Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа
За последние годы институт выборов органично вошел в жизнь российского общества как реально функционирующий механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Это обуславливает наличие большого количества пробелов и коллизий в избирательном законодательстве, что является причиной неэффективного регулирования общественных отношений в сфере избирательной системы Российской Федерации.
Введение 2
Глава 1. Понятие и основание административно-правовой ответственности правонарушений, посягающих на избирательные права граждан РФ. 6
1.1.Понятие, сущность правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 6
1.2. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан Российской Федерации. 14
1.3.Административно-правовой статус субъектов избирательного права. 19
Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам правонарушения, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 24
2.1.Правовые особенности отдельных видов нарушений, посягающие на избирательные права граждан в Российской Федерации. 24
2.2.Особенности производства по делам в области избирательного права. 37
Заключение 42
Приложения
Всякое целесообразное деяние
выступает как органическое единство
внешней деятельности человека и
его сознания, объективных и субъективных
моментов. В нем различают объект
деятельности, ее внешние проявления,
субъекта и его психическое отношение
к деянию. В правонарушении также
имеются четыре элемента (стороны):
объект, объективная сторона, субъект
и субъективная сторона. Данные элементы
(стороны) являются юридическим составом
административного
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения.5 Определенные деяния потому признаются антиобщественными и запрещаются под угрозой применения административных наказаний, поскольку они причиняют вред существующим общественным отношениям. Объектом административного правонарушения считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется административным взысканием. Общим объектом административных правонарушений признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, охраняются административными взысканиями. Родовой объект – это группа однородных общественных отношений, на которые посягает нарушитель.
В качестве критерия деления общего объекта на части, возьмем отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения. Например, в данной курсовой работе рассматриваются избирательные правоотношения, поэтому исследуем главу 5 КоАП РФ т.к. в ней отражен данный вид правоотношений. Что же касается видового объекта, то здесь регулируются общественные отношения внутри родового объекта и имеют характерные особенности. Непосредственным объектом административного правонарушения являются, общественные отношения, на которые посягает правонарушитель (это статьи главы 5 КоАП РФ) т.к. вред причиняется какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией. Например, законодатель закрепил ответственность за вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума, в данном случае объектом административного правонарушения являются общественные отношения, в сфере обеспечения независимости и самостоятельности избирательных комиссий, комиссий референдума в рамках своей компетенции.
Объективная сторона административного правонарушения – внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.6 Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние в форме действия или бездействия (активная форма-подкуп избирателей; пассивная форма- не исполнение решений избирательной комиссии), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное действие или бездействие, которое нарушает нормы действующего законодательства о выборах и референдумах и соответствующие статьи КоАП РФ. Деяния бывают неоднократными, систематическими, длящимися и др. Большое значение для административной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся (длительное неисполнение своих правовых обязанностей, например, членом избирательной комиссии) и продолжаемых (например, неоднократное использование теле- и радиоаппаратуры в целях проведения предвыборной агитации в период запрещения ее проведения) правонарушениях. Лишь небольшое число составов являются «материальными», то есть содержат такой конструктивный признак объективной стороны, как причиненный вред. В основном все составы административных правонарушений данных правоотношений являются формальными - правонарушение считается законченным в момент совершения (факт совершения).
Субъектом административного правонарушения признается лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность. Признаки общего субъекта: достижение 16-летнего возраста и вменяемость.7
По действующему законодательству
субъектами административного
Субъективная сторона
административного
Административное
Административное
Конструктивными признаками, влияющими на квалификацию административного правонарушения, являются - цель и мотив (например, месть, корысть, ревность)9.
Таким образом, избирательное
правонарушение - это отдельный вид
виновных, противоправных, общественно
вредных деяний в форме действия
и бездействия, причиняющих вред
избирательной системе РФ, за совершение
которых на основании федерального
и регионального
Административные
Основанием любой
Поскольку административные
правонарушения менее вредны, чем
преступления, административные взыскания
менее суровы, чем уголовные наказания;
к административной ответственности
привлекают органы, которым такое
право предоставлено законом. Все
они являются субъектами функциональной
власти, реализуя которую, они налагают
административные взыскания. В настоящее
время субъектами административной
юрисдикции, в части правонарушений
в сфере избирательных
При анализе признаков административной ответственности можно выделить три ее основания: 1) нормативное, то есть систему норм, регулирующую административную ответственность; 2) фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное правонарушение); 3) процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.
Для наступления реальной
ответственности требуется
Долгое время роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В первую очередь, это происходит путем установления административной ответственности за действия, ранее вообще не считавшиеся административными проступками (нарушение избирательных прав, неуважение к суду, неисполнение требований прокурора, многих других должностных лиц и др.).11
Повышение роли административной
ответственности в обеспечении
правопорядка обусловлено: во-первых,
отрицательными последствиями научно-
Проанализируем правовые особенности административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Данный вид наказания регламентирован в КоАП РФ. Установление административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах относится к ведению федерального законодателя.
Конкретные составы
Специфика административных
правонарушений, посягающих на избирательные
права граждан Российской Федерации
обусловливает соответствующую
специфику административных наказаний.
Она состоит в следующем. Прежде
всего, это – суровость наказаний,
проявляющаяся в том, что не имеется
возможности применения к правонарушителю
предупреждения; минимальный размер
административного штрафа ограничен
пятью минимальными размерами оплаты
труда; санкции многих норм предусматривают
назначение максимального наказания
для граждан (до двадцати пяти минимальных
размеров оплаты труда); за совершение
отдельных административных правонарушений
(ст. 5.19 и 5.20 КоАП РФ) предусматривается
возможность назначения в качестве
дополнительного наказания
Кроме того, КоАП РФ предусматривает
одно основное наказание – административный
штраф и одно дополнительное –
конфискация предмета совершения административного
правонарушения. Другие виды наказаний
за административные правонарушения законодательства
о выборах и референдумах не предусмотрены.
Конфискация, предусмотренная статьями
5.19 и 5.20 КоАП РФ, состоит в принудительном
безвозмездном изъятии средств
незаконного финансирования и иной,
запрещенной законом, материальной
поддержки кандидата в
Еще одной особенностью административной ответственности является ее субъектный состав. За совершение административно наказуемых нарушений законодательства о выборах и референдумах к административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. 12За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе: должностные лица (ст. 5.10, 5.11, 5.15 КоАП РФ); члены избирательной комиссии (ст. 5.6 КоАП РФ); главный редактор, иное ответственное лицо средства массовой информации, журналист (ст. 5.8 КоАП РФ); работодатель (ст. 5.7 КоАП РФ).
Информация о работе Административные правонарушения в области избирательного права