Драматург Людмила Стефановна Петрушевская

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:28, дипломная работа

Описание работы

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977 г.), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет.

Работа содержит 1 файл

Творческие портреты русских писателей.docx

— 207.42 Кб (Скачать)

   Набоков возвращается  в Европу и с 1960 года живёт  в Монтрё, Швейцария, где создаёт свои последние романы, наиболее известные из которых — «Бледное пламя» и «Ада» (1969).

   Последний незавершенный  роман Набокова «Лаура и её оригинал» (англ. The Original of Laura) вышел на английском языке в ноябре 2009 года. Издательство «Азбука» в этом же году выпустило его русский перевод (пер. Г. Барабтарло, ред. А. Бабиков).

   Скончался В. В.  Набоков 2 июля 1977 года, похоронен  на кладбище в Клэренсе, вблизи Монтрё, Швейцария.

 

Писательский  стиль

    Произведения  Набокова характеризуются сложной  литературной техникой, глубоким  анализом эмоционального состояния  персонажей в сочетании с непредсказуемым,  порой почти триллерным сюжетом. Среди известнейших образцов творчества Набокова можно отметить романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Известность у широкой публики писатель получил после выхода в свет скандального романа «Лолита», по которому впоследствии было сделано несколько экранизаций (1962, 1997).

    В романах «Защита Лужина» (1929—1930), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (антиутопия; 1935—1936), «Пнин» (1957) — коллизия духовно одарённого одиночки с тоскливо-примитивным «среднечеловеческим» миром — «мещанской цивилизацией», или миром «пошлости», где властвуют мнимости, иллюзии, фикции. Однако Набоков не остаётся на узко-социальном уровне, а переходит к разрабатыванию скорее метафизической темы соотношения разных «миров»: мира реального и мира писательского воображения, мира Берлина и мира воспоминания о России, мира обычных людей и мира шахматного и т. д. Свободное перетекание этих миров является модернистской чертой. Также чувство новизны и свободы этим произведениям даёт то, что в них Набоков разрабатывает яркие языковые приёмы, совершенствует свой стиль, достигая особой выпуклости, осязаемости кажущихся мимолётными описаний.

   Сенсационный бестселлер  «Лолита» (1955) — опыт соединения  эротики, любовной прозы и социально-критического  нравоописания, одновременно с  затрагиванием популярных тем,  достигший высот изощрённой эстетики  и определённых философских глубин. Одной из ведущих проблем в  романе оказывается проблема  эгоизма, разрушающего любовь. Роман  написан от лица рафинированного  европейца, учёного, страдающего  болезненной страстью к девочкам-нимфеткам  вследствие детской любви к  девочке, с которой его разлучили  через короткое время после  знакомства.

Лирика с мотивами ностальгии; мемуары («Память, говори», 1966).

Рассказы удивительной лирической силы. В миниатюре содержат многие проблемы крупных творений писателя: тему «другого» мира, переплетённую с ним тему мимолётного, ускользающего переживания и т. д. Наиболее выдающиеся произведения в этом жанре: рассказы «Возвращение Чорба», «Весна в Фиальте», «Рождество», «Облако, озеро, башня», «Terra Incognita», повесть «Соглядатай».

 

Иосиф Александрович  Бродский (1940 - 1996)

Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 в Ленинграде, в  обыкновенной интеллигентной семье. Его  отец, Александр Иванович Бродский, окончил географический факультет  Ленинградского университета и Школу  красных журналистов. В качестве фотокорреспондента прошел всю войну (от 1940 в Финляндии до 1948 в Китае). Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

   Подростком Иосиф Бродский ушел из школы после 8 класса; как и впоследствии, не мог мириться с государственно внедряемым лицемерием, злом; не то чтобы боролся с ними, но устранялся от участия («я не солист, но я чужд ансамблю. / Вынув мундштук из своей дуды, жгу свой мундир и ломаю саблю»). В 15 лет Бродский поступил на работу на завод. Сменил много профессийю

   Анна Ахматова  высоко оценила талант юного  поэта, стала для него одним  из духовных наставников. Бродский, отторгаемый официальными кругами,  приобретает известность в литературных  кругах, среде интеллектуального  андеграунда; но он никогда  не принадлежит никакой группировке,  не связан с диссидентством. Крупные  (поэмы «Гость», «Петербургский  роман», «Шествие», «Зофья», «Холмы», «Исаак и Авраам») и малые формы равно привлекают поэта. На огромных поэтических пространствах Иосиф Бродский отрабатывает изощренное владение средствами современной поэзии (виртуозность в метрике, ритмике, рифме) при свойственным петербургскому стилю структурной отточенности, внешней сдержанности, ироничности. Бродский писал: «В каждом из нас — Бог» и гордился, что фактически заново ввел слово-понятие душа в отечественную поэзию. Независимость, неслыханный тогда дух свободы и обращение к библейским ценностям, несмотря на отсутствие «антисоветчины» в творчестве, привлекают к нему негативное внимание властей. Несколько раз, начиная с 1959 года, Бродский подвергался допросам в КГБ.

