Административно-правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Цели исследования: определение административно-правового статуса государственных служащих, понятие и виды их, виды поощрения и ответственности, к которой привлекаются государственные служащие в случае нарушения ими законодательства.

Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 53.28 Кб (Скачать)
  1. Поощрение и ответственность  государственных  служащих

    Действия  государственного служащего не только в отношениях по поводу его труда, но и в самом процессе труда  вызывают определенные правовые последствия  либо создают необходимые условия  для их возникновения. Все государственные  служащие являются субъектами права, обладают правовым статусом, включающим ряд  элементов – совокупность прав и  свобод, обязанности, поощрения и  гарантии, ответственность.

    Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной  дисциплины на порученном участке работы – одна из основных обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они  могут привлекаться к соответствующей  ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

    Государственные служащие, виновные в совершении конкретного  преступления, могут быть подвергнуты  уголовному наказанию по приговору  суда. В тоже время государственные  служащие могут быть подвергнуты  уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При  этом речь идет и о деяниях, которые  могут совершать и недолжностные  лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию.

    Основанием  для административной ответственности  служащих выступает деяние, которое  одновременно расценивается и как  административный, и как дисциплинарный проступок.

    Административная  ответственность государственных  служащих –  это меры воздействия  в порядке служебного подчинения за нарушения правил государственной  службы, не преследуемая в уголовном  порядке.

    Основным  видом ответственности государственных  служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего.

    Для государственных служащих предусмотрены  определенные социальные гарантии, поощрения, а также повышенная ответственность  за совершенные ими правонарушения (например, военнослужащие, работники  милиции, судьи, прокуроры за административные проступки несут дисциплинарную ответственность).

    <<<Закон  Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе  в Республике Беларусь»>>> (далее  – Закон о государственной  службе) в ст. 56 предусматривает,  что государственные служащие  за неисполнение или ненадлежащее  исполнение по их вине возложенных  на них служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской  дисциплины, а равно за несоблюдение  установленных законом ограничений,  связанных с государственной  службой, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность  в соответствии с законодательством.  Ответственность выражается в  применении к государственным  служащим мер наказания, взысканий,  предусмотренных законодательством  за виновное совершение ими  правонарушения.

    Дисциплинарная  ответственность государственного служащего заключается в наложении  руководителем государственного органа или уполномоченным лицом на государственных  служащих, совершивших должностные  проступки, установленных законом  дисциплинарных взысканий. Дисциплинарная ответственность применяется к  государственным служащим за должностной  проступок, т.е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных  на него служебных обязанностей.

    Должностной проступок состоит из следующих  элементов:

субъект должностного проступка – конкретный государственный служащий;

субъективная  сторона состава – отношение  государственного служащего к совершенному им деянию в виде вины;

объект  состава – интересы государства, права, обязанности, интересы государственного органа, руководителя, служебные правила  и т.д.;

объективная сторона состава – конкретные действия (бездействие), нарушающие правила, интересы, права, обязанности. Объективную  сторону составляют также время, место, обстановка, средства должностного проступка.

    Условием  дисциплинарной ответственности является противоправность действий (бездействия) служащего государственного аппарата. Противоправными являются действия (бездействие), которые не соответствуют  законам, иным нормативным правовым актам, в том числе определяющим служебные обязанности государственного служащего (должностные инструкции, положения и др.). Отсутствие противозаконности  является основанием для непризнания  неисполнения и ненадлежащего исполнения служащим государственного аппарата своих  обязанностей должностным проступком и лишает права применить за такого рода деяния меры дисциплинарной ответственности.

    Дисциплинарную  ответственность следует отличать от административной ответственности, которая наступает за совершение лицом административного проступка, состоящего в нарушении установленных  полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения (правил дорожного движения, противопожарных  правил, правил по технике безопасности и т.п.). Административная ответственность (обычно в виде штрафа) применяется  органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями  подчиненности по работе и службе (например, органами милиции, судьями, государственными инспекторами по охране труда, инспекторами государственной  противопожарной службы, главными санитарными  врачами и др.).

    В отдельных случаях правонарушение может содержать одновременно признаки как дисциплинарного, так и административного  проступка и влечет, соответственно, два вида ответственности.

    Нарушение должностным лицом правил по охране труда и законодательства о труде  может вызвать применение к нему мер со стороны руководителя государственного органа (дисциплинарная ответственность) и наложение денежного штрафа государственными инспекторами по охране труда (административная ответственность).

    В настоящее время отсутствует  специальный нормативный акт  о дисциплинарной ответственности  государственных служащих. Общие  положения о дисциплинарной ответственности  государственных служащих содержатся в Законе о государственной службе. Вместе с тем в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности действуют уставы и положения  о дисциплине отдельных категорий  государственных служащих, например в судах, органах прокуратуры, таможенных органах и др.

