Драматург Людмила Стефановна Петрушевская

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:28, дипломная работа

Описание работы

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977 г.), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет.

Работа содержит 1 файл

Творческие портреты русских писателей.docx

— 207.42 Кб (Скачать)

А. Н. Толстой умер 23 февраля 1945 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В связи с его смертью был объявлен государственный траур.

ЗАМЯТИН ЕВГЕНИЙ  ИВАНОВИЧ (1884–1937)

Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели — Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, — большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать — хорошая музыкантша, — писал он в Автобиографии. — Гоголя в четыре — уже читал. Детство — почти без товарищей: товарищи — книги». Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях Уездное (1912) и Алатырь (1914).

    В 1886 Замятин  поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью,  в 1902 поступил в Санкт-Петербургский  политехнический институт на  кораблестроительный факультет.  Летняя практика давала будущему  писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе Три дня (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.

    Литературный  дебют Замятина относится к  1908. Настоящий успех ему принесла  публикация в петербургском журнале  «Заветы» (главный редактор —  критик Р.Иванов-Разумник) повести  Уездное. В Уездном писатель изобразил косную, застывшую провинциальную жизнь, символом которой явился звероподобный и безжалостный обыватель Анфим Барыба. Замятин уподобил его «старой воскресшей курганной бабе, нелепой русской каменной бабе». Повесть получила высокую оценку современников — в том числе писателей А.Ремизова и М.Пришвина. А.М.Горький спустя семь лет написал о Замятине: «Он хочет писать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше Уездного». Критики находили в повести мотивы, схожие с Мелким бесом Ф.Сологуба. В.Полонский писал о безжалостной правдивости Замятина и вместе с тем отмечал: «Симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницах».

    Замятин относил  свою прозу к литературному  направлению, которое называл  неореализмом. Стилистика его произведений  отчасти соотносится с «орнаментальной  прозой» А.Ремизова, однако Замятин  довел эту манеру до гротескного  сюрреализма. 

    За антивоенную  по духу повесть На куличках (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А.Воронский считал, что повесть На куличках — это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года». Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере — в частности, в повести Север.

    В 1916 Замятин  был командирован в Англию  для участия в строительстве  российских ледоколов на верфях  Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей Островитяне (1917) и Ловец человеков (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. Повесть Островитяне посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.

    В 1917 Замятин  вернулся в Петроград. Вскоре  стал одной из самых заметных  фигур в российской литературной  жизни. Оказал влияние на литературную  группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах Мамай (1920) и Пещера (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.

    Наблюдения над  тоталитарным обществом художественно  воплотились в фантастическом  романе-антиутопии Мы (1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа Мы происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой — инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Повествовательная манера, в которой написан роман, заметно отличается от стилистики предыдущих произведений Замятина: язык здесь предельно прост, метафоры носят рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами. Роман Мы стал первым в череде европейских романов-антиутопий — Прекрасный новый мир О.Хаксли, Скотский хутор и 1984 Дж. Оруэлла, 451 градус по Фаренгейту Р.Брэдбери и др. Замятин отправил рукопись Мы в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в Мы «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина Блоха (1925, инсценировка Левши Лескова), запрещена постановка его трагедии Атилла (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков Огни святого Доминика (1923). В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ Русь (1923), — одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию. Умер Замятин в Париже 10 марта 1937. PS Наиболее полной работой о творчестве Замятина является до сих пор единственная научная биография, которую опубликовал в 1968 г. в Лос-Анджелесе известный американский исследователь Алекс Майкл Шейн .

 

 

Михаил Афанасьевич  Булгаков (1891 - 1940)

Родился 3 (15) мая 1891 года в  Киеве.

    Отец Булгакова,  Афанасий Иванович, был доцентом  Киевской духовной академии. Он  сам крестил своего сына, назвав  его в честь хранителя города  Киева. 

    Мать писателя  звали Варвара Михайловна (в девичестве  она носила фамилию Покровская). Михаил был старшим из ее  семерых детей. 

    1901 год – Михаил  Булгаков поступает в первый  класс Первой киевской мужской Александровской гимназии.

    1901 – 1909 годы  – учеба в гимназии.

    1908 год – Булгаков  знакомится со своей будущее  женой Татьяной Лаппа, дочерью  управляющего Казенной палаты. Она  в то время тоже была гимназисткой  и приезжала в Киев на каникулы  из Саратова.

    1909 год – поступление  на медицинский факультет Киевского  университета.

    Лето 1914 года –  начало Первой мировой войны. Булгаков, студент-медик, помогает организовать в Саратове при Казенной палате лазарет для раненых, работает там врачом.

    Апрель 1915 года  – венчание Михаила Булгакова  и Татьяны Николаевны Лаппа  в Киево-Подольской церкви Николы Доброго.

    Через несколько  недель после венчания Булгаков  подает прошение о службе врачом  в морском ведомстве. Комиссия  признает его негодным к несению  военной службы по состоянию  здоровья. Однако будущему писателю  разрешено работать в Киевском  военном госпитале. 

