- Хотя большинство
составов экологических проступков сформулированы
как формальные, но сохранены и конструкции
материальных (ст. 8.19, 8.30, 8.35) и введены
составы поставления в опасность (например,
в ст. 8.3, устанавливающей ответственность
за нарушение правил обращения с пестицидами
и агрохимикатами, которое может повлечь
причинение вреда окружающей природной
среде, в ст. 8.13, устанавливающей ответственность
за нарушение водоохранного режима на
водосборах водных объектов, которое может
повлечь загрязнение указанных объектов
или другие вредные явления (по ч. 1), а по
ч. 4 – за нарушение требований к охране
водных объектов, которое может повлечь
их загрязнение, засорение и (или) истощение).
- Изменился
подход к использованию таких конструкций
составов, как общие и специальные: в новый
КоАП РФ включен целый ряд общих составов
(ст. 8.1 – 8.5), выполняющих роль своеобразных
резервных норм. Конечно, это порождает
проблему разграничения общих и специальных
составов, но она решается со значительно
меньшими затратами – путем толкования
закона – по сравнению с необходимостью
внесения постоянных поправок в текст
Кодекса59.
- Уточнены
признаки объективной стороны многих
традиционных составов экологических
проступков. Они описаны более подробно,
например, ст. 8.35 ч. 1 – уничтожение редких
и находящихся под угрозой исчезновения
видов животных или растений, занесенных
в Красную книгу Российской Федерации
либо охраняемых международными договорами,
а равно действия (бездействие), которые
могут привести к гибели, сокращению численности
либо нарушению среды обитания этих животных
или к гибели таких растений, либо добывание,
сбор, содержание, приобретение, продажа
либо пересылка указанных животных или
растений, их продуктов, частей либо дериватов
без надлежащего на то разрешения или
с нарушением условий, предусмотренных
разрешением, либо с нарушением иного
установленного порядка. Правда, привычка
использовать «назывательные» составы,
когда и текст нормы, и ее название фактически
совпадают, все же сохранилась (например,
ст. 8.15 «Нарушение правил эксплуатации
водохозяйственных или водоохранных сооружений
и устройств»).
- Законодатель
счел нужным в некоторых случаях подробно
описать предмет посягательства. Например,
в ст. 8.5 раскрыто не только содержание
экологической информации: это данные
о состоянии окружающей природной среды
и природных ресурсов, об источниках загрязнения
окружающей природной среды и природных
ресурсов или иного вредного воздействия
на окружающую природную среду и природные
ресурсы, о радиационной обстановке, сведения
о состоянии земель, водных и других объектов,
но и указаны общие ее признаки – полнота
и достоверность. Впервые в качестве самостоятельного
объекта названа окружающая среда60.
- Специфика
рассмотрения дел об экологических административных
правонарушениях отражена законодателем
и должна учитываться правоприменителями,
например, в связи со ст. 4.5, регулирующей
давность (ч. 1), ст. 26.1, в которой указываются
обстоятельства, подлежащие выяснению
по делу об административном правонарушении,
где особое внимание для материальных
составов надо обратить на установление
характера и размера ущерба, причиненного
административным правонарушением.
- Усложнились
предписания, определяющую систему субъектов
применения административных взысканий,
что отражает сложность самого построения
контрольно-надзорных органов.
- Изменен порядок
и круг лиц, уполномоченных составлять
протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 протоколы об
административных правонарушениях составляются
должностными лицами органов, уполномоченных
рассматривать дела об административных
правонарушениях в пределах компетенции
соответствующего органа, а также должностными
лицами органов внутренних дел (милиции)
по статьям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст.
28.361.
- Санкции в
основном определены в виде административного
штрафа, Предусмотрена и конфискация (например,
ст. 8.19, 8.37). Законодатель использовал два
способа определения размера штрафа. В
большинстве статей он определяется через
величину кратную МРОТ. В нескольких случаях
– в зависимости от стоимости предмета
административного правонарушения (например,
ч. 2 ст. 8.17).
- По многим
параметрам структура КоАП РФ схожа со
структурой КоАП РСФСР, что понятно. Обсуждавшаяся
в начале работы над проектом идея о двух
кодексах, содержащих, соответственно,
материальные и процессуальные предписания
(по аналогии с УК и УПК,ГК и ГПК), не была
поддержана, и КоАП РФ объединяет нормы
различных видов и, следовательно, состоит
из трех частей: Общей (раздел 1), Особенной
(раздел 2) и регулирующей процессуальные
вопросы (разделы 3-4).
