Административные правонарушения в области избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

За последние годы институт выборов органично вошел в жизнь российского общества как реально функционирующий механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Это обуславливает наличие большого количества пробелов и коллизий в избирательном законодательстве, что является причиной неэффективного регулирования общественных отношений в сфере избирательной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и основание административно-правовой ответственности правонарушений, посягающих на избирательные права граждан РФ. 6
1.1.Понятие, сущность правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 6
1.2. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан Российской Федерации. 14
1.3.Административно-правовой статус субъектов избирательного права. 19
Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам правонарушения, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 24
2.1.Правовые особенности отдельных видов нарушений, посягающие на избирательные права граждан в Российской Федерации. 24
2.2.Особенности производства по делам в области избирательного права. 37
Заключение 42
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.24 Кб (Скачать)

Всякое целесообразное деяние выступает как органическое единство внешней деятельности человека и  его сознания, объективных и субъективных моментов. В нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъекта и его психическое отношение  к деянию. В правонарушении также  имеются четыре элемента (стороны): объект, объективная сторона, субъект  и субъективная сторона. Данные элементы (стороны) являются юридическим составом административного правонарушения.

Объектом административного  правонарушения являются общественные отношения.5 Определенные деяния потому признаются антиобщественными и запрещаются под угрозой применения административных наказаний, поскольку они причиняют вред существующим общественным отношениям. Объектом административного правонарушения считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется административным взысканием. Общим объектом административных правонарушений признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, охраняются административными взысканиями. Родовой объект – это группа однородных общественных отношений, на которые посягает нарушитель.

В качестве критерия деления  общего объекта на части, возьмем  отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения. Например, в данной курсовой работе рассматриваются избирательные правоотношения, поэтому исследуем главу 5 КоАП РФ т.к. в ней отражен данный вид правоотношений. Что же касается видового объекта, то здесь регулируются общественные отношения внутри родового объекта и имеют характерные особенности. Непосредственным объектом административного правонарушения являются, общественные отношения, на которые посягает правонарушитель (это статьи главы 5 КоАП РФ) т.к. вред причиняется какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией. Например, законодатель закрепил ответственность за вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума, в данном случае объектом административного правонарушения являются общественные отношения, в сфере обеспечения независимости и самостоятельности избирательных комиссий, комиссий референдума в рамках своей компетенции.

Объективная сторона административного  правонарушения – внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.6 Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние в форме действия или бездействия (активная форма-подкуп избирателей; пассивная форма- не исполнение решений избирательной комиссии), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

В качестве административного  правонарушения может выступать  только противоправное действие или  бездействие, которое нарушает нормы  действующего законодательства о выборах и референдумах и соответствующие статьи КоАП РФ. Деяния бывают неоднократными, систематическими, длящимися и др. Большое значение для административной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся (длительное неисполнение своих правовых обязанностей, например, членом избирательной комиссии) и продолжаемых (например, неоднократное использование теле- и радиоаппаратуры в целях проведения предвыборной агитации в период запрещения ее проведения) правонарушениях. Лишь небольшое число составов являются «материальными», то есть содержат такой конструктивный признак объективной стороны, как причиненный вред. В основном все составы административных правонарушений данных правоотношений являются формальными - правонарушение считается законченным в момент совершения (факт совершения).

Субъектом административного  правонарушения признается лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность. Признаки общего субъекта: достижение 16-летнего возраста и вменяемость.7

По действующему законодательству субъектами административного правонарушения признаются: физические лица, должностные  лица, юридические лица. Субъекты административных правонарушений делятся на общие (к нему относятся физические, например граждане, и юридические лица, например, предприниматели) и специальные (к нему относятся должностные лица т.к. они обладают специальными правами и обязанностями, например, председатель избирательной комиссии).

Субъективная сторона  административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному.8 Ее главный признак - вина, которая существует в форме умысла (прямой и косвенный) и неосторожности (небрежность и самонадеянность). Административная ответственность может наступать только за виновное нарушение избирательного законодательства.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административные правонарушения, совершенные умышленно отличаются большей степенью публичной опасности и должны повлечь более суровые меры административной ответственности. Например, только с умышленной формой вины совершаются такие административные правонарушения, как выдача гражданам избирательных бюллетеней в целях предоставления им возможности голосовать за других лиц, уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя могло и должно их предвидеть. С неосторожной формой вины могут быть совершены такие административные правонарушения, как непредставление избирательной комиссии должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов, проведение агитации в период ее запрещения, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов.

Конструктивными признаками, влияющими на квалификацию административного правонарушения, являются - цель и мотив (например, месть, корысть, ревность)9.

Таким образом, избирательное  правонарушение - это отдельный вид  виновных, противоправных, общественно  вредных деяний в форме действия и бездействия, причиняющих вред избирательной системе РФ, за совершение которых на основании федерального и регионального законодательства применяются меры восстановления нарушенных прав, а также меры конституционной ответственности.

 

1.2. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан Российской Федерации.