    Май – сентябрь 1916 года – Булгаков работает  врачом в прифронтовых госпиталях  в Каменец-Подольске, Черновицах. В это время зачислен врачом резерва Московского военно-санитарного управления для откомандирования в распоряжение смоленского губернатора с целью работы в земствах. Начинает практику в Никольской земской больнице Сычевского уезда Смоленской губернии. Октябрь 1916 года – в Киевском университете Михаил Булгаков получает диплом. Согласно документу, он утвержден «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». К этому же периоду относятся первые литературные опыты Булгакова. Лето 1917 год – после проведения трахеотомии больному дифтерией ребенку Булгаков, чтобы не заразиться, делает себе прививку от этой болезни. Сильные побочные эффекты от прививки он заглушает морфием, после чего начинает употреблять морфий регулярно. Осень 1917 года – Михаил Булгаков переводится в Вяземскую городскую земскую больницу в должности заведующего инфекционным и венерическим отделением. Тогда же начинает работать над циклом рассказов автобиографического характера, где описывает случаи из своей медицинской практики в Никольской больнице. Февраль 1918 года – семья Булгаковых возвращается в Киев. Отчим Михаила Булгакова, врач Иван Павлович Воскресенский, помогает ему избавиться от морфинизма. Булгаков начинает частную врачебную практику, специализируясь по венерологии. Начало 1919 года – Михаил Булгаков мобилизован в армию Украинской Народной Республики, но спустя несколько дней дезертирует при отступлении войск из Киева. Осень 1919 года – по разным версиям, Булгаков или переходит на сторону Вооруженных сил Юга России, или попадает к ним в плен в ходе уличных боев. Там или иначе, он становится врачом 3-го Терского казачьего полка. Вместе с полком он едет на Кавказ, усмирять восставших в Чечен-ауле и Шали-ауле чеченцев. Во Владикавказе Булгаков работает в военном госпитале. Этот же период – Михаил Булгаков начинает профессионально заниматься литературой и оставляет медицину. Он становится корреспондентом газет «Грозный», «Кавказ» и «Кавказская газета». 26 ноября 1919 года – день первой публикации Булгакова. С подписью М.Б. в газете «Грозный» выходит фельетон «Грядущие перспективы». 1921 год – переезд в Москву. Булгаков поступает на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе секретарем. Главполитпросветом руководит Н.К. Крупская, которая помогает Булгаковым устроиться в Москве. Конец 1921 года – отдел, где работает Булгаков, расформирован. Он устраивается в газету «Торгово-промышленный вестник» заведующим хроникой. В это же время пишет «Записки на манжетах». 1922 год – Булгаков сотрудничает с несколькими газетами сразу, в том числе с «Литературным приложением» к берлинской газете «Накануне». Его рассказы, репортажи, статьи и фельетоны выходят с подписью М.Б. и псевдонимами Булл, М. Булл, Михаил Булл и др. Писатель участвует в литературных кружках и сообществах («Зеленая лампа», «Никитинские субботники»). 1923 год – работа над романом «Белая гвардия». 1924 год – Михаил Булгаков разводится с Татьяной Николаевной. В этом же году знакомится с Любовью Евгеньевной Белозерской, своей будущей второй женой. С Белозерской они вместе работают над комедией из французской жизни (незакончена).

   В 1925 Булгаков опубликовал  в журнале «Россия» роман Белая  гвардия. работу над этим произведением писатель начал еще на Кавказе. Ничто так не волновало Булгакова как трагедия собственного народа, на долю которого выпало столько переживаний и кровопролитных войн. Что самое главное в творчестве писателя, так это то, что его трагедия никогда не была безликой, свойственной непонятно кому, народу, как безликой массе.

1925 год – написаны «Собачье  сердце», «Зойкина квартира» и  «Дни Турбиных». В апреле писатель женится на Белозерской. В этом же году выходит сборник произведений Михаила Булгакова «Дьяволиада». 1926 год – переезд в Ленинград. Булгаков быстро входит в круг поэтов и писателей, завязывает дружеские отношения с Анной Ахматовой и Евгением Замятиным. Писателем интересуется ОГПУ, его не раз вызывает на допросы, связанные с его литературным творчеством. 1928 год – написана пьеса «Бег». 1929 год – выходит приказ о снятии с репертуара советских театров всех пьес драматурга. Михаил Булгаков пишет письма Сталину и Калинину с просьбой разрешить ему эмигрировать, поскольку здесь он не может зарабатывать. К этому же году относится знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской, которая впоследствии станет третьей женой писателя.

В конце 1920-х годов Булгакова  начали резко критиковать. Его прозаические произведения не публиковались, пьесы  были сняты с репертуара.

В начале 1930-х годов на сцене МХАТа не было ни одного произведения, которое бы не подверглось серьезной цензурной обработке. 1930 год – возвращение в Москву, где Булгаков становится режиссером МХАТ. Этому предшествует разговор лично с И.В. Сталиным. 1932 год – развод с Белозерской и женитьба на Е.С. Шиловской. Июнь 1934 года – Булгаков принят в Союз советских писателей. 1936 год – начало сотрудничества с Большим театром в качестве либреттиста и переводчика.

В 1936 Булгаков зарабатывал  переводами и написанием либретто для  Большого театра, а также играл  в некоторых спектаклях МХАТа. Когда была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита», писатель уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С.Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.

1939 год – у Булгакова  обнаружен гипертонический нефросклероз. Когда-то от этой же болезни  умер его отец. Жена Булгакова  Елена Сергеевна оформляет доверенность  на ведение всех дел мужа.

10 марта 1940 года – Михаил  Афанасьевич Булгаков умирает.  Похоронен на Новодевичьем кладбище.

ПЛАТОНОВ, АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899–1951)

Информация о работе Драматург Людмила Стефановна Петрушевская