    Поэт перебивался  случайными заработками; его поддерживали  и друзья. До 1972 года на родине  были опубликованы только 11 его  стихотворений в третьем выпуске  московского самиздатовского гектографированного журнала «Синтаксис» и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под фамилией Бродского или под псевдонимом.

    Иосиф Бродский  много ездил по стране с  геологами и друзьями, повидал  бывший СССР. Вольное «внезаконное» существование было омрачено тремя кратковременными арестами (один по делу Шахматова-Ухтомского об угоне самолета). В 1960-х годах происходила напряженная борьба власти с интеллигенцией, и Бродский, сам того не желая, оказался в центре этого противостояния. В конце 1963 году он укрывался в Москве; попытался «спрятаться» и в психиатрической больнице, однако сбежал оттуда.

    Бродского арестовали  в Ленинграде 12 февраля 1964. Поэт  был «избран» центральной фигурой  для показательного процесса  по обвинению в тунеядстве. В прессе появились симптоматичные статьи: «Окололитературный трутень», «Тунеядцу воздается должное».

    Суд над Бродским  сделал его имя повсеместно  знаменитым и даже нарицательным.  Произнесенные им простые и  мужественные слова подхватывались  и пересказывались как легенда.  Бродский был приговорен к  пятилетней ссылке в Архангельскую  область («с обязательным привлечением  к физическому труду»). Он пробыл  в деревне Норенская с весны 1964 по осень 1965. Благодаря протестам мировой общественности, поэт был освобожден досрочно. В ссылке талант и дух его («главное не изменяться... я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти») окрепли и вышли на новый уровень.

    Иосиф Бродский  изучал мировую литературу, английскую  поэзию в подлинниках, очень  много писал. Помимо большого корпуса разрозненных стихов, здесь в основном созданы цикл «Песни счастливой зимы», поэмы и «большие стихи» (главные, по определению поэта), такие, как «Прощальная ода», «Пришла зима и все, кто мог лететь...», «Письмо в бутылке», «Новые стансы к Августе», «Два часа в резервуаре». Однако все это увидело свет позже, за рубежом.

    Возвратившегося  из ссылки в Ленинград Бродского  не прописывали заново в «полторы  комнаты», которые занимали его  родители в коммунальной квартире. Только после неоднократных ходатайств (за него хлопотал также Дмитрий  Шостакович) Бродскому было разрешено  поселиться в родном городе  на законных основаниях. Поэт  продолжал работать, однако по-прежнему  стихи его не могли появляться  в официальных изданиях. Средства  для жизни давали лишь переводы, поддерживали друзья и знакомые. Растущее чувство отчуждения, унижение и отчаяние «невостребованности», естественно, отражалось в творчестве: в стихах «Речь о пролитом молоке», «Прощайте, мадемуазель Вероника» (1967), Строфы (1968), «Конец прекрасной эпохи» (1969), «Осень выгоняет меня из парка» (1970), «Письмо генералу Z.», в поэме о жизни и смерти лучшей части души в дурдоме окружающей действительности «Горчаков и Горбунов» (1968).

   С публикацией стихов за границей (сборники «Стихотворения и поэмы». Washington-New York, 1965; «Остановка в пустыне». Нью-Йорк, 1970) положение Иосифа Бродского в СССР осложняется. Сквозной становится тема потери: первое в Собрании его сочинений стихотворение 1957 называется «Прощай...»; многочисленны стихи «на смерть поэта», начиная с «Памяти Баратынского» (1961), «На смерть Роберта Фроста» (1963), «...Т. С. Элиота» (1965); философские элегии-эпитафии — «Памяти Т. В.», стихи о разлуке, как «Пенье без музыки», «Похороны Бобо», «Я пепел посетил», «1972». Наделенный даром видеть жизнь во всем, он остро ощущал трагическую «конечность» сущего. Не случайно сборник 1964-1971 годов получил название по стихотворению «Конец прекрасной эпохи» (Ardis, 1977). В основном из произведений этой поры составлена самим Бродским уникальная, обращенная к одному адресату книга лирики «Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б.».

    Основной корпус  стихотворений Бродского, написанных  до отъезда, был издан за  границей (с 1965). Усилиями друзей  и исследователей (прежде всего  В. Марамзина и М. Мейлаха) в России было составлено, еще до 1972 года, не допущенное в официальную печать четырехтомное собрание его сочинений (пятый том не завершен) с комментариями текстов и вариантов.

