Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа
Таким образом, исходя, из всего вышеперечисленного целью данной курсовой работы является изучение и анализ фактической взаимосвязи учетной политики и бухгалтерской отчетности на примере ОАО «Сосновское» Руднянского района Волгоградской области, поиск путей усиления этой взаимосвязи и повышения уровня информативности учетной политики как основного источника информации при составлении бухгалтерской отчетности.
На основании поставленной цели в данной курсовой работе выделяются следующие конкретные задачи, которые необходимо решить:
показать значимость и важность принятой учетной политики для понимания и трактовки уровня и состава показателей финансовой отчетности;
выделить те элементы учетной политики, которые приводят к различным возможным оценкам показателей бухгалтерской отчетности;
определить совокупность показателей бухгалтерской отчетности, по которым может применяться не одна, а несколько оценок, раскрыть суть этих оценок;
определить степень влияния изменений, вносимых в учетную политику, на бухгалтерскую отчетность;
оценить роль учетной политики при составлении бухгалтерской отчетности на предприятии;
определить последствия принимаемых решений в учетной политике организаций, и их влияние на состояние отчетности.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Теоретическое обоснование порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности………………………………………………………...6
2. Организационно - экономическая характеристика «ОАО «СОСНОВСКОЕ» Руднянскго района Волгоградской области………………………….17
2.1. Экономическая характеристика предприятия…………………………….17
2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии……………………..25
3. Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерской отчетности ОАО «СОСНОВСКОЕ» Руднянского района Волгоградской области…………….33
3.1. Влияние учетной политики предприятия на оценку показателей бухгалтерской отчетности………………………………………………………33
3.2. Последствия принимаемых решений в учетной политике предприятия и их влияние на состояние отчетности…………………………………………...45
4. Пути усиления взаимодействия учетной политики и бухгалтерской отчетности ОАО «СОСНОВСКОЕ» Руднянского района Волгоградской области…………………………………………………………………………...55
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………66
Согласно научным разработкам Пучковой СИ., Крятовой Л. А., Пизенгольца М.З. и других третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и положениях по бухгалтерскому учету, в соответствии с отраслевой спецификой. Именно в третий уровень согласно разработкам Кутер М.И. необходимо включать План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению, составляющих основу организации учета экономических субъектов. Основная особенность документов третьего уровня - они в отличие от документов второго уровня системы не обязательны для всех организаций и регулируют конкретные операции.
Документы же четвертого уровня, по мнению вышеуказанных авторов, разрабатываются внутри экономического субъекта, утверждаются руководителем организации и определяют особенности учетной политики, на предприятии исходя из вариантности форм и методов ведения учета и формирования отчетности, закрепленных в нормативных актах более высоких уровней. Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. В данную группу нормативных актов можно отнести рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов или учетную политику организации, принятую в соответствии с ПБУ 1/2008. Основным документом четвертого уровня, по мнению Ю.А. Бабаева является сама учетная политика, с помощью которой в организациях осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета применительно к особенностям деятельности каждой организации [8].
Такой же точки зрения относительно состава и содержания системы нормативно-правового регулирования ведения бухгалтерского учета и отчетности придерживаются Ю.А. Бабаев и В.В. Ковалев [8, 17]. Данные авторы учебных пособий также видят систему регулирования бухгалтерского учета в Росси четырехуровневой, причем для каждого уровня они выделяют свои характерные нормативные документы и органы, принимающие эти документы. Такого же мнения придерживается и В.И. Щербакова - автор учебника «Теория бухгалтерского учета». Она считает, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней, содержание которых соответствует выше изложенному материалу, но каждый из этих уровней имеет свое название: I уровень - законодательный, II уровень - нормативный, III уровень - методический, IV уровень - организационный [40]. Однако необходимо отметить некоторую особенность, которая прослеживается в работе Ю.А. Бабаева и о которой не упоминается у других авторов. Бабаев Ю.А. говорит о том, что во главе всей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета находится Концепция бухгалтерского учета. В 1997г. методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров была одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике, разработанная с учетом требований международных стандартов и опыта государств с развитой рыночной экономикой в области организации и ведения бухгалтерского учета. Данная Концепция ориентирована на реализацию взаимосвязей различных видов учета и контроля, а также на реализацию взаимосвязи учетной политики и бухгалтерской отчетности в целях обеспечения заинтересованных пользователей необходимой информацией на новом этапе развития страны [8].
Однако необходимо также заметить, что не все авторы учебных изданий и научных работ придерживаются стандартной и наиболее распространенной точки зрения о том, что система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России четырехуровневая. Так, например Палий В.Ф. в учебном пособии по бухгалтерской отчетности выделяет трехуровневую систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Причем первые два уровня полностью совпадают с уровнями, выделенными выше, а вот третий уровень представлен документами, на основании которых составляются специализированные сельскохозяйственные формы отчетности. В данную группу относятся различного рода методические рекомендации, указания, на основании которых составляются не только специализированные формы бухгалтерской отчетности, но и разрабатывается учетная политика организации с учетом отраслевых особенностей. В Инструкциях данного уровня даются подробные схемы взаимоувязки статей учетной политики и показателей всех форм бухгалтерской отчетности [25].