    Статьей 57 Закона о государственной службе установлено, что к государственным  служащим за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей могут применяться следующие  дисциплинарные взыскания:

    • замечание;
    • выговор;
    • предупреждение о неполном служебном отпуске;
    • понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;
    • увольнение с занимаемой должности в соответствии с законом о государственной службе, законодательством о труде и иными законодательными актами.

    К государственным служащим могут  применяться и иные меры дисциплинарного  взыскания, предусмотренные законодательством.

    На  государственных служащих распространяется общий порядок наложения, снятия и обжалования дисциплинарных взысканий, установленный трудовым законодательством. Следовательно, при применении дисциплинарных взысканий к государственным  служащим и их обжаловании необходимо руководствоваться ст. 197–204 Трудового  кодекса Республики Беларусь. Об этом указано в ч. 4 ст. 57 Закона о государственной  службе: порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий  определяются законодательством о  труде и иными актами законодательства.

    Следует отметить, что в дисциплинарном производстве (в отличие от других видов юридической  ответственности) отсутствует перечень нарушений, которые являются дисциплинарным проступком и могут влечь применение дисциплинарных взысканий. Как указывает  В.М. Манохин, такой перечень составить  практически невозможно из-за большого разнообразия проступков и различных  условий2. Должностным проступком служащего  государственного аппарата являются любые  действия или бездействие, связанные  с неисполнением или ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей. Они могут выражаться в умышленном нарушении правил служебного распорядка, должностных инструкций, приказа  руководителя, правил работы со служебной  информацией, отказе участвовать в  служебных мероприятиях, отказе от служебной командировки и т.д.

    При решении вопроса о привлечении  государственного служащего к дисциплинарной ответственности следует руководствоваться  Законом о государственной службе. Злоупотребление правами, как и  неисполнение обязанностей, несоблюдение правоограничений, в любом случае является должностным проступком и  может влечь дисциплинарную ответственность. Это общие права, обязанности и правоограничения. Каждому государственному служащему устанавливаются конкретные права и обязанности в должностных инструкциях. Неисполнение обязанностей, содержащихся в должностной инструкции, также является должностным проступком. Право привлечения к дисциплинарной ответственности предоставлено органу или руководителю органа, имеющему право принимать (назначать) государственного служащего на государственную должность. Закон не требует применения мер дисциплинарных взысканий в той последовательности, в которой они названы в законе.

    За  каждый дисциплинарный проступок может  быть применено только одно дисциплинарное взыскание. В то же время к государственным  служащим, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер  дисциплинарного взыскания могут  быть применены дополнительные меры правового воздействия: лишение  премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др.

    За  отсутствие на работе более трех часов  специалисту 1 категории Ш. руководитель государственного органа объявил выговор, лишил премии за месяц, в котором  имело место нарушение, уменьшил отпуск на один день. Применение всех этих мер является законным.

    Если  после применения дисциплинарного  взыскания служащий продолжает не выполнять  возложенные на него обязанности, то возможно применение к нему нового дисциплинарного взыскания. В данном случае имеет место продолжающийся дисциплинарный проступок, который  прекращается лишь надлежащим выполнением  требуемого.

    Например, государственному служащему в связи  с необходимостью выполнения работы, входящей в его должностные обязанности, вне места нахождения государственного органа дано указание выехать в служебную  командировку. Госслужащий без уважительных причин отказался от выезда в командировку, за что ему было объявлено дисциплинарное взыскание и предложено выполнить указание о выезде в командировку. При невыполнении такого приказа служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности.

    Дисциплинарное  взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением государственного органа. Приказ (распоряжение), постановление  о дисциплинарном взыскании с  указанием мотивов объявляется  государственному служащему под  роспись в пятидневный срок.

    Государственный служащий, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим  дисциплинарного взыскания. Отказ  от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом  с указанием присутствующих при  этом свидетелей.

Меры  поощрения государственных служащих:

    Государственные  служащие  за  успешное  и  добросовестное исполнение  служебных  обязанностей, продолжительную  и  безупречную  государственную  службу,  выполнение  заданий  особой   важности   и сложности, другие достижения в  труде поощряются:

     объявлением благодарности;

     единовременным денежным вознаграждением;

     награждением ценным подарком;

     досрочным   присвоением   очередного  класса   государственного

служащего по занимаемой должности.

    К  государственным служащим могут  применяться и  иные  меры поощрения,     предусмотренные    законодательством.     Допускается одновременное применение нескольких мер поощрения. За особые заслуги государственные служащие представляются  в установленном     законодательством    порядке     к     награждению государственными наградами Республики Беларусь. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Как и всякая служба, государственная  служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда – это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных  органов в целях осуществления  задач и функций государства.

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих