Управленческий учет и проблемы классификации затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль, как правило, зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.

Работа содержит 1 файл

уу.docx

— 151.62 Кб (Скачать)

 

 

Кроме того, руководство предприятия  часто запрашивает информацию, в  которой фигурируют одни и те же данные, но в разных комбинациях, таким  образом, формы отчетов регулярно  требуются разные. Поэтому было принято  решение доработки программного обеспечения, в результате чего у  пользователей появилась возможность  самостоятельно создавать отчеты в  рамках информационной системы (т.е. с  автоматической обработкой данных) по принципу конструктора.

 

 

Внедрение системы управленческого  учета 

 

 

Внедрение системы в общей  сложности заняло около года, доработка  программного обеспечения отдельных  модулей продолжалось еще в течение  порядка двух лет. В процессе реализации проекта команда преобразований столкнулась с определенными  проблемами, среди которых стоит особо выделить собственно внедренческие проблемы (проблемы, связанные с внедрением изменений) и организационно-кадровые проблемы.

 

 

Кроме этого, работа над внедрением корпоративной информационной системы  позволила выявить недоработки  в организации учета. Так высветились  некоторые проблемы, которые раньше объясняли недостатками ручной обработки  данных, а на самом деле были связаны  с нарушением регламентов в части  сроков передачи информации. Например, для отечественных предприятий  достаточно характерной является ситуация, когда не совпадают отчетные данные подразделений сбыта и бухгалтерии  — сбыт докладывает о полученных средствах, а они еще не показаны в бухгалтерской отчетности.

 

 

Та же ситуация была и в  данном примере, причем она оказывала  достаточно сильное влияние на достоверность  информации о реализации. Причиной этому было несвоевременное отражение  бухгалтерией поступивших средств (платежных поручений и векселей) в базе данных программы и затягивание  закрытия бухгалтерского баланса в  целом по предприятию.

 

 

Проблемы, связанные с  внедрением изменений 

 

 

Одна из первых проблем, с  которыми столкнулась команда преобразований — была унификация формы предоставления исходной информации. Мы уже говорили о том, что существовавшее на момент внедрения программное обеспечение  в подразделениях предприятия было разнотипным, соответственно в каждом из них предъявлялись свои требования к формату базы данных (т.е. использовался  разный шрифт, порядок цифр, сокращения в заголовках и т.д.). Поэтому первое, что пришлось сделать — привести все исходные данные к единому "знаменателю", унифицировав их.

 

 

Также вскоре выяснилось, что  использовался неоднородный подход к сортировке информации — в разных подразделениях применялись разные критерии, что тоже влияло на достоверность  формируемых данных. Так, например, ряд подразделений неправильно  относили потребителей по принадлежности к классификации ОКОНХ и ОКПО, что приводило к несостыковке информации в разных отчетах. В результате был разработан "Паспорт потребителя", содержащий в общей базе все необходимые данные о потребителях продукции.

 

 

Стоит также отметить, что  в течение периода перехода на новое программное обеспечение  возросла нагрузка на сотрудников в  связи с необходимостью поддерживать одновременного старую и новую базы данных.

 

 

На первом этапе внедрения  информационной системы пересекающиеся данные в разных отчетах часто были противоречивы, и поэтому приходилось их регулярно выверять. Учитывая большие объемы обрабатываемой информации, процесс наладки регулярного потока достоверных данных занял достаточно много времени — порядка 12 месяцев.

 

 

Следствием такого длительного  внедрения явилось то, что сотрудники предприятия долгое время не пользовались возможностями информационной системы, предпочитая старые методы, которые  были более привычные (не надо разбираться, как пользоваться системой) и надежные (нет необходимости перепроверять  данные). И это несмотря на то, что  подобные способы отнимали гораздо  больше времени!

 

 

Организационно-кадровые проблемы

 

 

Кроме вопросов, связанных  с внедрением изменений, команде  преобразований пришлось столкнуться  с рядом организационных и  кадровых проблем. Так, существенное влияние  на сроки запуска системы оказал недостаток квалификационного IT-персонала  в подразделениях компании, что, в  принципе, является достаточно стандартной  проблемой для отечественных  предприятий.

 

 

Определенные трудности  у персонала вызвало и освоение вычислительной техники вкупе с  программным обеспечением. Несмотря на то, что проводилось централизованное обучение работников навыкам общения  с информационной системой, ряд сотрудников  оказался неготовым к освоению новых  методов работ.