Примером абсолютно другой точки зрения по поводу построения рациональной и эффективной системы нормативно-правового регулирования может служить мнение Донцовой Л.В., которое она высказывает в учебном пособие «Анализ финансовой отчетности». Донцова Л.В. не делит нормативную базу на уровни и по ее мнению при формировании показателей в бухгалтерском учете и отчетности, а также при разработке своей индивидуальной учетной политики предприятиям необходимо руководствоваться набором следующих документов:
Представленная система нормативно-правового регулирования, разработанная Донцовой Л.В., отличается от представленных ранее систем некоторой сжатостью, не полнотой, снижающей уровень информативности всей базы.
Своеобразной точки зрения по поводу формирования и применения нормативно-правовой базы в области бухгалтерского учета и отчетности придерживается Н.П. Кондраков: вся база у него представлена 19-тью нормативными документами, в число которых включены ФЗ «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, различные ПБУ, Приказы Минфина РФ и др. [19].
Для придания большей наглядности всему рассмотренному выше материалу по основному вопросу данного раздела курсовой работы необходимо свести все рассмотренные точки зрения в единую сводную таблицу, которая в обобщенном виде отразит сложившиеся концепции в регулировании бухгалтерского учета и отчетности в России. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (таблица 1).
Таблица 1
Система нормативно-правового регулирования учета и отчетности в РФ
Уровни регулирования | Источники регулирования | Документы, регулирующие учет |
|
Первый | Президент РФ, Парламент РФ, Правительство РФ | ГК РФ, ФЗ «О Бухгалтерском учете», указы Президента и постановления Правительства РФ | Устанавливает
единые правовые и
методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета |
Второй | Министерство финансов РФ, другие органы исполнительной власти | ПБУ | Регулирует общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления Бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения |
Третий | Министерство финансов РФ, другие органы исполнительной власти, отраслевые министерства и ведомства | План счетов бухгалтерского учета, инструкция по его применению и прочие методические рекомендации и указания | Определяет схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулирует методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризации и др. |
Четвертый | Управленческий
персонал предприятия |
Документы, регулирующие учетную политику организации | Выбор форм и методов ведения учета и отчетности в организации исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, определение направлений взаимодействия учетной политики и отчетности |
Данная таблица, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, полностью соответствует системе нормативно-правового регулирования учета и отчетности в РФ, которой придерживаются в своих работах большинство авторов, перечисленных выше. Представленная система является наиболее полной и всеобъемлющей, позволяющей разобраться в основах нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования отдельных предприятий. Деление всей системы на четыре уровня позволяет определить степень воздействия каждого нормативного акта и уровень его значимости при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. Однако необходимо помнить, что формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов бухгалтерской отчетности - МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам, с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и взаимосвязи учетной политики и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Среди специалистов бытуют различные мнения по поводу способа внедрения международных стандартов в российскую практику бухгалтерского учета. Наиболее оптимальным считается следующий - разрабатывать российские стандарты путем их приспособления, .модификации и совмещения с МСФО. По мнению Ю.А. Бабаева последний вариант является наиболее правильным, так как трудно найти страну, которая строит свою национальную учетную систему, основываясь только на международные стандарты. Принимая во внимание национальные традиции, накопленный положительный опыт организации и ведения бухгалтерского учета, составления учетной политики и отчетности, наличие национальных нормативных документов, не противоречащих МСФО, а также прочие факторы, разумно полагать, что действующая во многих странах мира система учетных стандартов является компромиссом между международными стандартами и особенностями национальных бухгалтерских школ тех стран, которые участвуют в разработке МСФО [8]. Важно помнить, что реформирование российской системы учета в соответствии с требованиями МСФО направлено на обеспечение полезной информацией пользователей бухгалтерской отчетности и другой учетной документации. В России в настоящее время продолжается работа по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности [15].
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ОАО «СОСНОВСКОЕ» РУДНЯНСКГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
2.1. Экономическая
характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Сосновское» было организовано с целью осуществления хозяйственной деятельности на основе принципов самоокупаемости и самофинансирования.
ОАО
является юридическим лицом с
момента его регистрации
Юридический адрес Общества: Россия, индекс 403601, Волгоградская область, Руднянский район, с. Сосновка, ул. Советская д. 26. В случае изменения юридического адреса Общество обязано в семидневный срок известить об этом районную администрацию и налоговые органы.
Основными целями Общества являются внедрение достижений научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами и услугами, развитие научно-технического, делового и культурного сотрудничества, в том числе с международным участием.
Общество может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском и общем судах.
Общество
самостоятельно разрабатывает и
утверждает целевую программу и
планы производственно-
К основным видам деятельности относят: