Административная ответственность за экологические правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования будет являться рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся сущности и содержания административной ответственности за экологические правонарушения.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач: дать общую характеристику экологическим правонарушениям, дать общую характеристику и проанализировать содержание административной ответственности за экологические правонарушения; определить систему профилактических мер, сделать собственные выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ………. 8
Обзор теоретических взглядов на юридическую ответственность …… 8
Сущность и содержание экологического правонарушения ………….. 13
Основные черты юридической ответственности за экологические правонарушения ………………………………………………………… 17
Основания освобождения от эколого-правовой ответственности ……24

ГЛАВА 2.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА …….27
Административная ответственность за экологические правонарушения и ее реализация …………………………………………………………. 27
Результаты реформы административного законодательства ………... 43
Профилактика экологических правонарушений ……………………....49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….....55
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

          Кроме того, дела об эколого-правовом  нарушении могут быть прекращены  уже на стадии процесса рассмотрения  с передачей материалов для принятия мер общественного воздействия или без таковых, если обнаружилось отсутствие обязательств, являющихся обязательным основанием привлечения к эколого-правовой ответственности41.

          Таким образом, законодательство  содержит механизм защиты от ситуаций, при которых применение эколого-правовых норм об ответственности нецелесообразно, что обеспечивает соблюдение принципа законности и целесообразности в экологическом праве.

ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 

2.1 АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЯ И  ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ 

           Административная ответственность  регулируется Кодексом РФ об  административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. , действующим с  1 июля 2002 г. , а также специальным экологическим законодательством субъектов Российской Федерации , т.е. принятыми ими актами , содержащими как перечни составов экологических правонарушений , так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности ( ст. 2.1 ) с установлением санкций. Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка42, а также вина субъекта ответственности ( физического или юридического лица ), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответственность физических лиц наступает с 16-летнего возраста ( ст. 2.3 ) , а юридических – если будет установлено , что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм , за нарушение которых предусмотрена административная ответственность , но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

            Законодательное понятие административного  экологического проступка отсутствует.  Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Не содержит, в отличие от ранее действовавшего базового экологического акта, ни определения экологического правонарушения или экологического преступления, ни перечня составов. Но в доктрине экологического права такое понятие выработано. Под административным экологическим проступком понимается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования окружающей среды, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность43.

         До вступления в силу нового Кодекса помимо КоАП РСФСР (гл. 6,7,9) перечни составов административных правонарушений, частично совпадающие с имеющимися в Кодексе , частично выходящие за его пределы , устанавливались в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» , ст. 61-62 ФЗ «Об использовании атомной энергии» , ст. 30,32 ФЗ «Об экологической экспертизе» , ст. 46 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» , ст. 55 ФЗ «О животном мире» , ст. 19-20 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» , ст. 49 ФЗ «О недрах» и других актах. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ эти акты не могут включать нормы об ответственности за административные правонарушения. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. В ст. 2 признал утратившими силу п.1 ст.36 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ст.62 ФЗ «Об использовании атомной энергии» , п.2 и 4 ст.66, п.2 ст.73 Градостроительного кодекса , ст. 56 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , ст. 26 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» , ФЗ от 12 мая 2000 г. Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии».

          Следует отметить, что в науке экологического права исследованию административных экологических правонарушений уделено меньше внимания, чем уголовной ответственности за экологические преступления. Подробное толкование норм об экологических проступках дано в единственном Комментарии к КоАП РСФСР, выдержавшим 5 изданий, в отдельных статьях и диссертационных исследованиях, в то время как экологические преступления глубоко проанализированы не только более чем в десятке комментариев к УК РФ, но и в монографических изданиях44.

          В настоящее время составы экологических проступков в основном сосредоточены в гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Часть из них помещена в гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» , часть – в гл. 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве , ветеринарии и мелиорации земель». Преимущественно экологический характер могут носить и некоторые составы гл. 19 «Административные правонарушения против порядка управления».

             Существенным нововведением КоАП  РФ является привлечение к  административной ответственности  юридических лиц. До его принятия  юридических лиц возможно было  привлечь к административной  ответственности только рядом  законодательных актов субъектов Российской Федерации.

