуск сроком до 4 месяцев, в том числе с сохранением  содержания до 2 месяцев. Вместе с тем, отпуск на срок более месяца в гражданской службе мог быть предоставлен не более раза в два года.

      К числу немаловажных преимуществ  государственной службы относилось получение пенсий, которое регулировалось Общим уставом о пенсиях и  единовременных пособиях по гражданским ведомствам. Исходя из средних показателей только, к 60 годам должностное лицо могло выслужить пенсию, что превышало среднюю продолжительность жизни по стране. Поэтому часто служащим не приходилось самим пользоваться такой пенсией и ее получала семья.

      К началу ХХ в. в европейской России было 575 тыс. чиновников, и их содержание составляло 13,36% расходной части  бюджета. Эти показатели мало отличались от соответствующих показателей  наиболее развитых государств, а в  Германии, Франции и США чиновников было еще больше. По числу чиновников на 1000 жителей Российская империя уступала всем развитым странам мира.

      Основа  законодательства о государственной  службе - Табель о рангах, введенная  Петром I в 1722 г., просуществовала до ноября 1917 г.

      После Октябрьской революции 1917 г., советская власть отменила дореволюционное законодательство о государственной службе, не выработав при этом полноценной правовой базы госслужбы.

      Существовавшая  в советский период до недавнего  времени практика подбора и расстановки  кадров была основана на "номенклатуре", представлявшей собой перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций, при приеме на которые требовалась санкция соответствующего партийного органа. Советская номенклатура была монополизирована одной партией более 70 лет. Высшее чиновничество целиком и полностью зависело от пристрастий лидера партии или его окружения. Под номенклатурным контролем находились и чиновники низовых звеньев государственного аппарата.

      Принять закон о государственной службе, дать определение понятий "государственная должность", "государственная служба", "государственный служащий" было трудно потому, что сложившаяся в стране система государственной службы не имела четких параметров.

      Государственных служащих в РСФСР и СССР стали относить к административно-управленческому персоналу. Попытки выделить из всей массы служащих управленцев привели к весьма своеобразной трактовке понятия "орган государственного управления". По мнению правоведов, диапазон органов государственного управления был весьма широк - от правительства до администраций предприятий и учреждений. Это не позволяло дать однозначный ответ на вопрос, что представляет собой государственная служба, кто такой государственный служащий

      Сложившаяся "нормативная база" госслужбы в советское время представляла собой комплекс актов различной юридической силы и разнообразной отраслевой принадлежности: одни из них распространялись на всех госслужащих, другие - на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли управления.

Информация о работе Государственная служба