Удачным решением технического
характера следует признать введение
отдельной нумерации статей внутри каждой
из глав. Это позволит вносить изменения
и дополнения в текст Кодекса без особого
ущерба для его структуры62.
Если проанализировать – хотя
бы в первом приближении –
результаты реформы
административной ответственности за
экологические правонарушения применительно
к отдельным их видам, то можно отметить
ряд тенденций.
З е м е л ь н ы е
п р а в о н а р у
ш е н и я. КоАП РФ, сохраняя
традиции и преемственность правового
регулирования, содержит ряд статей,
предусматривающих меры ответственности
за посягательства на земельную собственность,
право землепользования, правопорядок
в сфере рационального использования
и охраны земель (почв), их состояние и
качество. Эти статьи включены в гл. 7, 8,
10.
Число статей и составов
земельных административно-наказуемых
правонарушений увеличилось;
расширен круг объектов
защиты; усилены санкции.
Г о р н ы е п р
а в о н а р у ш е
н и я. При формулировании
составов в этом случае законодатель
использовал более разнообразные
приемы юридической техники, предусмотрев
формальные, материальные и составы поставления
в опасность. Этим обеспечивается потенциальная
эффективность норм КоАП и повышается
их профилактический потенциал.
Кодекс достаточно
полно регулирует ответственность
за посягательства на отношения собственности,
порядок недропользования и охраны недр63.
В о д н ы е п р
а в о н а р у ш е
н и я. Пожалуй, в ходе
административно-правовой реформы
эта часть подверглась наибольшим
изменениям (если не считать введения
общих составов). Законодатель принял
решение не только существенно расширить
перечень составов, но в максимальной
степени использовал средства юридической
техники при формулировании признаков
предмета и объективной стороны, постаравшись
их конкретизировать.
П р а в о н а р у
ш е н и я , п о с я
г а ю щ и е н а
а т м о с ф е р н
ы й в о з д у х.
Изменения здесь были минимальны.
Например, был исключен состав ввода в
эксплуатацию предприятий без соблюдения
требований по охране атмосферного воздуха
в связи с введением общей нормы (ст. 8.1).
Аналогичная ситуация с составами нарушения
таких требований при складировании и
сжигании отходов, при обращении с пестицидами
и агрохимикатами.
П р а в о н а р у
ш е н и я , п о с я
г а ю щ и е н а
к о н т и н е н т а л ь н ы й ш е л ь ф и м
о р с к и е в о д ы Р Ф. Были проведены в
основном редакционные и структурно-технические
преобразования, сводящиеся к объединению
отдельных статей, уточнению терминологии
и отдельных формулировок. Главное – это
расширение объекта защиты за счет включения
в предмет посягательства внутренних
морских вод и территориального моря РФ,
их живых и неживых ресурсов.
Л е с о н а р у ш
е н и я. Институт административной
ответственности за их совершение
имеет давние традиции и регулируется
подробным образом. И в КоАП РСФСР и в КоАП
РФ это самые многочисленные статьи (соответственно,
17 и 9). В них содержится значительное число
формальных и материальных составов.
Изменения носят в основном
редакционный и структурный
характер.
П р а в о н а р у
ш е н и я , п о с я
г а ю щ и е н а
ж и в о т н ы й
м и р. Подход к охране
животного мира средствами административной
ответственности в принципе остался
прежним. В результате реформы
уточнены признаки объективной
стороны в ряде составов, дана новая редакция
норм. Было проведено сокращение перечня
административно-наказуемых деяний (жестокое
обращение с животными, нарушение правил
их содержания). К сожалению, законодатель
отказался от предложения ввести ответственность
за содержание экзотических, т.е. несвойственных
России, видов животных без разрешения,
бойцовых собак и др64.
П р а в о н а р у
ш е н и я , п о с я
г а ю щ и е н а
о с о б о о х р
а н я е м ы е т
е р р и т о р и и
и о б ъ е к т ы.
Эта часть административного законодательства
подверглась существенным изменениям:
расширен перечень составов, введена
новая статья (8.39).
Но – подчеркнем еще раз
– главное, конечно, это включение
новых общих и специальных
составов, ранее не предусматривающихся
в российском законодательстве об административной
ответственности за экологические правонарушения.
2.3
ПРОФИЛАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В любом экологическом правонарушении
неизбежно угадывается наличие
причин и условий, способствующих
его совершению. Например, причиной отсутствия
очистных сооружений на предприятии является
их дороговизна, существенно сказывающаяся
на хозрасчетном доходе трудового коллектива,
а условием этого нарушения – безнаказанность
за подобные нарушения.
Устранение причин и условий, способствующих
экологическим правонарушениям, - главная
цель юридической ответственности. Поэтому
в законодательстве содержится ряд мер,
специально предназначенных для этого.65
1. Устранение причин и условий
совершения экологических правонарушений
должно осуществляться путем системного
подхода к реализации этой цели. Например,
нельзя считать системной такую группу
мероприятий, как лесовосстановительные
работы при отсутствии необходимых посадочных
машин, саженцев и других средств при достаточной
правовой урегулированности этих отношений.
Проводимые профилактические мероприятия
оказываются нереализованными именно
из-за несистемного подхода к этому делу.
2. В профилактике экологических
правонарушений должны использоваться
многообразные средства: организационные,
управленческие, идеологические, технические,
технологические и т. п. Так, недостаточно
всестороннего обеспечения профилактических
мероприятий техническими, технологическими
и т.п. средствами, если не будет проводиться
систематической работы по их идеологическому
обеспечению, направленной на перестройку
экологического сознания граждан и юридических
лиц.
3. Профилактическая работа должна
сочетать общеэкологические мероприятия
и учитывать обеспечение сохранности
как всей окружающей природной среды,
так и отдельных составляющих природных
объектов. Например, при применении агрохимопыления
полей необходимо обеспечить чистоту
всей окружающей природной среды и непричинение
вреда отдельным объектам (дикой фауне
в лесах, рыбным запасам в водоемах и т.п.).
4. Профилактические мероприятия
можно подразделить на:
А) предварительную профилактику
экологических правонарушений. Так,
точное определение размеров
лесосеки в лесорубочном билете
устраняет условия безнаказанности
в случае данного нарушения,
поскольку ликвидирует обезличку
при ведении лесохозяйственных работ;
Б) пресекательную профилактику,
осуществляемую в условиях продолжающегося
экологического правонарушения. Например,
административное задержание лиц,
нарушающих правила охоты, ловли
рыбы, изъятие вещей, являющихся
непосредственным орудием правонарушения;
В) профилактику по свершившемуся
факту экологического правонарушения.
Так, органы, должностные лица
и суд, рассматривающие дело, при
обнаружении причин и условий,
способствовавших экологическим
правонарушениям, выносят соответствующим
организациям и должностным лицам предложения
о принятии мер по устранению этих причин
и условий (ст. 29.13 КоАП РФ), представления
следователя, частные определения суда
(ст. 225 ГПК РФ).
Приоритетное положение в системе
профилактических мероприятий должна
занимать предварительная профилактика.
Поэтому государственные органы, общественные
организации, трудовые коллективы разрабатывают
и осуществляют мероприятия, направленные
на предупреждение административных правонарушений,
выявление и устранение причин и условий,
способствующих их совершению, строгое
воспитание граждан в духе высокой сознательности
и дисциплины, соблюдение экологических
законов.66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя все вышеизложенное в данной
дипломной работе, мы можем сделать определенные
выводы относительно интересующих нас
проблем, а именно относительно сущности
и содержания административной ответственности
за экологические правонарушения по действующему
законодательству.
Итак, мы выяснили, что основанием
административной ответственности
является наличие в деянии
признаков состава экологического
проступка, а также умышленная
или неосторожная вина субъекта
ответственности (физического или
юридического лица), наличие правовой
нормы, установившей запрет и содержащей
санкцию за его нарушение.
Экологическому правонарушению
присущи следующие признаки:
- противоправность (нарушение Закона
об ООС и других законодательных
актов РФ и субъектов Федерации);
- вредоносность – причинение
либо создание реальной угрозы
причинения вреда ОС и здоровью
человека;
- наказуемость – применение
мер воздействия к нарушителям;
- наличие деяния (действия
либо бездействия);
- наличие виновности.
Экологические правонарушения посягают
на экологические правоотношения,
т.е. общественные отношения, возникающие
как по поводу ОС в целом,
так и ее отдельных составляющих.
Следует отметить, что административная
ответственность является наиболее часто
применяемым видом юридической ответственности
за нарушение экологического законодательства,
а наиболее распространенным видом наказания
– штраф. В целом же, согласно статье 3.2
КоАП РФ, выделяют следующие виды административных
наказаний: