Административная ответственность за экологические правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования будет являться рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся сущности и содержания административной ответственности за экологические правонарушения.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач: дать общую характеристику экологическим правонарушениям, дать общую характеристику и проанализировать содержание административной ответственности за экологические правонарушения; определить систему профилактических мер, сделать собственные выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ………. 8
Обзор теоретических взглядов на юридическую ответственность …… 8
Сущность и содержание экологического правонарушения ………….. 13
Основные черты юридической ответственности за экологические правонарушения ………………………………………………………… 17
Основания освобождения от эколого-правовой ответственности ……24

ГЛАВА 2.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА …….27
Административная ответственность за экологические правонарушения и ее реализация …………………………………………………………. 27
Результаты реформы административного законодательства ………... 43
Профилактика экологических правонарушений ……………………....49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….....55
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 341.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА  И ПРОЦЕССА 
 
 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЯ 
 
 
 
 

Дипломная работа студента V курса 
 
 
 

Научный руководитель – доцент 
 
 
 
 
 
 

Допущена к  защите

«___»____________ 2008 г. 

Зав. Кафедрой ГпиП

_____________  
 
 
 
 
 

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 
 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ………. 8 

    1. Обзор теоретических  взглядов на юридическую ответственность  …… 8
    2. Сущность и содержание экологического правонарушения ………….. 13
    3. Основные черты юридической ответственности за экологические правонарушения ………………………………………………………… 17
    4. Основания освобождения от эколого-правовой ответственности ……24
 

ГЛАВА 2.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА …….27  

    1. Административная  ответственность за экологические  правонарушения и ее реализация …………………………………………………………. 27
    2. Результаты реформы административного законодательства ………... 43
    3. Профилактика экологических правонарушений ……………………....49
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....52 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….....55 

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………64 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               ВВЕДЕНИЕ 

          В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов значимое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особо их предупреждения. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

           В настоящее время практически  сформирована основная нормативная  база по предупреждению и пресечению  экологических правонарушений: существуют  как административные наказания, так и уголовные виды юридической ответственности. Разработаны и действуют многочисленные законы в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности. Но конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике отсутствуют, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, систематизации действий природоохранных и правоохранительных органов по осуществлению своих экологических обязанностей и прав.

           Основополагающие положения экологического законодательства содержатся в Конституции Российской Федерации. В ней закреплено право каждого на охрану здоровья (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42); в определенной мере ограничиваются правомочия владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, если это наносит ущерб окружающей природной среде и нарушает чьи-либо права и законные интересы (ст. 36); а также обязанности каждого гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

            В начале 90-х гг. приняты нормативные  акты, призванные служить правовой  базой охраны окружающей среды:  Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г.  «Об охране окружающей природной  среды» (утратил силу), Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (утратил силу), «Об экологической экспертизе» и др.

            Интенсивно стало развиваться федеральное законодательство в области использования природных ресурсов: Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. (утратил силу). Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. № 4613-1 (утратили силу), Закон РФ «О недрах», с 1995 г. – Водный кодекс РФ и другие законодательные акты.

           Законодательство, затрагивающее проблемы  обеспечения экологической безопасности, также стало интенсивно развиваться.  Были приняты Федеральный закон  РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федеральный закон РФ от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» и др.

            В последние годы происходит  новый всплеск совершенствования  экологического законодательства. Так, в 1997 г. Был принят Лесной  кодекс РФ, в 1999 – новые Федеральные  законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране атмосферного воздуха», 25 октября 2001 г. Президентом Российской Федерации был подписан новый Земельный кодекс РФ, 30 декабря 2001 г. – новый кодекс РФ об административных правонарушениях, 10 января 2002 г. Принят новый Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие. Вносятся изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты.

             Российское государство усиливает  свое внимание к проблеме укрепления  экологического правопорядка. В концепции национальной безопасности Российской Федерации среди важнейших поставлена задача по обеспечению жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире. При этом особо отмечается, что обеспечение национальной безопасности в сфере экологии становится актуальным направлением деятельности государства и общества. В частности, в КоАП РФ, существенным новшеством которого является возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц, имеется отдельная глава, посвященная административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования, содержащая 40 статей правонарушений.

            Таким образом, в свете всего  вышеизложенного, очевидно, что  тема данной дипломной работы – «Административная ответственность за экологические правонарушения» - как нельзя более актуальна в наше время. Тематика дипломной работы обусловлена актуальностью и недостаточной разработанностью проблемы, ряда ее специфических особенностей и значимости для обеспечения необходимой полноты вопроса.

            Степень разработанности. В целом, вопросами юридической ответственности занимались многие ученые. В учебниках, комментариях и монографиях отдельные вопросы данной проблемы рассматривались С.С. Алексеевым, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшиным, О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородским и рядом других авторов. В названных работах содержатся научно обоснованные и практически полезные выводы, но, тем не менее, имеется ряд аспектов, остающихся проблематичными, что также свидетельствует о необходимости дальнейшей монографической разработки.

            Проблемы административной ответственности  за экологические правонарушения, в свою очередь, была рассмотрена  О.Л. Дубовик, А.Б. Агаповым, А.А.  Назаровым, Ю.Г. Жариковым и др. Однако, несмотря на позитивную роль этих исследований, многие стороны названной темы не анализируются. Некоторые суждения, высказанные данными авторами, требуют дополнительного анализа. Именно изложенные обстоятельства и обусловили выбор темы настоящего дипломного исследования, которую с учетом высказанных выше доводов, можно считать достаточно актуальной.

            Постоянно изменяющееся и уточняющееся  законодательство, как неизбежный  элемент реальных изменений в  экономической и политической жизни страны, приводит к значительным трудностям в освещении данной проблемы, что также подчеркивает актуальность интересующих нас вопросов.

            Целью нашего исследования будет являться рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся сущности и содержания административной ответственности за экологические правонарушения.

            Целевая направленность исследования  обусловила необходимость решения  следующих задач: дать общую характеристику экологическим правонарушениям, дать общую характеристику и проанализировать содержание административной ответственности за экологические правонарушения; определить систему профилактических мер, сделать собственные выводы.

             Положения и выводы дипломного исследования основываются на изучении Конституции Российской Федерации, действующего административного, а также гражданского, трудового и других законодательств.

             Следует особо подчеркнуть, что  мы отчетливо сознаем всю сложность  и многоаспектность выбранной  нами темы и не претендуем  на ее исчерпывающее и бесспорное освещение. Стараясь сохранить объективность в освещении материала, мы будем приводить точки зрения исследователей, занимающих иные позиции по рассматриваемым проблемам.

             Логическая последовательность  решения поставленных задач определила структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

            В представленной работе будет  рассмотрена административная ответственность  за экологические правонарушения, предусмотренная нормами административного права, дан анализ соответствующих статей КоАП РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 

1.1.  ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ  ВЗГЛЯДОВ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

     Исследованию проблем юридической ответственности в отечественной научной литературе уделено много внимания1; создано несколько теоретических подходов к пониманию юридической ответственности ( роли этой ответственности в правовой системе ), но до сих пор не выработано единой позиции относительно ее определения, содержания, деления на виды. Определение понятия юридической ответственности за экологические правонарушения, предполагает, в свою очередь, выявление сущности юридической ответственности как правовой категории2.

      Так, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский  отмечали, что под юридической  ответственностью понимается сочетание  трех элементов, которые определяют  ответственность как меру государственного  принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающуюся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного порядка3.

      И.С. Самощенко утверждал, что  юридическая ответственность – это особое, предусмотренное и урегулированное нормами права отношение между нарушителем требований права и государством в лице его отдельных органов.

       С.С. Алексеев подчеркивал, что  сущность юридической ответственности  состоит в обязанности лица  претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение4.

       В литературе высказано мнение  о наличии «позитивной» ответственности,  под которой следует понимать  обязанность совершать действия, соответствующие «объективным требованиям данной ситуации и объективно обусловленным идеалам времени»5.

         Некоторые авторы выделяют ответственность  в ретроспективном и перспективном  смысле, что обозначается в литературе  как «двухаспектная правовая  ответственность»6. В этом варианте под перспективным смыслом понимается обязанность соблюдать нормы, а под ретроспективным – претерпевать неблагоприятные последствия нарушения норм.

        Идеи о так называемой «позитивной»  и «перспективной» ответственности  неоднократно подвергались критике7. «Юридическая ответственность, - отмечают И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшин, - всегда была ответственностью за прошлое, за совершенное противоправное деяние. Иначе можно прийти к выводу, что лицо, не совершающее преступление, уже несет правовую ответственность. Ни научные соображения, - подчеркивают авторы, - ни тем более интересы практики не дают основания для пересмотра взгляда на юридическую ответственность как последствие правонарушения»8. Ю.С. Шемшученко, В.Л. Мунтян и Б.Г. Розовский также указывали, что «позитивная ответственность» объективно направлена на размывание и без того недостаточно устоявшихся граней понятия юридической ответственности, вызывает ничем не оправданную путаницу терминов и дополнительные трудности в уяснении их содержания»9.

Информация о работе Административная ответственность за экологические правонарушения