Административные правонарушения в области избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

За последние годы институт выборов органично вошел в жизнь российского общества как реально функционирующий механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Это обуславливает наличие большого количества пробелов и коллизий в избирательном законодательстве, что является причиной неэффективного регулирования общественных отношений в сфере избирательной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и основание административно-правовой ответственности правонарушений, посягающих на избирательные права граждан РФ. 6
1.1.Понятие, сущность правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 6
1.2. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан Российской Федерации. 14
1.3.Административно-правовой статус субъектов избирательного права. 19
Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам правонарушения, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 24
2.1.Правовые особенности отдельных видов нарушений, посягающие на избирательные права граждан в Российской Федерации. 24
2.2.Особенности производства по делам в области избирательного права. 37
Заключение 42
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.24 Кб (Скачать)

1) составления первого  протокола о применении мер  обеспечения производства по  делу об административном правонарушении (ст. 27.1 Кодекса);

2) составления протокола  об административном правонарушении  или вынесения прокурором постановления  о возбуждении дела об административном  правонарушении;

3) вынесения определения  о возбуждении дела об административном  правонарушении при необходимости  проведения административного расследования,  предусмотренного статьей 28.7 Кодекса;

4) оформления предупреждения  или с момента наложения (взимания) административного штрафа на  месте совершения административного  правонарушения в случае, если  в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется.

Таким образом, производство по административным правонарушениям  представляет собой процессуальные действия, совершаемые при возбуждении  дела, его рассмотрении и пересмотре постановлений и решений, вынесенных после рассмотрения дела.

Заключение

В Российской Федерации предусмотрена  и осуществляется конституционно-правовая, уголовно-правовая и административно-правовая защита избирательных прав граждан  Российской Федерации, представляющих собой группу конституционных прав, в совокупности которых можно  выделить следующие группы: право  участвовать в выдвижении кандидатов; право инициировать проведение референдума; право избирать (активное избирательное  право); право быть избранным (пассивное  избирательное право); право участвовать  в избирательной кампании, в том  числе, в качестве наблюдателя; право  знакомиться с результатами голосования; право обжаловать действия и решения  государственных органов, должностных  лиц, общественных организаций, нарушающие избирательные права граждан  Российской Федерации. В совокупности носителей избирательных прав, подлежащих административно-правовой защите, следует  выделить избирателей, кандидатов,, избранных  кандидатов, доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе международных, сборщиков подписей, политические партии и общественные объединения, лиц, финансирующих  избирательную кампанию.

Содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан  РФ заключается, во-первых, в привлечении  граждан, должностных лиц и юридических  лиц к административной ответственности  и, во-вторых, в рассмотрении и разрешении жалоб граждан на нарушения избирательных  прав. Мерой административной ответственности  является административное наказание. К лицу, совершившему административное правонарушение в области законодательства о выборах и референдумах, может  быть применено административное наказание  в виде административного штрафа и конфискации предмета административного  правонарушения. Результатом рассмотрения жалобы может быть восстановление нарушенного  права.

 В число субъектов  защиты избирательных прав граждан  Российской Федерации входят  органы внутренних дел (полиция), Росохранкультуры, избирательные комиссии, прокуроры, суды и судьи.

Исследование полномочий должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных составлять протоколы  об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права  граждан, позволило сформулировать предложение по дополнению Перечня  должностных лиц системы МВД  России, уполномоченных составлять протоколы  по делам об административных правонарушениях.

Обоснована необходимость  полного учета сведений о количестве административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан  Российской Федерации, и обеспечения  открытости и доступности этих сведений в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Было выделено 12 групп  административных правонарушений в  зависимости от непосредственного  объекта противоправного посягательства, определены обязательные признаки объективной  стороны, дана характеристика субъекту административного правонарушения в области законодательства о  выборах и референдумах.

Избирательные правоотношения имеют большое значение в жизни  каждого гражданина и деятельности государства в целом. Выборы –  процесс реализации права на участие  в управлении государством через  представителей, делегирования им полномочий. Именно в силу этого, избирательные  правоотношения должны быть четко регламентированы законом, а нарушения избирательных  прав граждан должно наказываться. Новый КоАП РФ, в отличие от своего предшественника, содержит более подробный  перечень правонарушений, посягающих на избирательные права граждан. Одновременно необходимо дальнейшее совершенствование  федерального и регионального избирательного законодательства.

