Государственная Дума как представительный орган государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней ( это не установлено Конституцией)

Содержание

I. Состав и порядок выборов в Государственную Думу
а) Образование, состав и порядок деятельности комитетов ГД
б) Порядок организации и проведения выборов в ГД
1. проведение предвыборной борьбы
в) Действия Центральной избирательной комиссии после проведения выборов
(подсчет голосов, суммирование данных, признание выборов действительными
и состоявшимися)
г) Порядок государственного финансирования выборов
II. Компетенция Государственной Думы
а) Три группы полномочий ГД, установленные Конституцией:
1. относятся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103)
2. связаны с организацией деятельности палаты (статья 101 )
3. по принятию федеральных законов ( статья 105)
III. Порядок созыва и проведения заседаний Государственной Думы
а) Порядок проведения первого заседания (что должно быть избрано)
б) Действие регламента при проведении заседаний
в) Открытые и закрытые парламентские слушания
г) Основания роспуска Государственной Думы
IV. Конституционный статус депутата
а) Выборы депутатов
б) Статус депутатов
в) Поведение депутатов на заседаниях ГД
г) Полномочия депутатов
д) Права депутатов
е) Неприкосновенность депутатов

Работа содержит 1 файл

Государственная Дума как представительный орган государственной власти.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

вносит  в Государственную Думу подлежащий ратификации Международный 

договор Российской Федерации с проектом федерального закона о его

ратификации, пояснительной запиской и другими  необходимыми материалами.

В соответствии со ст.173 Регламента "Совет Государственной  Думы, исходя

из содержания поступившего на рассмотрение договора, определяет

ответственный комитет по подготовке к его ратификации  Государственной 

Думой и направляет договор и проект федерального закона о его 

ратификации с сопроводительными материалами  на заключение в 

соответствующий комитет. Пакет документов одновременно направляется в

Комитет Государственной Думы по международным  делам и (или) в Комитет 

по делам  Содружества Независимых Государств и связям с 

соотечественниками  в соответствии с их компетенцией.

Ответственный комитет направляет свое заключение в Государственную

Думу, а  также направляются рекомендации других комитетов, если они 

содержат  предложение воздержаться от ратификации  или сопроводить ее

оговорками. После чего Государственная Дума принимает федеральный закон 

о ратификации  международного договора большинством голосов от общего

числа депутатов (ст.180 Регламента).

В соответствии со ст.183 Регламента "Государственная  Дума может в 

случае  необходимости заключать с парламентами других государств и с 

международными  парламентскими организациями соглашения о

межпарламентском  сотрудничестве".

Статьей 191 Регламента предусмотрено, что Комитет  Государственной Думы

по международным  делам и Комитет по делам СНГ  и связям с 

соотечественниками  в соответствии с их компетенцией совместно с другими 

комитетами Думы по профилю их деятельности проводя при необходимости

консультации  с Президентом России по вопросам назначения и отзыва

дипломатических представителей Российской Федерации  в иностранных 

государствах  и международных организациях.

Согласно  ст.194 Государственная Дума может обращаться в Конституционный

Суд Российской Федерации: с ходатайствами по разрешению дел о 

соответствии  Конституции Российской Федерации  нормативных актов 

Президента  России, Совета Федерации, Государственной  Думы,

Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных

нормативных актов субъ ектов Российской Федерации, международных 

договоров, не вступивших в силу для Российской Федерации; с запросом о 

толковании  Конституции Российской Федерации  и по другим вопросам,

относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным в ст.125

Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации 

Государственная Дума обладает правом законодательной  инициативы.

Депутаты  Государственной Думы вносят на рассмотрение: законопроекты и

поправки  к ним; законодательные предложения  о разработке и принятии

новых федеральных конституционных законов  и федеральных законов;

законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы

Российской  Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов 

утратившими силу.

Внесению  законопроекта в законодательный  орган предшествует

продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки

законопроектов  субъекты права законодательной инициативы обычно

привлекают  различных специалистов и соответствующие  учреждения.

