Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа
За последние годы институт выборов органично вошел в жизнь российского общества как реально функционирующий механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Это обуславливает наличие большого количества пробелов и коллизий в избирательном законодательстве, что является причиной неэффективного регулирования общественных отношений в сфере избирательной системы Российской Федерации.
Введение 2
Глава 1. Понятие и основание административно-правовой ответственности правонарушений, посягающих на избирательные права граждан РФ. 6
1.1.Понятие, сущность правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 6
1.2. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан Российской Федерации. 14
1.3.Административно-правовой статус субъектов избирательного права. 19
Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам правонарушения, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 24
2.1.Правовые особенности отдельных видов нарушений, посягающие на избирательные права граждан в Российской Федерации. 24
2.2.Особенности производства по делам в области избирательного права. 37
Заключение 42
Приложения
Рассматривая административные
правонарушения, посягающие на избирательные
права граждан РФ можно сделать
вывод, что законодатель изменил
основания привлечения к
Нормы Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» включены в соответствующие статьи КоАП РФ17, которые в определенных случаях предусматривают административную ответственность как физических, так и юридических лиц за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст.5.3, 5.5, 5.8, 5.9, 5.11, 5.12, 5.13, 5.16, 5.20, 5.23 КоАП РФ).
Одной из важных новелл КоАП РФ является дифференциация полномочий должностных лиц на составление протоколов об административных правонарушениях (вынесение постановления, когда эти действия осуществляет прокурор), связанных с выборами и референдумами. Так, например, членам избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченным соответствующими комиссиями такое право предоставляется по девяти составам административных правонарушений (ст.5.2 – 5.4, 5.6, 5.9, 5.12, 5.16, 5.19, 5.20), прокурорам – по семи составам (ст.5.1, 5.5, 5.7, 5.8, 5.22 – 5.24), инспекторам Счетной палаты Российской Федерации – по одному составу (п.2 ст.5.17), должностными лицами органов, уполномоченных в области печати, телевидения и радиовещания – по пяти составам (п.1-5 ст.5.25).
По некоторым правонарушениям составлять протоколы могут разные должностные лица. Так, по четырем составам (5.10, 5.11, 514, 5.15) такими полномочиями наделены должностные лица органов внутренних дел (милиции) и члены избирательных комиссий, комиссий референдума; по одному составу (ст.5.14) – члены избирательных комиссий, комиссий референдума и должностные лица органов печати, телевидения и радиовещания; по двум составам (п.1 ст.5.17, ст.5.18) – члены избирательных комиссий, комиссий референдума и инспектора счетной палаты российской Федерации; по одному составу (ст.5.21) – инспектора Счетной палаты и должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Подробнее изучить правовые особенности правонарушения, посягающего на избирательные права граждан РФ можно с помощью рассмотрения составов правонарушений перечисленных с ст. 5.1. – 5.25. КоАП РФ. Деяние виновного лица может выражаться в форме действия (активного, например, подкуп избирателей ст.5.16 КоАП РФ), а также в форме бездействия (например, неисполнение решений избирательной комиссии ст.5.3). Составы правонарушений, в большинстве случаев, являются формальными, т.е. для квалификации правонарушений необходимо доказать лишь факт совершения деяния, при этом не требуется выявления наступивших вредных последствий и ущерба. В определенных законом случаях, обязательно установление факультативных признаков объективной стороны, которые необходимо фиксировать в официальных документах.
Необходимо отметить то, что за совершение данных административных правонарушений законодатель установил ответственность, в виде административного штрафа и конфискации предмета административного правонарушения.
Штраф является одним из видов административного наказания. 18 Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия на правонарушителя. Юридическое содержание штрафа выражается в обязанности виновного лица уплатить в доход государства конкретную денежную сумму. Нарушение установленного законодательством правила поведения влечет ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 5 до 500 минимальных размеров оплаты труда в зависимости от субъекта совершения административного правонарушения.
Среди избирательных правонарушений, закрепленных в главе 5 КоАП РФ, есть два состава административных правонарушений, где помимо административного штрафа предусмотрено дополнительное наказание - это конфискация предмета административного правонарушения. Например, статья 5.19 Использование незаконной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума. Законодатель прямо указал на обязательную конфискацию предмета, которым может являться любые материальные ценности, пригодные для использования при проведении выборов и референдумов (компьютерная техника, оргтехника, канцелярские товары, бумага и бензин и другие горюче-смазочные материалы, и др.). Подобная санкция также предусмотрена статьей 5.20. Финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки. В данном случае предметом административного правонарушения являются денежные средства (в отечественно и (или) иностранной валюте), а также любые материальные ценности, пригодные для использования в решении тех или иных задач избирательной кампании (референдума). Предмет административного правонарушения подлежит обязательной конфискации в качестве дополнительного административного взыскания.
Чтобы более полно понять взаимосвязь
норм материального права, связанного
с проведением выборов и норм,
устанавливающих
Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.
1. Гражданам, общественным
Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования.
Ранее размещенные вне зданий и
помещений избирательных
2. Законодательством РФ о
3. Объективная сторона
4. Субъектами данного
5. Дела об административных
Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.
1. Право граждан Российской
На основании Конституции РФ приняты Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп.), от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп.), от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.) и иные законодательные акты РФ и субъектов РФ. В них также содержатся нормы, определяющие избирательные права граждан, порядок и условия их реализации.
2. Гражданин Российской
Право быть избранным в органы государственной
власти и органы местного самоуправления
(пассивное избирательное
Не имеют права избирать и
быть избранными, участвовать в референдуме
граждане, признанные судом недееспособными
или содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда. Не имеют
права быть избранными граждане РФ,
имеющие гражданство
3. Упоминаемый в диспозиции
4. К числу гарантий
5. Объективная сторона
Информация о работе Административные правонарушения в области избирательного права