 

Список используемой литературы

Законы и  иные нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//СПС Гарант
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002. №67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011)// СПС Гарант
  3. Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 196-ФЗ (ред. от 26.04.2007)// СПС Гарант
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // СПС Консультант Плюс
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011)(с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)// СПС Консультант Плюс
  6.   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011)(с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2012). – М.: Издательство Норма (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2012. –72с.
  7. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях // Под общей ред. Н.Г. Салищевой. М.: СПАРК, 2011.

 

Учебники, учебные  пособия, монографии, статьи:

  1. Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2х т. т.1. – М.: Юрид. лит., 2004. С.285-187.
  2. Алехин, А.П. Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало М». 2011.-345с.
  3. Ануфриков, А.К. Особенности национальной охоты за голосами избирателей//Политический маркетинг//. 2010г. №3.С.41.
  4. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юрид. вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и допол. – Изд. Группа НОРМА-ИНФРА.М., 2009. – 776с.
  5. Бахрах, Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2009. -640с.
  6. Биктагиров, Р.Т. Работа с обращениями граждан в избирательных комиссиях: организационно-правовые аспекты//Вестник ЦИК. №7. 2002. С.42.
  7. Веденеев, Ю.А. Избирательный процесс: понятие и основные стадии//Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Учебник для вузов. М.: Норма, 2009. С.259.
  8. Вешняков, А.А. Выборы в Российской Федерации. Электоральная статистика/Под общ. ред. А.А.Вешняков, О.К. Застрожной– М.: Издательство «Весь Мир». 2009.-120 с.
  9. Вешняков, А.А. Традиции и новеллы избирательного процесса в России (1999-2002гг.)//Журнал о выборах.2002. №4.С.5.
  10. Иванченко, А.В. Выборы в РФ. – М.: «Вэлви», 2009. С.134, 144.
  11. Иванченко, А.В. Деятельность избирательных комиссий субъектов РФ по реализации и защите избирательных прав граждан// Государство и право, 1998, №9. С.15.
  12. Иванченко, А.В. Избирательное право: понятие, принципы и система// Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2011. С.29, 164-167.
  13. Игнатенко, В.В. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах// Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2010.С. 553-554.
  14. Князев, С.Д. Обжалование нарушений избирательных прав// Журнал российского права, 1998, №4/5.С.105.
  15. Колюшин, Е.И. Конституционное право (государственное) России. Курс лекций. – М.: Издательство МГУ, 2012. С.143.
  16. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С.3.
  17. Кутафин, О.Е. Избирательная система//Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник,- М.: Юристъ, 2011. С.301.
  18. Лазарева, В.В. Общая теория права и государства: Учебник.- М., 2009. С.206-207.
  19. Маклаков, В.В. Конституционное право: Словарь. – М.: Юристъ, 2001. - 560с.
  20. Малько, А.В. Конституционное право России в вопросах и ответах: учеб. метод. Пособие.- М.: Юристъ,2010. – 230с.
  21. Носков, Б.П. Административное право: учебно-методологический комплекс. Часть 1 / Б.П. Носков.-Орел: Орел-ГТУ, 2007.-161 с.
  22. Овсянко, Д.М. Административное право. Учебное пособие. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: «Юристъ», 2008. 468 с.
  23. Пахоменко, Т.А. Избирательное законодательство и соблюдение законности// Законность, 2000, №8. С.20.
  24. Попова, Л.Л. Административное право.- М.: ЮРИСТЪ.2009. 697 с.
  25. Рохлин В.И., Стуканов А.П. Актуальные проблемы борьбы с административными правонарушениями// Правоведение, 2011, №3. С.96.
  26. Страшун, Б.А. Понятие и виды избирательных систем// Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Учебник для вузов.- М.: Норма, 2009, С. 104-105.
  27. Строгович, М.С. Основные вопросы советской социалистической законности.- М., 1966. С. 191-192, 194-195.
  28. Сунцов, А.П. Правонарушения в избирательной системе субъекта Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). Автореферат (диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук). Екатеринбург. 2011. – 40с.
  29. Сунцов, А.П. Правонарушения в сфере избирательной системы субъекта РФ: Монография. - Тюмень: Уральская государственная юридическая академия. Тюменский юридический институт МВД России, 2010. - 216с.
  30. Сухарев, А.Я. Большой юридических словарь /Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских– М.: ИНФРА-М. 2002.- 525с.
  31. Тарабан, Н.А. К вопросу об административной ответственности за нарушение избирательного законодательства//Н.А. Тарабан,- Правоведение,- 2012,№ 6,с.116-120
  32. Ткачев В.Н. , Охнянская Л.Н. О практике рассмотрения судами Ростовской области избирательных споров по выборам глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления на территории Ростовской области// Избирательное законодательство и выборы в регионах: теория и практика/Под ред. С.В. Юсова.ТК «Велби», 2010.С.96-116
  33. Торшенко А.А., Трегубенков В.А. Понятие выборов В РФ// Российский юридический журнал, 2006, №2. С.41.
  34. Тупиков, В.О. О судебной защите избирательных прав граждан// Российская юстиция, 2009, №4. С.20.
  35. Фомина, С.В., Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений // Гражданин и право.2002.№3.
  36. Чиркин, В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2011. – 480с.
  37. Выборы в Российской Федерации. 2009. Электоральная статистика. – М.: Издательство «Весь Мир», 2009.-120с.

