Административные правонарушения в области избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

За последние годы институт выборов органично вошел в жизнь российского общества как реально функционирующий механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Это обуславливает наличие большого количества пробелов и коллизий в избирательном законодательстве, что является причиной неэффективного регулирования общественных отношений в сфере избирательной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и основание административно-правовой ответственности правонарушений, посягающих на избирательные права граждан РФ. 6
1.1.Понятие, сущность правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 6
1.2. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан Российской Федерации. 14
1.3.Административно-правовой статус субъектов избирательного права. 19
Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам правонарушения, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 24
2.1.Правовые особенности отдельных видов нарушений, посягающие на избирательные права граждан в Российской Федерации. 24
2.2.Особенности производства по делам в области избирательного права. 37
Заключение 42
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.24 Кб (Скачать)

6. Субъектом данного правонарушения  является член участковой избирательной  комиссии (комиссии референдума), в  том числе председатель, его заместитель,  секретарь и другой член комиссии, к которому обратился гражданин  с просьбой об ознакомлении  со списком и получил отказ,  или член избирательной комиссии (комиссии референдума), к которому  поступило заявление гражданина  или указание председателя комиссии  рассмотреть поступившее заявление  и который нарушил установленные  законом сроки и порядок его  рассмотрения.

7. Данное правонарушение может  быть совершено как умышленно,  так и по неосторожности. При  наличии в составе правонарушения  вины в форме прямого умысла  правонарушение является смежным  с преступлением, предусмотренным  ст. 141 УК РФ, и может быть переквалифицировано  по ч. ч. 1 или 2 этой статьи  как воспрепятствование свободному  осуществлению гражданином своих  избирательных прав или права  участвовать в референдуме.

8. Возбуждение дела об административном  правонарушении осуществляется  прокурором, который выносит мотивированное  постановление (ч. 1 ст. 28.4). Дела об  административном правонарушении  рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6).

Разумеется, невозможно обеспечить механизм исполнения решений без установления ответственности. С этой целью законодателем  установлена административная ответственность  по ст. 5.3 КоАП РФ.

Статья 5.3. Неисполнение решения  избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума.

1. Система, статус, полномочия избирательных  комиссий (комиссий референдума)  устанавливаются Федеральными законами  от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (гл. IV); от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах  Президента Российской Федерации" (гл. II); от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации" (гл. 3); Федеральным конституционным  законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О  референдуме Российской Федерации" (гл. 3), а также другими федеральными  законами и законами субъектов  РФ.

В Российской Федерации образуются следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов  РФ, избирательные комиссии муниципальных  образований, окружные избирательные  комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные  комиссии, участковые избирательные  комиссии. При проведении референдумов Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов  РФ, избирательные комиссии муниципальных  образований, территориальные избирательные  комиссии действуют в качестве комиссий референдума, а также создаются  специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

2. Законодательство РФ и субъектов  РФ о выборах и референдуме  (см. его перечень в п. п. 2 и  4 комментария к ст. 5.1) содержит  обычно формулировку о том,  что решения и акты избирательных  комиссий (комиссий референдума), принятые  в пределах их полномочий, обязательны  для федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, государственных  учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений,  общественных объединений, организаций,  должностных лиц, избирателей  и участников референдума. Актами, издаваемыми Центральной избирательной  комиссией РФ, являются постановления,  инструкции, разъяснения, методические  рекомендации и другие акты. Решения  вышестоящей (соответственно уровню  выборов или референдума) избирательной  комиссии, комиссии референдума,  принятые в пределах ее компетенции,  обязательны для нижестоящих  избирательных комиссий, комиссий  референдума.

3. Объективная сторона рассматриваемого  в ч. 1 данной статьи правонарушения  выражается в форме бездействия  (неисполнения) или действия (ненадлежащего  исполнения) должностного лица или  организации (юридического лица), обязанных по закону либо по  требованию избирательной комиссии, комиссии референдума выполнить  ее решение при условии, что  такое решение принято в пределах  установленных законом полномочий  комиссии. Например, невыполнение должностным  или юридическим лицом решения  избирательной комиссии о прекращении  незаконного участия этого лица  в предвыборной агитации, неосуществление  указанными лицами необходимых  условий для проведения массовых  мероприятий (собраний, встреч зарегистрированных  кандидатов с избирателями, публичных  дебатов, митингов) в ходе избирательной  кампании, неосуществление должностными  лицами государственных органов  по представлению избирательных  комиссий, комиссий референдума  проверок информации о нарушениях  законодательства о выборах и  референдуме и непринятие мер  по пресечению нарушений и  т.п.

4. Законодательством установлено,  что государственные органы, органы  местного самоуправления, политические  партии и иные общественные  объединения, организации независимо  от формы собственности, в том  числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных  изданий, а также должностные  лица указанных органов и организаций  обязаны представлять избирательным  комиссиям, комиссиям референдума  необходимые сведения и материалы,  давать ответы на обращения  этих комиссий. Установлены и  специальные сроки для этого  - пять дней по общему правилу;  для дачи ответов на обращения,  поступившие за пять и менее  дней до дня голосования, - не  позднее дня, предшествующего  дню голосования, а в день, предшествующий  дню голосования, в день голосования  и в день, следующий за днем  голосования, - немедленно.

5. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой  статьи, составляют бездействие  (непредставление сведений и материалов) или действия (представление с  нарушением срока) указанных в  диспозиции нормы органов, организаций  и их должностных лиц. Например, непредставление сведений органом  внутренних дел о наличии судимости  у кандидата и др. Исключение  составляют: нарушение порядка представления  сведений об избирателях, участниках  референдума избирательным комиссиям,  комиссиям референдума (ответственность  за это деяние установлена  ст. 5.4), а также непредставление  либо неполное, неточное представление  отчета или сведений кандидатом  или избирательным объединением  о поступлении и расходовании  средств, выделенных на подготовку  и проведение выборов, референдума  (ответственность за это деяние  предусмотрена ч. 1 ст. 5.17).

6. Субъектами рассматриваемых правонарушений  являются как должностные, так  и юридические лица. Ответственность  может наступать в отношении  любого должностного лица федерального  органа исполнительной власти  РФ или органа исполнительной  власти субъекта РФ, органа местного  самоуправления, учреждения, предприятия  и т.д. и одновременно для  любого юридического лица.

7. С субъективной стороны данное  правонарушение может быть совершено  как умышленно, так и по неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях  рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы  об административных правонарушениях  составляются членами избирательной  комиссии, комиссии референдума  с правом решающего голоса, уполномоченными  избирательными комиссиями, комиссиями  референдума (ч. 5 ст. 28.3).20

Таким образом, мы видим, что грамотное  применение избирательными комиссиями, судами, иным органами власти положений  КоАП, строгое и беспрекословное соблюдение избирательного законодательства во многом позволяют держать под контролем законность избирательного процесса, а следовательно, обеспечивать честность и легитимность выборов.21

 

2.2.Особенности производства по делам в области избирательного права.

Анализ практики привлечения  к административной ответственности  за нарушения законодательства о  выборах на современном этапе  свидетельствует о снижении роста  нарушений в сфере реализации избирательного законодательства в  целом. К примеру, в 2010 году по сравнению  с 2009 годом количество выявленных прокурорами  нарушений сократилось с 8848 до 7565. В 14 субъектах Российской Федерации 11 марта 2007 года прошли выборы в законодательные (представительные) органы власти субъектов  Федерации и в 72 – в органы местного самоуправления. В период этих избирательных кампаний органами прокуратуры выявлено более 500 нарушений  законодательства, возбуждено свыше 250 дел об административных правонарушениях. Вместе с тем нарушений, которые  могли бы повлиять на общие итоги  выборов, выявлено не было. Согласно положениям действующего в Российской Федерации  законодательства субъектами административного  правонарушения являются физические лица (в том числе должностные) и  юридические лица (организации). В  силу норм статьи 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) ответственность  за административное правонарушение наступает  с 16 лет. Однако применительно к избирательным  правоотношениям необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона об основных гарантиях участвовать в предусмотренных  законодательством о выборах  избирательных действиях вправе гражданин Российской Федерации, которому исполнилось либо исполнится на день голосования 18 лет.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года№93 ФЗ “О внесении изменений  в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации” изменены редакции 23 статей КоАП РФ (ст. 5.6–5.9, 5.11–5.13, 5.15, 5.17–5.21,5.24,5.25,5.27,5.46–5.52).

