До конца дней
жил в своём доме в Вёшенской
(ныне музей). Сталинскую премию
передал в Фонд обороны, Нобелевскую
— на постройку школы в Вёшенской.
Увлекался охотой и рыбной
ловлей. С 1960-х годов фактически
отошёл от литературы. Умер от
рака горла 21 февраля 1984.
Иван Сергеевич
Шмелёв (1873 - 1950)
Иван Сергеевич Шмелёв
родился 3 октября 1873 года в Донской
слободе Москвы, в известной московской
купеческой семье Шмелёвых. Дед Ивана
Сергеевича — государственный крестьянин
из Гуслицкого края (Богородского уезда
Московской губернии) — поселился в Москве,
в Замоскворечье , после пожара 1812 г. Сергей
Иванович Шмелев (1842—1880) — отец писателя
принадлежал к купеческому сословию, но
торговлей не занимался, он являлся хозяином
большой плотничьей артели (более 300 человек),
держал банные заведения и был подрядчиком.
По характеру Сергей Иванович представлял
собой очень жизнелюбивого человека, что
положительно отразилось в воспитании
будущего писателя. Воспитателем (дядькой)
при молодом Иване состоял старый плотник
Горкин Михаил Панкратович- глубоко верующий
человек.
Семья Шмелёвых
была благополучная, православная
с патриархальным ладом. В дальнейшем
у Ивана Шмелева будет особая
тяга к религии, что скажется
на его философских взглядах
и творчестве.
Окружение маленького
Ивана Шмелева составляли мастеровые,
рабочие-строители, с которыми
он близко общался. Поэтому
«влияние двора», где чувствовался
мятежный дух и раздавались различные
песни, прибаутки, поговорки со своим разнообразно-богатым
языком, не могло не отразиться на его
мироощущении и позднее в произведениях.
Позднее Шмелев напишет: «Здесь, во дворе,
я увидел народ. Я здесь привык к нему…».
Изначально Шмелев
получал образование на дому,
где в роли учителя выступала
его мать, которая постепенно
вводила юного писателя в мир
литературы (изучение Пушкина, Гоголя,
Толстого и др.) Далее учится
в шестой Московской гимназии.
После её окончания, поступает
в 1894 году на юридический факультет
Московского университета. А затем,
спустя 4 года, окончив его, проходит
военную службу в течение 1
года и далее служит чиновником
в глухих местах Московской
и Владимирской губерниях. «Я
знал столицу, мелкий ремесленный
люд, уклад купеческой жизни.
Теперь я узнал деревню, провинциальное
чиновничество, мелкопоместное дворянство»,
— скажет позднее Шмелев.
Февральскую революцию
изначально Шмелёв принимает
восторженно и с энтузиазмом,
как и многие его современники.
Он едет в Сибирь, чтобы встретить
политкаторжан, выступает на собраниях
и митингах, рассуждает о «чудесной
идее социализма». Но в скором
времени Шмелёву приходится разочароваться
в революции, он открывает для
себя её чёрную сторону, её
истинный, ужасный лик, видит во
всем этом насилие над судьбой
России. Октябрьский переворот он
сразу не принимает и последующие
ее события повлекли за собой мировоззренческий
перелом в душе писателя.
Стремление к литературному
творчеству пробудилось у И. С. Шмелёва
рано, еще во время обучения в
Московской гимназии. Первый печатный
опыт Шмелёва — зарисовка из народной
жизни «У мельницы», опубликованная
в 1895 году в журнале «Русское обозрение»,
об истории создания которой и публикации
сам автор поведал в позднейшем рассказе
«Как я стал писателем». Позднее в 1897 году
публикуется книга очерков «На скалах
Валаама». Однако первый выход в литературу
оказался для Шмелёва неудачным. Книга
была запрещена цензурой и совершенно
не раскупалась.
После окончания
университета (1889) и военной службы
Шмелёв снова возвращается в
Москву и посвящает себя литературному
творчеству. Эти годы обогатили
Шмелёва знаниями об огромном
мире уездной России. В 1907 году
он ведет активную переписку
с М. Горьким, Шмелев отправляет
ему свою повесть «Под горами».