Все законопроекты  вносятся на рассмотрение в Государственную  Думу

(ст.104 ч.2 Конституции).

В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты  о введении или 

отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных

займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие

законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые  за счет

федерального  бюджета, могут быть внесены в  Государственную Думу только

при наличии  заключения Правительства Российской Федерации.

Процедура принятия федерального закона Государственной  Думой в 

соответствии  с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во время 

первого чтения обсуждаются основные положения  законопроекта. Обсуждение

начинается  с доклада инициатора проекта, затем  заслушиваются содоклады 

и проводятся прения. По завершении прений депутаты приступают к 

принятию  решения по законопроекту с учетом всех замечаний и 

предложений. В случае решения об одобрении законопроекта и продолжении

работы  над ним проект передает я на обсуждение комитета, ответственного

за его  подготовку. После того, как комитет  вновь представит в палату

доработанный  проект закона проводится его второе чтение на пленарном 

заседании. На этом этапе происходит постатейное детальное обсуждение

законопроекта, каждой его статьи и внесенных  депутатами поправок.

Завершающей стадией является третье чтение законопроекта, во время 

которого  уже не разрешается вносить никаких  поправок. Третье чтение

состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом.

Государственная Дума может принять решение о  всенародном обсуждении

законопроекта, принятого в первом чтении. Государственная  Дума может 

принять закон после его обсуждения в  первом чтении.

Для принятия федерального закона необходимо большинством голосов от

общего  числа депутатов Государственной  Думы, если иное не предусмотрено 

Конституцией  Российской Федерации.

Принятые  Государственной Думой федеральные  законы в течение пяти дней

передаются  на рассмотрение Совета Федерации (ст.105 части 2 и 3

Конституции).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые

Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального

бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного,

кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и 

денонсации  международных договоров Россий8ской Федерации; статуса и 

защиты  государственной границы

Российской  Федерации; войны и мира.

Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций

палат по принятию федеральных законов.

Согласно  Конституциизаконодательнаядеятельность

сосредоточена  преимущественно  в  Государственной  Думе:

законопроекты  вносятся  в  Государственную  Думу;  существует

возможность  преодоления  несогласия  Совета Федерации с законом,

принятым  Думой;  ограничены  сроки,  в  течение  которых  Совет

Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной 

Думой.

Совет Федерации фактически рассматривает  законы, принятые Думой,

одобряет  или не одобряет их. Принятый федеральный  закон в течение 5

дней  направляется Президенту России, который  в течение четырнадцати

дней  подписывает федеральный закон  и обнародует его. Если Президент  в 

течение этого срока отклонит его, то Государственная  Дума и Совет 

Федерации вновь рассматривает этот закон, если же при повторном 

рассмотрении  федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции

большинством  не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета

Федерации и депутатов Государственной  Думы, он подлежит подписанию в 

течении 7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции).

В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие

"федеральный  конституционный закон" впервые  закреплено Конституцией 

Российской  Федерации 1993г.

Особая  юридическая сила федеральных конституционных  законов находит 

свое  выражение в ом, что им не должны противоречить обычные федеральные

законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа

верховенства  выражается также в том, что, будучи принятыми палатами

Федерального  Собрания, они, как и принятые поправки к Конст итуции, не

могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое

рассмотрение, что возможно в отношении федеральных  законов.

Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у 

него  возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать

его в  той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и 

обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции).

Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым 

принимаются федеральные конституционные законы. Это законы об условиях

и порядке введения чрезвычайного положения на территории России или в

ее отдельных  местностях (ст.56 и 88); о принятии в  Российской Федерации 

и образовании  в ее составе нового субъекта, а  также об изменении 

конституционно-правового  статуса Федерации (ст.65, 66 и 137); о

государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании

и порядке  официально о использования (ст.70); о  референдуме (ст.84); о 

режиме  военного положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека

Информация о работе Государственная Дума как представительный орган государственной власти