 

 

Через некоторое время  после внедрения системы встала еще одна проблема. После того, как  информационная система начала функционировать  в рабочем режиме, появилась возможность  автоматической обработки информации и отпала необходимость в части  персонала, который регулярно готовил  данные отчеты на бумаге. Возник вопрос: что делать с людьми? По вполне объективным  причинам, ротация и сокращение кадров при проведении преобразований неизбежна  и практически ни одно серьезное  нововведение не обходится без данного  процесса. Поэтому нужно быть готовым  к этому заранее.

 

 

Полученный результат 

 

 

Что же получилось в итоге? Удалось сократить более чем  в 3 раза оперативность подготовки информации, повысить ее достоверность. Так, если раньше данные предоставлялись, в основном, укрупненно, без расшифровки по составляющим, то сейчас стало легко проверить каждую операцию, в связи с чем оказалось практически невозможным сокрытие или искажение информации. В настоящий момент каждый из пользователей центрального аппарата имеет возможность самостоятельно сформировать необходимые ему данные, не запрашивая их у других подразделений (при этом контроль доступа обеспечивает нужную степень безопасности). Это дало возможность также снизить нагрузку на нижние звенья управления предприятия в части подготовки отчетной информации и позволило им больше времени уделять исполнению своих прямых производственных обязанностей.

 

 

 

Источник: www.management.com.ua "Управление компанией" (№10, 2002)

 

 

 

Финансовая отчетность. Реальная картина состояния бизнеса

 

 

Финансовый и управленческий учет часто называют языком бизнеса. Ежедневно тысячи компаний во всем мире используют учет для записи и  анализа деловых операций и для  обеспечения руководителей достоверной, последовательной и необходимой информацией, служащей основой для принятия управленческих решений. Процедуры такого учета должны соответствовать определенным принципам и правилам, которые разрабатываются для того, чтобы система учета компании отражала истинную картину ее производственной, финансовой и инвестиционной деятельности.

 

 

 

 

Основы международных  стандартов финансовой отчетности.

 

Подготовка балансового  отчета в соответствии с международными стандартами.

 

Подготовка отчета о прибылях и убытках.

 

Подготовка отчета о движении денежных средств.

 

Изучение основ анализа  финансовой отчетности.

 

Особенности подготовки финансовых отчетов компании для иностранного партнера.

 

Расчет рентабельности планируемых  инвестиций.

 

Введение 

 

 

 

В условиях существовавшей в  России плановой экономики принятая в стране единая система бухгалтерского учета предназначалась для представления  отчетов государственным органам  и для обеспечения централизованного  контроля. Роль главного бухгалтера, несущего основную ответственность за финансовую деятельность государственного предприятия, заключалась в том, чтобы тщательно следить за финансовыми операциями, обеспечивая их соответствие утвержденным государством производственным и инвестиционным планам.

 

 

С началом реализации программы  массовой приватизации основная ответственность  за выживание предприятия перешла  от государства к руководителям  и частным акционерам компании. В  результате существенно возросла потребность  в квалифицированных главных  бухгалтерах и финансовых директорах, уровень знаний и опыта которых  был бы достаточен для того, чтобы  обеспечивать руководство адекватной информацией для принятия управленческих решений в новых условиях.

 

 

Данная статья, призванная содействовать руководителям российских компаний в углублении их понимания  законов рыночной экономики, посвящена  основам финансового учета и  финансовой деятельности в целом. Статья, естественно, не содержит универсальных  средств для решения всех проблем, которые встают перед приватизированной компанией, но она может стать хорошей отправной точкой для тех, кто стремится приобрести новые знания в области учета и финансов и готов использовать методы финансового анализа в работе.

 

 

Изучение статьи должно помочь руководителям компаний овладеть следующими навыками:

 

 

Организовывать учетные  данные таким образом, чтобы они  давали значимое описание текущего финансового  положения компании.

 

Использовать аналитические  методы для оценки и прогноза финансовых результатов компании.

 

Переводить финансовую отчетность международных стандартов в постоянные, т.е. освобожденные от инфляционной составляющей денежные единицы, что  позволит обеспечить реальную сравнимость  результатов деятельности разных периодов.

 

Переводить финансовую отчетность международных стандартов в иностранную  валюту для предоставления данных иностранным  деловым партнерам, инвесторам и  покупателям.

 

Изучение статьи потребует  немалых усилий, поскольку в ее основе лежат понятия и схемы, которые не имеют широкого распространения  среди российских специалистов в  области учета и финансов. В  этой связи важно четко уяснить, что такое финансовые отчеты, международные  стандарты учета (IAS) и в чем  заключается причина несоответствия российских и международных стандартов учета.

 

 

Финансовые отчеты, подготовка и интерпретация которых в  соответствии с международными стандартами  учета является основной темой этой статьи, можно определить как стандартные  формы предоставления финансовой информации. Наиболее важными из них являются:

 

 

 

Балансовый отчет, который  обеспечивает описание (на конкретную дату) активов компании и источников их финансирования.

 

Отчет о прибылях и убытках, который обеспечивает оценку результатов  деятельности компании за определенный отчетный период с помощью достаточно подробной разбивки данных о доходах  и затратах в целях определения  того, приносит ли компания прибыль  или убыток.

 

Отчет о движении денежных средств, в котором определяются источники средств компании за определенный период и указывается, как эти средства используются. Этот отчет показывает, достаточны ли средства, получаемые от основной деятельности, для покрытия расходуемых денежных средств компании за данный отчетный период. Одна из задач статьи состоит в обучении руководителей компаний технике подготовки этих финансовых отчетов, а также тому, где и как использовать информацию, содержащуюся в финансовых отчетах, для целей анализа и планирования.

 

 

Большинство систем финансового  учета мира подразделяются на две  категории:

 

 

Немецкая система, предписывающая использование для записи деловых  операций единообразного плана счетов и статей, который обычно составляется и утверждается центральными государственными органами, например министерством финансов.

 

Англосаксонская система, не имеющая строгой кодировки, но регулируемая принципами учета - общепринятыми правилами, которые необходимо учитывать при  регистрации операций и составлении  отчетности. Принципы, которые составляют основу современной англосаксонской  системы учета, называются общепринятыми  принципами учета (GAAP) (табл. 1).

 

Под термином "международные  стандарты учета"(IАS), часто используемым в статье, понимаются стандарты, издаваемые Комитетом по международным стандартам учета (IASC) -независимой неправительственной организацией, членами которой являются специалисты, определяющие основные принципы учета. Принципиальное различие между международными стандартами учета и стандартами, принятыми в конкретной стране, заключается в том, что стандарты IAS юридически не являются обязательными для компании. Тем не менее одной из целей Комитета по международным стандартам учета является создание готовых схем учета для внедрения в странах, которые еще не имеют адекватных схем финансового учета. Даже если преобразования в российской системе учета не приведут к непосредственному принятию международных стандартов IAS, знание этих стандартов обеспечивает надежную основу для работы с любыми возможными изменениями в российской системе учёта.

 

 

Среди фундаментальных преимуществ  международных стандартов учета  можно выделить следующие:

 

 

Четкая экономическая  логика.

 

Обобщение лучшей современной  мировой практики финансового учета.

 

Простота восприятия и  понятность для пользователей финансовой информации во всем мире.

 

Приведение российской учетной  информации в соответствие с международными стандартами означает устранение существующих различий между правилами учета, принятыми в России, и международными правилами (табл. 2).

 

 

Все эти различия подразделяются на три большие категории:

 

 

Различия в понятиях. Термины, которые звучат одинаково при  переводе их с русского языка на английский и с английского на русский, часто имеют различное  значение.

 

Различия в подходе. В  российском и международном учете  операции нередко регистрируются по-разному. Одним из примеров является различие в том, в какой момент регистрируются доходы и затраты, то есть в метопах  их учета:

 

Метод учета доходов и  затрат в момент поступления и  расходования денежных средств (cash-based).

 

До 1991 г. в российской системе  учета применялся только этот метод.

 

Метод учета доходов и  затрат s момент совершения операции, т.е. отгрузки продукции и выставления счетов, или так называемый метод начисления (accrual-based).

 

Этот метод основывается на принципе соотнесения доходов  и затрат, который заключается  в том, что все доходы должны соотноситься с затратами на их получение. Таким  образом, для того, чтобы определить, заработала компания прибыль или  понесла убыток, доход (выручка) должен быть соотнесен с затратами. Для  этого необходимо, чтобы затраты  накапливались и не учитывались  до тех пор, пока товары или услуги, с которыми они связаны, не проданы. Аналогично, доход учитывается не по факту оплаты, а тогда, когда  товары или услуги проданы, т.е. за них  выставлены счета.

Информация о работе Управленческий учет и проблемы классификации затрат