Поддержка М. Горького укрепила
его уверенность в своих силах.
Шмелёв пишет рассказы и повести
«К солнцу» (1905—1907), «Гражданин
Уклейкин» (1907), «В норе»(1909), «Под
небом» (1910), «Патока» (1911). Произведения
этих лет характеризуются реалистической
направленностью, в уже новых
сложившихся исторических условиях
Шмелёв поднимает тему «маленького
человека».
В 1909 году он
стал членом литературного кружка
«Среда»; в него входили так
же А. П. Чехов, М. Горький,
Л. Андреев. В 1911 году выходит
в свет повесть «Человек из
ресторана», где Шмелев изображает
мир глазами официанта. Позднее
в 1912 году Шмелев сотрудничает
с И. А. Буниным и становится
одним из учредителей «Книгоиздательства
писателей в Москве», членами
которого становятся В. В. Вересаев,
Б. К. Зайцев, С. А. Найденов,
братья И. А. и Ю. А. Бунины.
Все последующее творчество Шмелёва
будет связано с этим издательством.
В период с 1912
по 1914 год публикуются повести
и рассказы «Виноград», «Стена»,
«Пугливая тишина», «Волчий перекат»,
«Росстани». Произведения этих лет
отличаются широким тематическим
многообразием, обилием живописных
пейзажей, зарисовками патриархального
купеческого быта, кроме того, Шмелёв
изображает фазы превращения простого
крестьянина в капиталиста нового типа.
Позднее выходят два сборника прозы «Лик
скрытый» и «Карусель» и книга очерков
«Суровые дни» (1916), затем публикуются
повесть «Как это было» (1919), в которой
Шмелёв выступает против братоубийственной
гражданской войны и рассказ «Чужая кровь»
(1918—1923). В произведениях этого времени
уже отчётливо прослеживается проблематика
его творчества периода эмиграции.
Отъезд И. С.
Шмелева в 1922 году в эмиграцию
(в Берлин, а затем в Париж)
знаменует новый период его
творческого пути. Отсюда, из чужой
страны, с необычайной отчетливостью
видится ему Россия. Здесь Шмелев
сотрудничает с такими эмигрантскими
изданиями как «Возрождение»,
«Последние новости», «Иллюстрированная
Россия», «Современные записки»
и др., где публикует свои произведения.
Шмелев создает рассказы-памфлеты
«Каменный век» (1924) и «Два Ивана»
(1924), «Каменный век», «На пеньках»
(1925), «Про одну старуху» (1925), Творчество
этих лет проникнуто острой
болью за родину, слышны ноты
осуждения европейского мира, западной
цивилизации, ее бездуховности, приземленности,
прагматизма. Автор повествует о кровавой
братоубийственной гражданской войне,
обрушившей страдания на русский народ.
В последующих
своих произведениях «Русская
песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего
приятеля» (1928), «Обед для разных»
,Шмелев в большей степени развивает проблематику
старой патриархальной России, славит
простого русского человека, создает картины
религиозных празднества, изображает
обряды, славящие Русь, становится певцом
старой Москвы.
Книга «Въезд в
Париж. Рассказы о России зарубежной»
(1929) проникнута глубокой скорбью, повествует
об изломанных судьбах русских изгнанников.
На материале первой мировой войны Шмелев
создает лубочный роман «Солдаты» (1930).
«Богомолье» (1931) и
«Лето Господне» (1933—1948) были
с восторгом приняты в кругах
русской эмиграции. Продолжая
традицию Лескова, Шмелев изображает
быт патриархальной России. Глубоко
поэтичны и красочны образы
Москвы и Замоскворечья. Шмелев
изображает в романе мировосприятие
доброго, чистого, наивного, ребенка,
которое так близко народному.
Так возникает целостный художественный
мир, славящий Родину. До конца дней своих
чувствовал Шмелев щемящую боль и тоску
от воспоминаний о России.
