Административное право и ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответству¬ющие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленчес¬кого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя органи¬зационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосу¬дарственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

Введение
1. Понятие административного права, его предмет, цели, принципы и функции
2. Производство по делам об административных правонарушениях
3. Административная ответственность и виды взысканий
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная по праву Таня.docx

— 70.80 Кб (Скачать)

– за нарушение  требований пожарной безопасности в  лесах или на торфяниках (ст. 15.29 КоАП РБ);

– за жестокое обращение с животными (ст. 15.45 КоАП РБ);

– за разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58 КоАП РБ);

– за мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП РБ);

– за нарушение  правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или  городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая ст. 18.3 КоАП РБ);

– за нарушение  правил пользования средствами железнодорожного транспорта, правил пользования транспортным средством или правил пользования  метрополитеном (ст. 18.4, 18.9, 18.10 КоАП РБ);

– за нарушение  требований по обеспечению сохранности  грузов на транспорте (ст. 18.34 КоАП РБ);

– за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 19.4 КоАП РБ);

– за нарушение  порядка вскрытия воинских захоронений  и проведения поисковых работ (ст. 19.7 КоАП РБ);

– за незаконные действия в отношении газового, пневматического  или метательного оружия, за незаконные действия в отношении холодного  оружия (стст. 23.46, 23.47 КоАП РБ).

Не подлежит административной ответственности  физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что  вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим  расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Не подлежит административной ответственности  физическое лицо, которое во время  совершения деяния находилось в состоянии  невменяемости, то есть не могло сознавать  фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия  или иного психического заболевания.

КоАП РБ (ст. 4.5) определен перечень деяний, содержащих признаки административных правонарушений и влекущих для правонарушителя административную ответственность лишь при наличии от потерпевшего (его законного представителя) требования об этом, выраженного в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. В числе таких деяний:

– умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП РБ);

– клевета (ст. 9.2 КоАП РБ);

– оскорбление (ст. 9.3 КоАП РБ);

– отказ  в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП РБ);

– присвоение найденного имущества (ст. 10.6 КоАП РБ);

– причинение имущественного ущерба (ст. 10.7 КоАП РБ);

– уничтожение  или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур  или насаждений (ст. 10.8 КоАП РБ);

– умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП РБ);

– разглашение  коммерческой или иной тайны (ст. 22.13 КоАП РБ).

Особые  правила установлены для привлечения  к административной ответственности  индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц. Физическое лицо подлежит административной ответственности  как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью  и прямо предусмотрено статьей  Особенной части КоАП РБ. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП РБ для физического лица.

      Юридическое лицо может нести ответственность  только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП РБ. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

      Административное  взыскание является мерой административной ответственности.

      Административное  взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как  самим физическим лицом, совершившим  такое правонарушение, так и другими  физическими лицами.

      Административное  взыскание, налагаемое на юридическое  лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

      Применение  административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. В то же время, наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

      Административное  взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с соблюдением  условий и правил наложения административных взысканий в пределах, установленных  санкцией соответствующей статьи Особенной  части КоАП РБ, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Виды административных взысканий установлены в ст.6.2. КоАП РБ.

За совершение административных правонарушений к  физическим лицам применяются следующие  виды административных взысканий:

– предупреждение;

– штраф;

– исправительные работы;

– административный арест;

– лишение  специального права;

– лишение  права заниматься определенной деятельностью;

– конфискация;

– депортация;

– взыскание  стоимости предмета административного  правонарушения.

При наложении  административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и  личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень  его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

В отношении  юридических лиц применяются  следующие административные взыскания:

– штраф;

– лишение  права заниматься определенной деятельностью;

– конфискация;

– взыскание  стоимости предмета административного  правонарушения.

При наложении  административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а  также финансово-экономическое положение  юридического лица.

Предупреждение  представляет собой письменное предостережение  физического лица о недопустимости противоправного поведения, является наиболее мягкой мерой административного  наказания (ст.6.4 КоАП).

Штраф (ст. 6.5 КоАП РБ) является денежным взысканием в пользу государства, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

Для физического  лица штраф может быть установлен в размере от 0,1 до 50 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 200 базовых величин, для  юридических лиц – от 10 до 1000 базовых  величин при исчислении штрафа в  базовых величинах.

Если  физическое лицо признало себя виновным в совершении административного  правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном  Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП РБ, но не ниже 0,5 базовой величины.

Исправительные  работы заключаются в удержании  из заработка физического лица 20% в доход государства и устанавливаются  на срок от 1 до 2 месяцев с отбыванием их по месту работы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 6.6 КоАП РБ). Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, а также иным лицам, указанным в КоАП РБ.

Административный  арест состоит в содержании физического  лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением  административных взысканий, и устанавливается  на срок до 15 суток (ст. 6.7 КоАП РБ). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов І группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, а также к иным лицам, указанным в КоАП РБ.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (напр., права управления транспортными средствами), применяется  за грубое нарушение порядка пользования  этим правом. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. (ст. 6.8 КоАП РБ).

Лишение права управления транспортным средством  не может назначаться физическому  лицу, которое пользуется этим средством  в связи с инвалидностью, за исключением  случаев:

– управления транспортным средством в состоянии  алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических  средств, психотропных, токсических  или других одурманивающих веществ,

– отказа от прохождения в установленном  порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния  алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических  средств, психотропных, токсических  или других одурманивающих веществ,

– или  оставления в нарушение установленных  правил места дорожно-транспортного  происшествия.

Лишение права заниматься определенной деятельностью  применяется с учетом характера  совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется  специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным  сохранение за физическим или юридическим  лицом права заниматься таким  видом деятельности. Лишение права  заниматься определенной деятельностью  устанавливается на срок от 6 месяцев  до 1 года (ст. 6.9 КоАП РБ).

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном  обращении в собственность государства  дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в  собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных  соответствующими статьями Особенной части КоАП РБ.

Информация о работе Административное право и ответственность