     В этот период  складываются определяющие черты  стиля Бродского: 

  1. высококонцентрированная содержательность в совершенной поэтической форме;
  2. трагический метод познания и художественного отражения;
  3. новаторская метафорика;
  4. интеллектуализм поэзии, философичность, референции к литературе и смежным искусствам (кинематографу, архитектуре, живописи, музыке).

   Бродского можно  считать классиком русского стиха.  Широк круг тем его творчества, а в разнообразии жанровых  направлений и ракурсов отсутствуют,  кажется, лишь ангажированность, конформизм «советской поэзии».  Уже перед самым отъездом, подводя  итоги, Иосиф Бродский создает  несколько вершинных произведений  своей философской лирики: «Сретенье», «Письма римскому другу», «Бабочку».  Он не хотел уезжать из России; однако у него не было иного  выбора. В письме Брежневу, проникнутом  уверенностью в возвращение на  родину, он пишет: «во плоти или на бумаге:...даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится...».

    4 июня 1972 начался  эмигрантский период жизни и  творчества поэта, давший новые  стимулы поэтическому творчеству. Иосиф Бродский сначала приземлился  в Вене. В том же году Бродский  обосновался в США, впервые  получил работу — преподавал  в различных университетах (таких,  как Мичиганский университет, South Hadley Mount Holyoke College, Ann Arbor и др.). Выходят в свет новые сборники поэта, содержащие не только уже созданное, но первые переводы его стихов на английский (Selected Poems. New York, 1973) и новые сочинения (Часть речи. Стихотворения

   В 1978 Иосиф Бродский  переносит первую операцию на  сердце, после которой целый год  новые стихи не появляются. Новые  качества разъедают и в то  же время обогащают манеру  Бродского: это концентрированная  образная эмблематика, сложная метафоричность, проявившаяся прежде всего в цикле «Часть речи»: «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... черт лица, говоря / откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но / и ничей лучший друг...».

   С конца 1970-х  годов Иосиф Бродский осваивает  новые для себя жанры: эссеистику  и литературную критику, начинает  писать по-английски — первым  сборником его прозы стал премированный  американской критикой Less Than One: Selected Essays (1986). В таких эссе, как «Меньше единицы» (давшем название всему сборнику), «В полутора комнатах», поэт, отталкиваясь от автобиографии, создает портрет поколения.

   Поэт Иосиф Бродский  остается верен своему миру  и своим ведущим темам. «Осенний  крик ястреба», поднимающегося над  обыденностью в верхние юдоли  и платящего за это оледенением  и смертью, «отвечает» ранней  «Большой элегии Джону Донну». Тему постоянной разлуки продолжают  «На смерть друга»; «Памяти Геннадия  Шмакова», «Памяти отца», рождественский  цикл, протянувшийся через годы, продолжается в «Лагуне», «Бегстве  в Египет»; черты барочной поэзии  сквозят и в поздних стихах, философская, эсхатологическая интонация  звучит в «Примечаниях папоротника», «Облаках», «Fin de siecle», «Вид с холма», «Портрете трагедии» (1988-1992); философский дуализм и фантастическая ирония пьесы «Мрамор» развивает проблематику «Горчакова и Горбунова».

    «Переломным»  для поэта становится 1987, когда  пришли повсеместное признание  и мировая слава (Л. Лосев  назвал это «праздником справедливости»), и даже началось «литературное  возвращение» поэта на родину, с первой публикацией его стихов  в «Новом мире». В том же, 1987, году Иосиф Бродский удостаивается  Нобелевской премией по литературе. На церемонии присуждения он  прочитывают свою блистательную  «Нобелевскую лекцию», в которой,  в частности, оттачивает концепцию  приоритета языка: «Быть может,  самое святое, что у нас есть  — это наш язык...». 

      В начале 1990-х годов Иосиф Бродский перенес  вторую операцию на сердце, предстояла  третья. Однако он продолжал преподавать,  писал стихи и прозу («Пока  есть такой язык, как русский,  поэзия неизбежна»). Последние годы  его недолгой жизни отмечены  взлетом интенсивности творчества. Сборники сочинений Бродского  начинают выходит в России: первые из них — «Назидание» (1990), «Осенний крик ястреба» (1990), «Стихотворения» (1990).

    Поэт Иосиф  Александрович Бродский скоропостижно  скончался в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56 лет. Смерть  Бродского, несмотря на то, что  было известно о его ухудшающемся  состоянии здоровья, потрясла людей  по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992 году, в Петербурге — сын (родился в 1967 году). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда н Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)

Алексей Толстой родился 29 декабря 1882 (10 января 1883) Николаевск (ныне Пугачевск) Саратовской губернии. Скончался 23 февраля 1945 года, в Москве.

Алеша Толстой вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего  А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Алексей учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908.

Информация о работе Драматург Людмила Стефановна Петрушевская