Все эти годы
Шмелев мечтал вернуться в
Россию. Его всегда отличала особая
любовь к уединенной монастырской
жизни. В 1935 году публикуется
его автобиографический очерк
«Старый Валаам», где автор
вспоминает свою поездку на
остров, изображает мерно текущую
жизнь православного русского
монастыря, глубоко наполненную
атмосферой святости. Затем выходит
в свет, целиком построенный на
сказе, роман «Няня из Москвы»(1936),
где все события переданы устами
старой русской женщины Дарьи
Степановны Синициной.
В романе «Пути
небесные» (1948) получает воплощение
тема реальности Божьего промысла
в земном мире. В романе изображаются
судьбы реальных людей скептика-позитивиста,
инженера В. А. Вейденгаммера и
глубоко верующей послушницы Страстного
монастыря — Дарьи Королевой. Однако смерть
Шмелева обрывает работу над третьим томом
романа, но две вышедшие книги вполне воплотили
христианские представления о мире, борьбу
с грехом и соблазнами, моменты светлых
озарений незыблемо верующего сердца…
Во время революции
Шмелёв уезжает с семьей в
Алушту, где покупает дом с
участком земли. Осенью 1920 года
Крым был занят красными частями.
Трагичной оказалась судьба Сергея
— единственного сына Шмелёва.
Двадцатипятилетний офицер Русской
армии, находясь в госпитале,
был арестован. Несмотря на
все усилия отца освободить
Сергея, он был приговорен к
смерти. Это событие, а также
пережитый его семьей страшный
голод в оккупированном городе,
ужасы массовой резни, устроенной
большевиками в Крыму в 1920—1921,
привели Шмелёва к тяжелой
душевной депрессии.
Все эти военные
действия Шмелёв не может понять,
когда гибнет всё живое вокруг,
происходит повсеместный красный
террор, зло, голод, озверение
людей. В связи с этими переживаниями,
писатель пишет эпопею «Солнце мертвых»
(1924), где раскрывает свои личные впечатления
о революции и гражданской войне. В результате,
после выхода этой эпопеи, Шмелёв получает
европейскую известность.
Писатель тяжело
переживал трагические события,
связанные с революцией и военными
событиями, и по приезде в
Москву, он всерьез задумывается
над эмиграцией. В принятии этого
решения активно участвовал И.
А. Бунин, который звал Шмелева
за границу, обещая всячески
помочь его семье. В январе
1923 года Шмелев окончательно уехал
из России в Париж, где прожил
27 лет.
Годы, проведенные
в эмиграции, отличаются активной
плодотворной творческой деятельностью.
Шмелев публикуется во многих
эмигрантских изданиях: «Последние
новости», «Возрождение», «Иллюстрированная
Россия», «Сегодня», «Современные
записки», «Русская мысль» и др.
В Париже Шмелёв
начинает тесно общаться с
русским философом И. А. Ильиным.
На протяжении долгого времени
между ними велась переписка
(233 письма Ильина и 385 писем
Шмелёва). Она является важным
свидетельством политического и
литературного процесса времён
русской эмиграции первой волны.
Иван Сергеевич
Шмелев умер в 1950 году в результате
сердечного приступа. Смерть писателя,
так любившего монастырскую жизнь,
стала глубоко символичной: 24 июня
1950 года, в день именин старца
Варнавы, который ранее благословлял его
«на путь», Шмелёв приезжает в русский
монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От
и в тот же день умирает.
Похоронен на парижском
кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году
было выполнено желание Шмелева: прах
его и его жены перевезен на родину и погребен
рядом с могилами родных в московском
Донском монастыре.
Владимир Набоков
(1899-1977)
Владимир Набоков
родился 10 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге
в состоятельной дворянской семье.
Отец — Владимир
Дмитриевич Набоков (1869—1922), юрист,
известный политик, один из
лидеров Конституционно-демократической
партии (партии кадетов), из русского
стародворянского рода Набоковых.
Мать — Елена Ивановна (урожденная
Рукавишникова) (1876—1939), дочь богатейшего
золотопромышленника, происходила
из мелкопоместного дворянского
рода.
В обиходе семьи
Набокова использовалось три
языка: русский, английский и
французский, — таким образом,
будущий писатель в совершенстве
владел тремя языками с раннего
детства.
Образование начал
в Тенишевском училище в Петербурге,
где незадолго до этого учился Осип Мандельштам.
Литература и энтомология становятся
двумя основными увлечениями Набокова.
Осенью 1916, за год
до революции Владимир Набоков
получил имение Рождествено и
миллионное наследство от Василия
Ивановича Рукавишникова, дяди
со стороны матери. В 1916 году
Набоков, ещё будучи учеником Тенишевского
училища, на собственные деньги издаёт
в Петербурге под своей фамилией первый
поэтический сборник «Стихи» (68 стихотворений,
написанных с августа 1915 по май 1916). Это
единственная книга Набокова, официально
изданная в России при его жизни. Сам Набоков
стихов из сборника впоследствии никогда
не переиздавал.
Октябрьская революция
заставила Набоковых перебраться
в Крым, а затем, в 1919 году, эмигрировать из
России.
В марте 1922 года
был убит отец Владимира Набокова
Владимир Дмитриевич Набоков.
Набоков переезжает в Берлин;
зарабатывает на жизнь уроками
английского языка. В берлинских
газетах и издательствах, организованных
русскими эмигрантами, печатаются
рассказы Набокова. В этом же
году заключает помолвку со
Светланой Зиверт; помолвка была расторгнута
семьей невесты в начале 1923 года, поскольку
Набоков не смог найти постоянную работу.
В 1925 году Набоков
женится на Вере Слоним. Их
первый и единственный ребенок,
Дмитрий, (1934—2012), много занимался
переводами и изданием произведений
отца и способствовал популяризации
его творчества, в частности, и
в России.
Вскоре после
женитьбы завершает свой первый
роман — «Машенька» (1926). После
чего до 1937 года создаёт 8 романов
на русском языке, непрерывно
усложняя свой авторский стиль
и всё более смело экспериментируя
с формой. Печатается под псевдонимом
В. Сирин. Печатался в журнале «Современные
записки» (Париж). Романы Набокова, не печатавшиеся
в Советской России, имели успех у западной
эмиграции, и ныне считаются шедеврами
русской литературы (особ. «Защита Лужина»,
«Дар», «Приглашение на казнь» (1938)).
В 1936 году В.
Е. Набокова была уволена с
работы в результате усиления
антисемитской кампании в стране.
В 1937 году Набоковы уезжают
во Францию и поселяются в
Париже, проводя также много времени
в Канне, Ментоне и других городах.
В мае 1940 году Набоковы бегут из Парижа
от наступающих немецких войск и переезжают
в США последним рейсом пассажирского
лайнера Champlain.
В Америке с
1940 до 1958 года Набоков зарабатывает
на жизнь чтением лекций по
русской и мировой литературе
в американских университетах.
Свой первый роман
на английском языке («Подлинная
жизнь Себастьяна Найта») Набоков
пишет ещё в Европе, незадолго до отъезда
в США. С 1937 года и до конца своих дней Набоков
не написал на русском языке ни одного
романа (если не считать автобиографию
«Другие берега» и авторский перевод «Лолиты»
на русский язык). Его первые англоязычные
романы «Подлинная жизнь Себастьяна Найта»
и «Под знаком незаконнорождённых» («Bend
Sinister»), несмотря на свои художественные
достоинства, не имели коммерческого успеха.
В этот период Набоков близко сходится
с Э. Уилсоном и другими литературоведами,
продолжает профессионально заниматься
энтомологией. Путешествуя во время отпусков
по Соединённым Штатам, Набоков работает
над романом «Лолита», тема которого (история
взрослого мужчины, страстно увлекшегося
двенадцатилетней девочкой) была немыслимой
для своего времени, вследствие чего даже
на публикацию романа у писателя оставалось
мало надежд. Однако роман был опубликован
(сначала в Европе, затем в Америке) и быстро
принёс его автору мировую славу и финансовое
благосостояние. Интересно, что первоначально
роман, как описывал сам Набоков, был опубликован
в одиозном издательстве «Олимпия Пресс»,
которое, как он понял уже после публикации,
выпускало в основном «полупорнографические»
и близкие к ним романы.