             Известно, что в процессе работы  над проектом КоАП РФ вопрос  включения в институт административной  ответственности юридических лиц  был крайне дискуссионным. В  конечном итоге и теоретики,  и практики, участвовавшие в разработке кодекса, пришли к единому мнению о необходимости привлечения юридических лиц к ответственности за административные правонарушения45.       

             В гл. 8 содержатся статьи , предусматривающие  ответственность за совершение:

    1) нарушений общих требований охраны окружающей среды ( несоблюдение экологических требований при планировании , технико-экономическом обосновании проектов , проектировании , размещении , строительстве , реконструкции , вводе в эксплуатацию , эксплуатации предприятий , сооружений и иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; нарушение законодательства об экологической экспертизе» сокрытие или искажение экологической информации ) ;

    2)  земельных правонарушений , т.е. за порчу земель , невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние , пригодное для использования по целевому назначению , использование земель не по целевому назначению , невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

    3) горных  правонарушений , охватывающих составы нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов , нарушения требований по рациональному использованию недр , нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

    4)   водных правонарушений , в том числе нарушение порядка отвода земельных участков , а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов , нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов , нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов , которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления , невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов , их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние , пригодное для пользования , незаконная добыча песка , гравия , глины и иных общераспространенных полезных ископаемых , торфа , сапропеля на водных объектах , осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов , нарушение требований к охране водных объектов , которое может повлечь их загрязнение , засорение и (или) истощение , загрязнение ледников , снежников или ледяного покрова водных объектов , содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам , местам туризма , спорта и массового отдыха , отходами производства и потребления и (или) вредными веществами , а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах , нарушение правил водопользования при заборе воды , без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты , нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых , торфа , сапропеля на водных объектах , а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений , при осуществлении промыслового рыболовства , судоходства , прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов , проведении дноуглубительных , взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб , портовых и иных сооружений , нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств , а также невыполнение правил ведения судовых документов;

    5)   проступков , посягающих на ресурсы континентального шельфа и моря и порядок деятельности в их пределах , в частности , нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах , в территориальном море , на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии, нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований в указанных акваториях, нарушение правил захоронения в них отходов и других материалов; незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

    6)  проступков, посягающих на  атмосферный воздух (нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума);

    7)   лесонарушений 46, т.е. нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд, нарушение правил лесопользования, нарушение правил осуществления побочного лесопользования, нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состояния лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан, уничтожение мест обитания животных, уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд, нарушение требований санитарных правил в лесах, загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами, нарушение правил пожарной безопасности в лесах;

    8)   проступков, посягающих на  животный мир и среду его обитания : нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира, нарушение правил охоты, нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов47;

    9)   нарушение установленного  режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах);

    10)  нарушений требований при  осуществлении работ в области  гидрометеорологии, мониторинга  загрязнения окружающей природной  среды и активных воздействий  на гидрометеорологические и  другие геофизические процессы.

              Помимо главы 8 КоАП РФ административная ответственность за совершение экологических правонарушений предусмотрена Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 75), Федеральным законом РФ от 30 марта 1999 г. (с изм. от 30.12.2001 г.) «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (с изм. от 30.12.2001 г.), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г48. (ст.130), Законом РФ от 21 февраля 1992 г. (в ред. От 3 марта 1995 г.) «О недрах» (ст. 49), Федеральным законом РФ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 31) и др. В указанных статьях федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат бланкетные нормы права49.

              Глава 7 КоАП РФ включает ряд  статей, где основным объектом  посягательства выступают отношения в области охраны собственности, а дополнительным являются отношения в области охраны окружающей природной среды, охраны экологической информации и др.

     Так, ст.7.1 предусматривает ответственность  за самовольное занятие земельного  участка, ст. 7.2 – за уничтожение специальных знаков, ст. 7.3 – за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) , ст. 7.4 – за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, ст. 7.5 – за самовольную добычу янтаря, ст. 7.6 – за самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии), ст. 7.7 – за повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки, ст. 7.8 – за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта, либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ст. 7.9 – за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, ст. 7.10 – за самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом, ст. 7.11 – за пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), ст. 7.13 – за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Информация о работе Административная ответственность за экологические правонарушения