Административные правонарушения, посягающие на избирательные права  граждан Российской Федерации, регулируются такими нормативно-правовыми актами как: Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Федеральным конституционным законом « О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» и др.

Основанием любой ответственности (и административной, в частности) является правонарушение, т.е. противоправное, виновное деяние, выразившееся в действии или бездействии физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации или ее субъектов установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ). Противоправность деяния определяется как диспозицией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ, так и отсылками к нормам других законов и нормативных актов. Поскольку Кодекс об административных правонарушениях сам по себе не является источником избирательного права, положения о запрете совершения действий, подпадающих под составы административных правонарушений, или, наоборот, требования к совершению действий, за неисполнение которых определена ответственность, должны содержаться в законе или нормативно-правовом акте, регулирующем проведение выборов или референдумов.10

 

Поскольку административные правонарушения менее вредны, чем  преступления, административные взыскания  менее суровы, чем уголовные наказания; к административной ответственности  привлекают органы, которым такое  право предоставлено законом. Все  они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее  время субъектами административной юрисдикции, в части правонарушений в сфере избирательных правоотношений являются мировые судьи. Существует особый порядок привлечения к  административной ответственности. Он отличается сравнительной простатой, что создает условия для его  оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые  гарантии законности, осуществления  права на защиту; она урегулирована  нормами административного права, которые содержат исчерпывающие  перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и  в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

При анализе признаков  административной ответственности  можно выделить три ее основания: 1) нормативное, то есть систему норм, регулирующую административную ответственность; 2) фактическое, то есть деяние конкретного  субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное правонарушение); 3) процессуальное, то есть акт компетентного  субъекта о наложении конкретного  взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной ответственности требуется наличие  всех трех оснований и именно в  такой последовательности. Прежде всего, необходима норма, устанавливающая  обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое  основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект  в установленном законом порядке  вправе наложить взыскание за правонарушение.

Долгое время роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями повышалась, а со второй половины 80-х  годов эта тенденция стала  проявляться еще более активно. В первую очередь, это происходит путем установления административной ответственности за действия, ранее вообще не считавшиеся административными проступками (нарушение избирательных прав, неуважение к суду, неисполнение требований прокурора, многих других должностных лиц и др.).11

Повышение роли административной ответственности в обеспечении  правопорядка обусловлено: во-первых, отрицательными последствиями научно-технического развития, так как широкое применение новых технологий и сложной техники  требует, чтобы общество позаботилось о своей информационной и иной безопасности. Во-вторых, принятие норм, устанавливающих ответственность  за неисполнение законных актов государственных  и муниципальных органов, представителей власти, за неуважение к суду, призвано создать условия для нормальной деятельности публичной власти в  условиях ослабления дисциплины в обществе. В-третьих, административными санкциями, охраняет обновленное законодательство (избирательное, налоговое), а также  отношения, возникающие в ходе осуществления  прав и свобод человека.

Проанализируем правовые особенности административной ответственности  за нарушения законодательства о  выборах и референдумах. Данный вид  наказания регламентирован в  КоАП РФ. Установление административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах относится  к ведению федерального законодателя.

Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные  права граждан и право граждан  на участие в референдуме, содержаться  в главе 5 Особенной части КоАП РФ.

Специфика административных правонарушений, посягающих на избирательные  права граждан Российской Федерации  обусловливает соответствующую  специфику административных наказаний. Она состоит в следующем. Прежде всего, это – суровость наказаний, проявляющаяся в том, что не имеется  возможности применения к правонарушителю  предупреждения; минимальный размер административного штрафа ограничен  пятью минимальными размерами оплаты труда; санкции многих норм предусматривают  назначение максимального наказания  для граждан (до двадцати пяти минимальных  размеров оплаты труда); за совершение отдельных административных правонарушений (ст. 5.19 и 5.20 КоАП РФ) предусматривается  возможность назначения в качестве дополнительного наказания конфискации.

Кроме того, КоАП РФ предусматривает  одно основное наказание – административный штраф и одно дополнительное –  конфискация предмета совершения административного  правонарушения. Другие виды наказаний  за административные правонарушения законодательства о выборах и референдумах не предусмотрены. Конфискация, предусмотренная статьями 5.19 и 5.20 КоАП РФ, состоит в принудительном безвозмездном изъятии средств  незаконного финансирования и иной, запрещенной законом, материальной поддержки кандидата в собственность  государства.

Еще одной особенностью административной ответственности является ее субъектный состав. За совершение административно  наказуемых нарушений законодательства о выборах и референдумах к  административной ответственности  может быть привлечено лицо, достигшее  шестнадцатилетнего возраста. 12За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе: должностные лица (ст. 5.10, 5.11, 5.15 КоАП РФ); члены избирательной комиссии (ст. 5.6 КоАП РФ); главный редактор, иное ответственное лицо средства массовой информации, журналист (ст. 5.8 КоАП РФ); работодатель (ст. 5.7 КоАП РФ).

Информация о работе Административные правонарушения в области избирательного права