 

Интернет - источники:

  1. Википедия: свободная энциклопедия.  URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 23.04.2012).

 

 

 

Приложение 1

Статистика  нарушений на Выборах Президента в 2012 году

 

По типу

35.7% - Нарушение правил  уличной и наружной агитации

33.7% - Нарушение правил  агитации в СМИ

9.0% - Давление начальства  на избирателей

6.1% - Использование возможностей  власти для создания преимуществ

4.4% - Нарушение прав кандидатов

1.2% - Подкуп избирателей

1.1% - Воздействие правоохранительных  органов

8.8% - Иные нарушения

 

По кандидатам

74.9% - Неотносящихся к кандидатам

5.5% - Жириновский Владимир  Вольфович

6.1% - Зюганов Геннадий  Андреевич

5.2% - Миронов Сергей Михайлович

4.2% - Прохоров Михаил Дмитриевич

4.1% - Путин Владимир Владимирович

* статистика формируется  из заявок поданных в Ситуационный  Центр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Промежуточный доклад о нарушениях, выявленных в ходе избирательной кампании и голосования по выборам в Государственную Думу 4.12.2011 г.

 

МВД России и Следственный комитет представили президенту РФ промежуточный доклад о нарушениях, выявленных в рамках их компетенции  в ходе избирательной кампании и  голосования по выборам в Государственную  Думу 4 декабря 2011 г., сообщает сайт Кремля.

По данным МВД России, в ходе всей избирательной кампании сотрудниками органов внутренних дел  был составлен 2091 административный протокол. Наибольшее количество правонарушений зарегистрировано в Москве (462), Ставропольском крае (96), Самарской (88), Свердловской (80) и Новосибирской (64) областях.

Больше всего отмечено случаев изготовления и использования  агитационных материалов с нарушением законодательства (1153), нарушения установленного порядка проведения массовых мероприятий (511), проведения агитации лицами, не имевшими на это права (114), умышленного уничтожения  или повреждения печатных материалов (91), проведения предвыборной агитации в запрещенных законом местах (88).

С начала агитационного периода  возбуждено 53 уголовных дела в 27 субъектах  РФ. Наибольшее количество – в Московской (5), Свердловской (5) и Владимирской (4) областях. В настоящее время установлены  лица, совершившие преступления по 10 уголовным делам. В 5 случаях дела прекращены, приостановлены или в  их возбуждении отказано.

В Следственный комитет РФ поступило 259 сообщений, содержащих доводы о преступлениях, совершенных в  ходе избирательной кампании. По всем организованы проверки. По данным СК РФ, большинство сообщений поступило  от граждан и членов избирательных  комиссий. Из партий наибольшую активность проявляют "Справедливая Россия" и КПРФ.

По заявлениям о фальсификации  итогов голосования проводится 9 проверок (в Костромской, Нижегородской, Новосибирской  областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Ставропольском крае, республиках  Башкортостан, Калмыкия, Северная Осетия-Алания). По фактам подкупа избирателей идут 4 проверки (Ленинградская, Тамбовская, Калининградская области, Санкт-Петербург). По заявлениям о вбросе избирательных бюллетеней в урны в день голосования СК РФ проводит 5 проверок (Москва, Ленинградская и Нижегородская области, республики Башкортостан и Тыва). Также проверяются данные о случаях голосования за других лиц, фактах принуждения к голосованию за какую-либо партию, продажи открепительных удостоверений.

 

 

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 08.12.2011)(с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2012). – М.: Издательство Норма (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2012. –72с.

2Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011)(с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)// Правовая система «Консультант Плюс».

3Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2009. -640с.

4 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало М». 2011.-345с.

5 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2009. С. 489-490.

6 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2009. С. 490-493.

2 Большой юридических словарь.: под ред. Сухарева А.Я., Зорькина В.Д., Крутских В.Е.. – М.: ИНФРА-М, 2002. С.525.

7 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2009. С. 493-494.

8 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2009. С. 494-495.

9 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2009. С. 488-495.

Информация о работе Административные правонарушения в области избирательного права