Введено три новых состава, предусматривающих административную ответственность за нарушение законодательства о выборах (ч. 2 ст. 5.3, ч. 2 ст. 5.5, ст. 5.56). В настоящее время протоколы  об административных правонарушениях  вправе составлять следующие должностные  лица: по статьям 5.3–5.5, 5.8–5.10, 5.12, 5.15, 5.17–5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 КоАП РФ – члены избирательных  комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ); по статьям 5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14–5.16, 5.22, 5.47, 5.49 КоАП РФ – должностные  лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); по статьям 5.5, 5.10, 5.11, 5.13, 5.51 КоАП РФ – должностные  лица органов, уполномоченных в области  печати и средств массовой информации (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); по статьям 5.5, 5.10, 5.11, 5.13 КоАП РФ – должностные лица органов, уполномоченных в области  телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством  вещания (п. 60 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); по статье 5.21 Кодекса – инспектора Счетной палаты Российской Федерации (абзац 3 ч. 5 ст. 28.3 Кодекса). Таким образом, по ряду статей (5.5, 5.10, 5.12, 5.15, 5.47, 5.51) право на составление протокола об административном правонарушении имеют, помимо уполномоченных членов избирательных комиссий, и другие должностные лица. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для избирательной комиссии в случае поступления к ней обращения с приведением фактов, содержащих признаки административного правонарушения, направлять такие обращения иным должностным лицам для составления протокола, кроме случаев, когда у комиссии, в отличие от иного органа, уполномоченного на составление протоколов об административных правонарушениях, отсутствуют правовые средства для оперативного, полного и всестороннего установления фактов, свидетельствующих о правонарушении (в том числе в связи с необходимостью проведения административного расследования). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23–5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 Кодекса, вправе возбуждать прокурор (ст. 28.4 КОАП РФ). Прокурором может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном любой статьей Кодекса. Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1–5.25, 5.45–5.52, 5.56. КоАП РФ, указаны в части 1 статьи 28.1 КоАП РФ: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих  на наличие события административного  правонарушения. При поступлении  обращения, содержащего сведения об административном правонарушении, в  избирательную комиссию рекомендуем  в целях более объективного подхода  рассматривать такое обращение  на заседании комиссии с принятием  соответствующего решения и последующим  поручением уполномоченному члену  избирательной комиссии, комиссии референдума  составить протокол об административном правонарушении немедленно, либо при  необхо-димости выяснения дополнительных обстоятельств – в течение двух суток с момента вынесения указанного решения, либо вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Сроки составления протокола об административном правонарушении предусмотрены частями 1, 2 статьи 28.5 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности по делам о нарушениях законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

По делу может быть проведено  административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ). Срок проведения административного  расследования не может превышать  один месяц с момента возбуждения  дела о совершении административного  правонарушения. Административное расследование  проводится в случае, если после  выявления административного правонарушения необходимо осуществить экспертизу или иные процессуальные действия, требующие значительных временных  затрат. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимает должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о совершении административного правонарушения, в виде определения (п. 2 ст. 28.7), а прокурором - в виде постановления. Это определение выносится немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц. В исключительных случаях этот срок, по ходатайству лица, проводящего расследование, может быть продлен на один месяц вышестоящим должностным лицом. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется только после окончания расследования. В случае, если протокол о совершении административного правонарушения составлен не уполномоченным должностным лицом, суду следует либо возвратить материал для устранения недостатков должностному лицу, направившему материал в суд, либо, если истекли сроки привлечения к административной ответственности, прекратить производство по делу. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

Информация о работе Административные правонарушения в области избирательного права