Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:36, контрольная работа
Цели исследования: определение административно-правового статуса государственных служащих, понятие и виды их, виды поощрения и ответственности, к которой привлекаются государственные служащие в случае нарушения ими законодательства.
Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов.
Действия государственного служащего не только в отношениях по поводу его труда, но и в самом процессе труда вызывают определенные правовые последствия либо создают необходимые условия для их возникновения. Все государственные служащие являются субъектами права, обладают правовым статусом, включающим ряд элементов – совокупность прав и свобод, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность.
Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы – одна из основных обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к соответствующей ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.
Государственные
служащие, виновные в совершении конкретного
преступления, могут быть подвергнуты
уголовному наказанию по приговору
суда. В тоже время государственные
служащие могут быть подвергнуты
уголовному наказанию за деяния, совершенными
ими как должностными лицами, если
нарушение ими служебных
Основанием для административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок.
Административная
ответственность
Основным
видом ответственности
Для государственных служащих предусмотрены определенные социальные гарантии, поощрения, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения (например, военнослужащие, работники милиции, судьи, прокуроры за административные проступки несут дисциплинарную ответственность).
<<<Закон
Республики Беларусь от 14 июня 2003
г. «О государственной службе
в Республике Беларусь»>>> (далее
– Закон о государственной
службе) в ст. 56 предусматривает,
что государственные служащие
за неисполнение или
Дисциплинарная
ответственность
Должностной проступок состоит из следующих элементов:
субъект должностного проступка – конкретный государственный служащий;
субъективная сторона состава – отношение государственного служащего к совершенному им деянию в виде вины;
объект состава – интересы государства, права, обязанности, интересы государственного органа, руководителя, служебные правила и т.д.;
объективная сторона состава – конкретные действия (бездействие), нарушающие правила, интересы, права, обязанности. Объективную сторону составляют также время, место, обстановка, средства должностного проступка.
Условием
дисциплинарной ответственности является
противоправность действий (бездействия)
служащего государственного аппарата.
Противоправными являются действия
(бездействие), которые не соответствуют
законам, иным нормативным правовым
актам, в том числе определяющим
служебные обязанности
Дисциплинарную
ответственность следует
В
отдельных случаях
Нарушение должностным лицом правил по охране труда и законодательства о труде может вызвать применение к нему мер со стороны руководителя государственного органа (дисциплинарная ответственность) и наложение денежного штрафа государственными инспекторами по охране труда (административная ответственность).
В настоящее время отсутствует специальный нормативный акт о дисциплинарной ответственности государственных служащих. Общие положения о дисциплинарной ответственности государственных служащих содержатся в Законе о государственной службе. Вместе с тем в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности действуют уставы и положения о дисциплине отдельных категорий государственных служащих, например в судах, органах прокуратуры, таможенных органах и др.
Статьей 57 Закона о государственной службе установлено, что к государственным служащим за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:
К
государственным служащим могут
применяться и иные меры дисциплинарного
взыскания, предусмотренные
На
государственных служащих распространяется
общий порядок наложения, снятия
и обжалования дисциплинарных взысканий,
установленный трудовым законодательством.
Следовательно, при применении дисциплинарных
взысканий к государственным
служащим и их обжаловании необходимо
руководствоваться ст. 197–204 Трудового
кодекса Республики Беларусь. Об этом
указано в ч. 4 ст. 57 Закона о государственной
службе: порядок и сроки применения
дисциплинарных взысканий, органы, руководители,
правомочные применять
Следует
отметить, что в дисциплинарном производстве
(в отличие от других видов юридической
ответственности) отсутствует перечень
нарушений, которые являются дисциплинарным
проступком и могут влечь применение
дисциплинарных взысканий. Как указывает
В.М. Манохин, такой перечень составить
практически невозможно из-за большого
разнообразия проступков и различных
условий2. Должностным проступком служащего
государственного аппарата являются любые
действия или бездействие, связанные
с неисполнением или
При
решении вопроса о привлечении
государственного служащего к дисциплинарной
ответственности следует
За
каждый дисциплинарный проступок может
быть применено только одно дисциплинарное
взыскание. В то же время к государственным
служащим, совершившим дисциплинарный
проступок, независимо от применения мер
дисциплинарного взыскания
За отсутствие на работе более трех часов специалисту 1 категории Ш. руководитель государственного органа объявил выговор, лишил премии за месяц, в котором имело место нарушение, уменьшил отпуск на один день. Применение всех этих мер является законным.
Если после применения дисциплинарного взыскания служащий продолжает не выполнять возложенные на него обязанности, то возможно применение к нему нового дисциплинарного взыскания. В данном случае имеет место продолжающийся дисциплинарный проступок, который прекращается лишь надлежащим выполнением требуемого.
Например, государственному служащему в связи с необходимостью выполнения работы, входящей в его должностные обязанности, вне места нахождения государственного органа дано указание выехать в служебную командировку. Госслужащий без уважительных причин отказался от выезда в командировку, за что ему было объявлено дисциплинарное взыскание и предложено выполнить указание о выезде в командировку. При невыполнении такого приказа служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением государственного органа. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется государственному служащему под роспись в пятидневный срок.
Государственный служащий, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.
Меры
поощрения государственных
Государственные служащие за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения в труде поощряются:
объявлением благодарности;
единовременным денежным
награждением ценным подарком;
досрочным присвоением очередного класса государственного
служащего по занимаемой должности.
К
государственным служащим могут
применяться и иные меры поощрения,
предусмотренные законодательством.
Допускается одновременное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как и всякая служба, государственная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда – это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.
Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих