Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:27, курсовая работа
Целью нашего исследования будет являться рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся сущности и содержания административной ответственности за экологические правонарушения.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач: дать общую характеристику экологическим правонарушениям, дать общую характеристику и проанализировать содержание административной ответственности за экологические правонарушения; определить систему профилактических мер, сделать собственные выводы.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ………. 8
Обзор теоретических взглядов на юридическую ответственность …… 8
Сущность и содержание экологического правонарушения ………….. 13
Основные черты юридической ответственности за экологические правонарушения ………………………………………………………… 17
Основания освобождения от эколого-правовой ответственности ……24
ГЛАВА 2.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА …….27
Административная ответственность за экологические правонарушения и ее реализация …………………………………………………………. 27
Результаты реформы административного законодательства ………... 43
Профилактика экологических правонарушений ……………………....49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….....55
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………
Глава 10 также содержит ряд составов административных правонарушений, связанных с охраной окружающей среды50. В ст. 10.1 «Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками», ст.10.2 «Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)», ст. 10.3 «Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)», ст. 10.14 «Нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений», установлена ответственность за посягательства на фитосанитарную безопасность как составной элемент биобезопасности (или экологической безопасности населения и территорий, в частности, растительный мир). В других статьях этой главы установлена ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; экологических и иных требований при мелиорации земель, например, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений, повреждение мелиоративных систем. В определенной степени экологическое значение имеют и составы, предусмотренные ст. 10.11-10.13.
Отметим, что в эту главу,
обеспечивающую охрану
Кроме того, ст. 19.4 предусматривает
ответственность за
Наконец, ст. 20.6 устанавливает ответственность
за невыполнение требований
Применение мер
В соответствии со ст. 28.1. КоАП
РФ поводами к возбуждению
дела об административном
В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в случае, если после выявления экологического административного правонарушения осуществляются экспертизы или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение об этом принимают должностные лица правоохранительных органов и органов внутренних дел (милиции), уполномоченные составлять протокол52. Решения оформляются в виде определения (а протокол – в виде постановления). Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения в течении одного месяца с момента возбуждения дела, хотя в исключительных случаях срок может быть продлен еще на один месяц вышестоящим должностным лицом, по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, который в течении суток направляется судье, уполномоченным рассматривать их органам, должностным лицам53. При этом целый ряд дел об экологических проступках, если по ним проводилось административное расследование, могут рассматривать только судьи районных судов (например, о самовольной добыче янтаря, о нарушениях законодательства об охране и использовании континентального шельфа и морских акваторий, животного мира, перечисленных в части 1 и 2 ст. 23.1. В остальных же случаях они рассматриваются мировыми судьями. Кроме дел, где проводилось административное расследование, судьям могут быть переданы на рассмотрение и другие дела, если решение об этом приняло должностное лицо природоохранительного органа (ч. 2 ст. 23.1). Дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов; а совершенных несовершеннолетними, т.е. лицами не достигшими 16-летнего возраста, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если по делу не проводится
административное
Назначение административного
Экологические проступки в
Таким образом, налицо множественность субъектов реализации административной ответственности за экологические правонарушения. Даже с учетом административной реформы 2004 г. и предстоящих в связи с этим изменений КоАП РФ эта характеристика в целом остается прежней55.
Наказуемость административных экологических правонарушений. Основные санкции установлены законодателем в виде штрафа (причем его размеры колеблются существенным образом), а также конфискации орудий, средств совершения правонарушения, незаконно добытого. Здесь следует указать, что размеры санкций всего в нескольких статьях близки к минимальным, т.е. от 1 до 3 МРОТ (для граждан) – в ст. 8.23 за эксплуатацию механических транспортных средств с превышением содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума; в ст. 8.25 ч. 1 – за нарушение правил заготовки живицы или второстепенных лесных ресурсов, по ч. 1 ст. 8.26 – за нарушение правил осуществления отдельных видов лесопользования, в ст. 8.27 – за нарушение правил воспроизводства лесов и семеноводства лесных растений, в ст. 8.29 – за уничтожение мест обитания животных, в ст. 10.8 – за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил перевозки, хранения или реализации продуктов животноводства. С другой стороны, в ряде статей размеры штрафа близки к максимальным, например, за правонарушения, посягающие на живые и неживые ресурсы континентального шельфа РФ и морских акваторий: от 1 до 2 тыс. МРОТ на юридических лиц – за нарушение правил использования и охраны неживых (минеральных) ресурсов – по ч. 1 ст. 8.17 – от 2 до 3 тыс. МРОТ – за самовольную прокладку или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или тоннелей (по ч. 3 этой же статьи), за нарушения правил захоронения отходов в морях России, на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 8.19) и др56. Таким образом здесь законодатель применяет положения статьи 3.5., устанавливающей размеры административного штрафа, его минимальные (не менее 0,1 МРОТ) и максимальные размеры (на граждан – не более 25 МРОТ, на должностных лиц – не более 50 МРОТ, на юридических лиц – не более 1000 МРОТ) и исключения из этого правила – в том числе для наказаний за экологические проступки, когда налагаемые на должностных и юридических лиц размеры штрафа могут быть выше, но не превышать, соответственно 200 МРОТ и 5000МРОТ (абз. 2 ч. 3 ст. 3.5). Кроме того, в нескольких случаях законодатель определяет размеры административного взыскания – штрафа исходя не из кратной величины по отношению к МРОТ, а из стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения. Так, в ст. 8.17 ч. 2 штраф установлен в отношении граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения; на должностных лиц – от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов; на юридических лиц – от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, а в ст. 8.20 штраф налагается на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения; на должностных лиц – от одного до полуторакратного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов; на юридических лиц – от двукратного до трехкратного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов57.
Наконец, в ст. 8.17 – 8.20, 8.37, 8.39, 8.34
использована и такая санкция,
как конфискация в виде
Очень редко в КоАП РФ
Дополнительно могут
2.2
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Итоги реформы законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения. Основные существенные изменения сводятся к следующим:
Примерами первого варианта
Информация о работе Административная ответственность за экологические правонарушения